|
<<< ΛΛΛ >>>
Жаркое солнце говорит своей сестре: «О денница, милая сестрица!»
В другой песне она называется звездой-переходницей (звезда-преодница) .3 В одной хорватской песне Денница называется солнцевой дочерью, владеющей многими дарами: красотою весны и лета, богатством богатой осени, белизной белой зимы.4 Солнцева сестра рисуется в блестящих красках, подобно вышеприведенному (стр. 296 пр. 1) описанию Солнца-сокола в болгарской песне, она сидит на серебрёном престоле, на студеной воде: Извирала студена водица. Истекала студеная вода, На водицу сребрна столица. На воде серебреный престол, На столицу nujena heaoJKa, На престоле красавица-девица: Жуте су joj ноге до кол.енах, По колена ноги ее в сиянии (желтые), А злапене руке до раменах. По локоть руки в золоте, Коса joj je кита ибришима. Коса шелками увита...
Прислал паша сватать эту девицу, она отвечает сватам:
Фала Богу, чуда великога!
Да ли je ce наша помамио?
Кога хопе да узме за л>убу, Да он узме Сунчеву сестрицу
Хвала Богу, чудо великое! Или паша с ума сошел? Кого хочет за любу взять, Взять Солнцеву сестрицу,^
1 Preller. Rom. Myth. I, 412.
2 Петрановип. Срп. н. п. Боен. I, 45.
3 К a p a u и h. Срп. н. п. I, 305.
4 Stojanovic. SI. iz ziv. Hrv. n. 252.
300
Система славянской мифологии
М)есечеву првобратучеду, Даничину Богом посестриму! 1
Месяцеву племянницу, Денницыну по Богу посестриму!
Здесь под солнцевой сестрой, вероятно, следует понимать зарю. В Каринтии утреннюю зарю называют дъжница2, словом, заключающим в себе понятие о дожде и в то же время близко сходным с именем звезды денницы. «Джъница», следовательно, выражает собой понятие о плодоносной влаге, подобно заре, «выпускающей небесных коров» в ведийских гимнах (см. выше стр. 291), и в этом отношении может быть приравнена киевской богине M о кош и (см. выше стр. 295). В русских заговорах обращение к заре или звезде (утренней или вечерней) встречается весьма часто. «Заря заряница, заря красная девица!» — восклицают в заговоре.3 «Заря красная девица» здесь, без сомнения, есть солнцева сестра. В таком смысле встречаем зарю в великорусской же песне: Заря ль моя, зоренька, Заря, Солнцева сестрица! 4
г) Авсень, У сень (латыш. Усинь), в народных обрядах непосредственно связывается с Колядой, под иноземным именем которой, как наиболее подходящая пара к возрождающемуся, весеннему солнцу — Авсеню, вероятно, скрывается, как увидим впоследствии, возрождающаяся же, с наступлением нового года, луна, издревле служившая мерилом времени (ср. mensio = мера, mensis = месяц). В святочных маскарадах мы встречаем фигуру коня или всадника (Солнце) и кобылку (Русалку), точно так зооморфическими представителями Авсеня и Коляды, как мужского и женского элементов колядского празднества, являются святочные козел и коза, баран и овца. Впрочем, Коляда представлялась и в образе одетой в белую сорочку девушки. В таком виде в старину возили «Коляду» в санях по Москве с песней: «Уродилась Коляда накануне
К a p a u и h. Срп. н. п. I, 157 и ел.
<<< ΛΛΛ >>>
Однако из-за игнорирования предыдущего опыта построенная автором система древнеславянской мифологии Первый был представителем солнца 91 геракл 84 m геркулес 84 Имена русских богов нередко упоминаются в поучительных словах
|
|