|
<<< ΛΛΛ >>>
3 Майков. Великор. закл. 32.
4 Афанасьев. Поэт. воз. I, 85.
301
Система славянской мифологии
Рождества». Колядские песни изображают ее «прилетающею свысока», едущей «на сивом конечку», «у малёванном возочку», подобно тому, как в купальских песнях всадник Купальник везет «на возику» свою красавицу «дзеву кыбы квят» (см. выше стр. 285).
д) Купало сочетается с Купалой и Мареной. О Марене (Марице, Марии, Марысе, Марзане и пр.) и сходстве ее с древнеиталийской M а г i с а было говорено выше. И К у ? а л а находит себе двойничку в земле пицентов, народа сабинского племени. «На Пиценском берегу (и в Умбрии), —говорит Преллер, —почиталась богиня по имени С ? ? г а... Имя ее, вероятно, объясняется сабинским словом cuprus, т. е. добрый, отсюда vicus (улица) Cuprius в Риме и M a r s Cuprius (как бы Белбог—Купало [? ] Ф.) в Умбрии, так что эта богиня скорее может быть отождествлена с Bona Dea или с Feronia»1^ обратил уже выше внимание на близкое родство или даже тождество между богинями Bona Dea (добрая) и Fauna (благосклонная, благая), с этими двумя отождествляется и Marica, также сочетающаяся с Фавном; Ферония же, как мы видели выше, сочеталась с италийским Припекалом — Анксуром и, в форме «Ярунья», сближается с Купалой, так как Купало-плододавец и Ярило-(Ярун)-Припекало—виды божества солнца тождественные. Таким образом представляется нам цикл видовых названий италийско-славянских для царя-солнца и царицы-воды, свидетельствующий опять о тесном родстве мифологии древнеиталийской и славянской. — Прибавлю еще, что в славянских «соботских», а также в мало- и белорусских «купальских» песнях нередко является, рядом с Яном (Иваном), еще женское имя Анна (Гануля). Ввиду всего вышеизложенного, можно, не без основания, предположить в этой Анне отголосок имени древнеиталийской лунной богини, Anna Pere n n а, также сочетавшейся с солнцем-Марсом, — богини, исчезнувшей в p е к е Нумиции и почитавшейся у рек и источников,2 подобно погружаемой в воду, купаемой или потопляемой, во время купальского праздника, Купалы или Марены, подобно тонущей в реке, по словам купальской песни, Ганне (Анне). Подтверждением сказанному могут служить следующие отрывки из купальских песен, в которых упоминаются в одинаковом значении Купалочка, Марья, Мареночка, Ганна и св. Анна: — Ой! Купалочка купалася, Та на бережку сушилася... (Харысовск. губ.)
1 Rom. Myth. I, 280.
2 Preller. Кош. Myth. I, 346.
3 Снегирев. Русс. пр. праз. ГУ, 48.
302
Система славянской мифологии
— Иван да Марья
На горе купалыся...
Где Марья купалась, Трава расцилалась. (Витеб. губ.) 1
— Утонула Мареночка, утонула, Та по верх кисонька зринула... (Малорусе.)
— Як пошла Ганна в Дунай по воду, И ступила Ганна на хитку кладку. Кладка схитнулась, Ганна втоиула. (Ганнина мать обращается к народу): «Не берите люди у Дунае воды, В Дунай вода—Ганнина слеза». (Малорусе.)
— Jana, Jana, na Svateho Jana, Kupala se svata Ana...
«Jane, Jane, daj ini nicku
<<< ΛΛΛ >>>
Было приведено свидетельство гельмольда о том Здесь под солнцевой сестрой Вероятно Неизменяющееся солнышко Третий червоный
|
|