|
<<< ΛΛΛ >>>
2 Его же. Рус. н. п. I, 390.
3 Ефименко. О Яриле. 100.
4 См. у Кирпичникова. Св. Георгий. Ш, 248.
5 Кирпичников. Св. Георгий. Ш, 218—219.
337
В Пермском крае св. Георгий называется «скотопасом».1 В Чухломском и Кологривовском уездах (Костром, губ.) окликают в Юрьев день «Егория храброго» (к которому присоединяют и «преподобного Макария») следующей песней: Мы вокруг поля ходили, Егорья окликали, Макарья величали: ? г ори и ты наш храбрый, Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотинку
В поле и за полем, В лесу и за лесом, Под светлым под месяцем, Под красным солнышком, От волка от хищного, От медведя лютого, От зверя лукавого.
В упомянутых жертвоприношениях и обрядах нельзя не видеть действий, совершенно аналогичных умилостивительным обрядам, которые исполнялись древними греками в честь Аполлона, с целью отвращения бедствий — засухи, заразных болезней, лежавших в руках этого бога палящего солнца. Как Аполлон, насылающий эти бедствия, был вместе с тем и лучшим защитником от них для людей, умевших снискать его расположение, так и св. Георгий — «волчий пастырь», считается лучшим защитником от волков и покровителем скота, принадлежащего людям, которые сумеют угодить святому. Такое угождение и заключается в молитвах и обрядах, связанных с празднованием весеннего Юрьева дня.
Кроме защиты от диких зверей, св. Георгию приписывают власть исцелять скот от болезнейи вообще предохранять его от всяких напастей. Около Солигалича и Буя (Костромск. губ.) в Юрьев день, ночью, крестьяне ходят и поют песни с припевами о сохранении стад своих, а в Тульской губ. в Юрьев день служат молебны у колодезей и окропляют скот св. водой.3 К помощи названного святого нередко прибегают в заговорах, напр.: 1 Перм. Сбор. II, 31.
2 Снегирев. Русс. пр. праз. IV, 196.
3 Снегирев. Русс. пр. праз. III, 75.
338
— Гой еси, Георгий Храбрый! Укрепи своею силой мощною мое стадо (название его), чтобы оно от потупа не разбегалось, а ходило бы в куче смирнехонько, ело хорошенько и было глаже гладкого горностая (Южн. Сибир.).
— Гой еси, Георгий Храбрый! Исцели от недуга и всякой скорби стадо (имя) и пошли все недуги и скорби на нечистые гады (Южн. Сибир.).1
— Защити мою коровушку, св. Георгий, Власий и Протасий!
— (От «ногтя». Призываются вместе св. Георгий и Михаил Архангел)... Во еси ты, батюшка, Михаиле Архангел и Егорий Храбрый, бейте и стегайте тугими стрелами, вострыми кнутами двенадцать ногтей рыжова коня, стегайте его по ушам и по заушам, по глазам и по заглазам и т. д... «Батюшка Михаиле Архангел и Георгий Храбрый, выгоните нечистый дух, двенадцать ногтей» (Тобольск, губ.)
Белоруссы поют: Святой Ягорья коров пасець!
Пасець, пасець, да запасываиць, 3 бордзым хортом, з вострым жазлом, Пасець, пасець, да запасываиць
От того гада бягучыга, От тэй ведьмы—чирадейницы!
<<< ΛΛΛ >>>
Очевидно 5 воспоминание о чудодейственной силе крови жертвенного животного сохранилось у русских до нашего времени Приносимая чрез посредство жреца Кого заменил св
|
|