<<< ΛΛΛ >>>
На буйное жито, На ядронистое, На колосистое, Людзям на здоровье...1
В честь св. Георгия поют также: — Святый Юрья, Божий посол, До Бога пашов, А узяв ключи золотые, Атамкнул землю сырусенькую, Пусцив росу цяплюсеньку (тепленькую), На Белую Русь и на увесь свет.2
— А Юрьева маци, боже милы, по небя ходзила, 3 Юрьям говорила: А Юрью мой, Юрью, Подай Пятру ключи, Землю адомкнуци, Траву выпусцици.
По словам белорусских песен, Юрий вместе с Николой идет в поле «жита глядзець», засевает в поле горох и пр. Он один из святых «коня мае т».4 Эта последняя черта сближает его с богом всадником, иногда встречающимся в латышских песнях и имеющим точно такое же значение благодетельного божества, покровителя нив, напр.: — У тебя. Боже, хороший конь, Объезжай вокруг моего поля с рожью...
— Тихо, тихо едет Бог С горы в долину: От него не колышется цвет ржи, Не пугаются кони пахарей.
В других латышских песнях речь идет о чудесном всаднике, одевающем деревья листвой и землю травой: 1 Зап. Геогр. Об. (эта.) VII, 390.
2 Петрушевич. Общер. днев. 42.
3 Буслаев. Ист. Христ. 1623.
4 Шейн. Белор. н. п. №№ 144, 147, 150.
5 Сбор. антропол. II, 28.
6 Сирогис. Пам. латыш. 299.
326
Сюда прискакал одетый в латы муж На каменном коне: Он принес деревьям листья, Любезной земле—зеленую траву.
Или: Кто прискакал сюда На темно-сером коне: Кто принес деревьям листву, Земле—зеленый клевер?1
Этот чудный, божественный всадник не кто иной, как солнечный бог Усинь (ср. выше стр. 257), в данных случаях совпадающий со св. Георгием, покровителем нив, подателем древесной и луговой зелени. (Ср. выше стр. 120, 121, молитвы пруссов к богу весеннего плодородия Пергрубию. Близкое родство последнего со св. Георгием подтверждается и тем, что праздник его отправлялся в Юрьев день, т. е. 23 апреля, как у латышей — праздник в честь Усиня).
В буковинской рождественской песне'св. Никола, св. Юрий и Господь трубят в трубы: Як затрубив св. Юрий Вси лиса си зазеленили.2
В Малой Руси говорят о св. Георгии: Святый Юрий по полю ходить, хлиб жито родить.3
Там же встречаем божество, называемое У ? а и, — очевидно, искаженное наименование Юрия. В посвященной ему песне, он спрашивает у матери своей ключи (ср. предыдущую белорусскую песню) для отмыкания неба: Та У ? а и матку кличе: «Та подай матка ключи, Одимкнути небе, Выпустити росу, Дивоцкую красу».
Последние два стиха находятся в связи с весьма распространенным между всеми славянами верованием в целебную и укрепляю-
<<< ΛΛΛ >>>
Ясенько является Что по закрому да по великому Богатство Он же упоминает о находившемся в штетине ореховом дереве необычайной красоты
|