Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

4 Reinsb. -Duringsfeld. Festkai. 539.

5 Костомаров. Пам. стар. р. лит. IV, 202.

6 Труды этн.-ст. эксп. Ш, 429: «Б!гла теличка з березняка—да в дядин двир: Я тоби, дядю заколядую». Ср. также 478 и 479. «Колядуй, баране! Не BMi<o пане» и т. д. Там же: Ш, 428.

249

животных. — Баран с золотыми рогами (ср. выше златорогий тур), появляющийся на небе, накануне рождества, и видимый тем, кто в этот день постился, известен словакам.1 Златорогий баран упоминается и в моравских песнях.2 Обо всем этом я подробнее буду говорить в другом месте.

В грамоте царя Алексея Михайловича 1649 г., направленной против святочных игрищ, называемых в грамоте «сборищами бесовскими», читаем: «В навечерие Рождества Христова (в Москве) кликали многие люди Каледу и У сень».3 В другом памятнике от того же года («Память верхотурского воеводы Всеволожского») упоминается не Усень, а Таусень.4 В Муромском уезде, в святочных песнях также припевали: «Коляда Таусень».5 Припев этот соответствует общеупотребительному припеву «Коляда Овсень» и, вероятно, произошел из слития старинного названия «Усень» с союзом «та», означающим «и»: «Коляда та Усень», а затем, когда утратилось первоначальное значение Усеня, имя это удержалось в искаженной форме «Таусень». В дополнении к Судебнику (см, стр. 217) читаем о запрещении сходиться на мирские игрища: «Коледы бы и Овсеня... не кликали». Мы увидим далее, что слово это в форме У синь было известно на Руси уже в XI столетии и в том же самом виде до сих пор живет в устах латышей. Усень (Таусень) несомненно то же, что наш современный AB СЕНЬ, встречающийся в святочных песнях под разными названиями: Авсень, Овсень, Говсень, Тоусень, Баусим и т. п.6 Авсень же, как тотчас увидим, ныне есть не что иное, как святочный (точнее новогодний) козел (или коза), представитель возрождающегося весеннего солнца, подателя плодородия: его водят по селу на святках, подобно тому, как в древние времена водили козла при чествовании Диониса. Козел в торжестве в честь Диониса носил на себе виноград и смоквы, наши же новогодние «посыпальщики», ныне обыкновенно являющиеся уже без козла, приносят и рассыпают по полу хаты хлебные зерна. Впрочем, в Малой Руси иногда еще один из посыпальщиков бывает наряжен козой. Овсень, по словам свя-

Nemcov. Obr. ze ziv. Slov. 510.

2 Susil. Мог. п. р. 723.

3 Сахаров. Сказ. р. н. П. Vil, 99.

4 Доп. к акт. ист. I, 125.

5 Сахаров. Сказ. р. н. П. VII, 74.

6 Именем «Авсень», «Овсень», «Говсень» в Рязанской и Тамбовской губерниях называется праздник кануна нового года. Оп. в.-русс. обл. слов. см.: «Авсень». — Доп. к обл. слов. См.: «Говсень».

250

точных песен, ходит, гуляет по веселым теремам, он торжественно въезжает вместе с новым годом: Ой Овсень! Ой Овсеиь!

Походи, погуляй

По святым вечерам, По веселым теремам.

Ой Овсень! Ой Овсеиь!

Посмотри, погляди, Ты взойди, посети

К Филимону на двор...

В другой песне: ...Бояре, Сосну срубили, Дощечки пилили, Мосточки мостили, Сукном устилали, Гвоздьми убивали. Ой Овсень! Ой Овсень! Кому ж, кому ехать По тому мосточку? Ехать там Овсеню Да новому году.1

В Рязанской губернии хозяин дома, услышав под окном, накануне нового года, голоса колядовщиков, поющих «авсеневые» песни, открывает окно и приглашает их в дом следующими словами: «Милости просим, милости просим, мы ради Овсеню, гостю жданому».2

Во Владимирской губ. накануне нового года поют: Ой Овсень, ой Овсень!

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Уже гораздо ближе стоящие к месту нахождения збручского истукана

Подобно тонущей в реке
Добром
При выгоне скотины в первый раз на пастбище

сайт копирайтеров Евгений