Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Как бог жаркого, «припекающего» солнца, способствующего созреванию плодов и обусловливаемому тем изобилию и богатству, св. Юрий является у белоруссов под названием «Рай» («Раёк»), в котором нельзя не узнать сокращенного имени названного выше (стр. 327) малорусского «Урая» (Юрия) — ключника. Его приглашают зайти в дом или на двор, взглянуть на хранящееся в нем добро, отчего ожидается счастье и обилие дому:

а) Ишоу Раёк дорогою, Рано, рано!4 Дорогою широкою. Нихто Раю не просиць, Просиць яго мой Потапочка: «Мое гумно вяликая, Пираплеты высокие, Есь гдзе Богу посядзеци, Мойго добра поглядзеци: Одного житнаго, А другого ярычнаго, А трецяго пшаничнаго».

б) Ходзиу Раёк по улице, Нихто Райка у двор ни зовець. Отзвауся к нам паночик: «Ходзи, Раёк, ко мне у двор, Мои дворы мяценые, Мои столы цисовые, Мои обрусы бялевые» и т. д.

1 Перм. сбор. П, 31.

2 Кирпичников. Св. Георг. Ш, 222.

3 Пам. болт. н. твор. 101 и ел.

4 Припев после каждого стиха.

329

в) Ходзиу Рай по вулице, Нихто Раю у хату ня просиць; Просиць Раю Андрейка: «А прошу ж. Раю, к собе у хату! А у мяне у хаце усе приберено: Цясовые столы позасциланы, Золотые кубки поналиваны — Жничик гоставаци (угощать)».

г) Ходзиу Раю коли двору, Нихто Раю у двор не зовець. Обозвауся наш паночик: «Ходзи, Раю, ко мне у двор, Мое дворы мяценые, Мое обрусы шоуковые, Мое кубки золотые, Вином медом налитые».

Эти песни к «Раю» как по содержанию, так и по форме своей очень похожи на приведенные раньше песни, обращаемые к Спорышу или Богу. Это сходство песен, которые могут быть рассматриваемы как довольно близкие варианты одного текста, доказывает, что в народном представлении св. Юрий, под именем Урай— Рай, служит олицетворением и изобилия и довольства, заступив место Спорыша (Пильвита—Плутоса).

Во всех приведенных песнях, св. Юрий, как под собственным именем, так и под именем Урай, Рай, Бог, Спорыш, Добро— является благодетелем рода людского, в качестве доброго гения плодородия и довольства, в том же точно смысле, как древнеиталийский Гаран—Геркулес; он отождествляется и со Святовитом Арконским, который чествовался по окончании жатвы и почитался покровителем плодов земных и богом изобилия, как Спорыш белоруссов, замещенный Раем—Юрием. Св. Георгий—Урай—Рай, как представитель изобилия и богатства, опять совпадает с Усинем, который в одном из латышских заговоров величается возгласом: «Ах ты богатый Усинь!» (См. выше стр. 257).

е) Св. Георгий—«волчий пастырь», покровитель и защитник стад от хищных зверей и недугов.

На этой характеристической черте св. Георгия следует несколько остановиться. Раньше уже обращено было внимание на то, что бог солнца, в лице Митры, был вместе и милостивым, и мстительным богом, деятельность его была и благодетельна, и разрушительна. Та же двойственность проявляется и в деятельности Аполлона: он давал тепло и свет, плодородие и обилие, но в то же время был и причиной засухи, повальных болезней, чумы, постигавшей людей в жаркое время года, когда гневался сияющий бог. Но в то время, как Аполлон насылал бедствия и в особенности заразы, он же был и могущественнейшим исцелителем от болезней. Оттого в жаркое

1 Шейн. Белор н. п. 210—211.

330

время года в Греции, в особенности в Аттике, устраивались известные церемонии, исполнялись умилостивительные обряды и жертвоприношения, посредством которых старались успокаивать и усмирять гнев знойного, палящего солнечного бога, молились о ниспадении небесной влаги, о наступлении благодетельной прохлады. Точно так же Аполлон был покровителем и пастырем диких зверей, отважным охотником. Дикие звери, именно волки и львы, служили символами силы солнца; на всем востоке, по замечанию Преллера, борьба могучих сил природы олицетворялась борьбой диких зверей. Аполлон, как покровитель и пастырь волков, назывался ??????, и волк (?????) считался символом этого бога.1 Волк был также посвящен древнеиталийскому Марсу и у римлян назывался Марсовым: lupus Martius; изображение волка помещалось в храме Марса, появление его в поле признавалось за выражение помощи Марса.2 Такой взгляд на появление волка существует и ныне в Белой Руси: «Воук дорогу перебег», — говорят в Виленской губ., когда кому посчастливится.3

Св. Георгий принял на себя вышеуказанную специальную черту Аполлона Ликейского и Марса: он у славян представляется волчьим пастырем, вообще повелителем над зверями.

В болгарском заклинании (баянии), св. Георгий, сидя на горе, собирает вокруг себя хищных зверей и сковывает их тремястами замками:

Излел е свети Герги на високу боарце, та ми е посвирил мьедена бурия, та ми е посабрал воальк с воальчетини, мечки с мечетини, лесица с лесичетини, заяк с заичетини и всичка жива дивина; та отишиоал у триста коваче, та исковал триста ключя, та заключил всичка дивина; с уста да не ядоать, с нос да не душоать, с очи да не глиодоать, с уши да не чуеть, с ноги да не ходять 4.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Юрий называется ключником
Как шест с кольцом в руках пастуха
Четырехлицый истукан считается святовидом потому
Старинные христианские писатели сравнивали веру христианскую
Следовательно

сайт копирайтеров Евгений