Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

4 W. Z'Oleska. P. 1. Gale. 377.

5 Ефименко. Сб. малор.закл. 136. —Ср. ниже стр. 157: молитва южнослав. севца.

6 Афанасьев. Поэт. воз. I, 143.

152

чески-пастушеского быта своего, — мог отрешиться вполне от древних верований, веками унаследованных им от праотцов. Прежнее мировоззрение народа, с водворением в нем христианства, не умерло, но, более или менее изменяясь под влиянием времени и иных, новых, условий жизни, продолжало и по сие время продолжает жить в народе. То, что прежде называлось верою, ныне носит название суеверия, в сущности же и то и другое почти не представляет различия. Отцы христианской церкви в немалой степени сами, хотя и поневоле, способствовали сохранению в народе его древнего миросозерцания: исходя из практического взгляда, что новое учение не могло бы привиться к народу, если бы не представляло с учением языческим многих общих черт, они пользовались для своих целей чертами, общими старой и новой религии, заботясь лишь о замене в обращаемом в христианство народе понятий языческих сродными с ними понятиями христианскими, названий богов языческих—названиями христианского Бога, Богородицы, ангелов и святых; первые христианские храмы нередко воздвигались на местах бывших языческих святилищ 1, главнейшие христианские праздники назначались в дни прежних праздников языческих.2 Народ постепенно привыкал переносить прежние понятия свои о богах на новые объекты, свойства древних богов приписывались христианскому Богу и его святым. Однако, кроме простого замещения языческих богов новыми предметами поклонения и боготворения, по мере постепенного возрастания числа святых и угодников, далеко превосходившего число древних богов, происходила постепенная специализация качеств и свойств, приписываемых народом тому или другому святому, или целым группам святых. Древние, более простые представления о богах постепенно разветвлялись, и эти разветвления олицетворялись в образе того или другого святого.

1 Так напр. в поморском городе Волыни Отгон Бамбергский, по свидетельству Эбона, построил храм в честь св. Адальберта и Вячеслава «на месте, где прежде происходило языческое богослужение». (См. у Котляревского. Сказ. об Отг. 54). В Штетине, на холме, ще стоял истукан Триглава, Отгон воздвиг христианский храм (Herbord. Vita S. Ott. II, 36).—Владимир Святой в Киеве, на холме, где стоял идол Перуна, построил церковь в честь св. Василия (П. С. Р. Л. I, 51). Близ г. Владимира, на месте, где прежде, по преданию, было капище Волоса, построен был монастырь (Волосов), во имя св. Николая (Буслаев. Мест. сказ. 8—9 ). В Новгороде, где прежде стоял истукан Волоса, воздвигнут был храм в честь св. Власия (Погодин. Др. Рус. ист. П, 637.), и т. п.

2 Праздник Рождества Христова приурочен ко времени языческого празднования Сатурналий и торжества «рождения солнца», праздник Пасхи — ко времени весеннего торжества, чествование св. Иоанна Крестителя — ко времени начала жатвы (зажинки), в южных широтах, и празднования высшего солнцестояния, и т. д.

153

Народ не забывал, впрочем, вполне и старых богов своих, стихийных и личных, — они, под старыми же именами, также продолжали существовать для него вместе с новыми. Происходили самые пестрые смешения воззрений языческих с христианскими. Естественное при таких обстоятельствах существование двоеверия подтверждается историческими свидетельствами. Так, напр., в XII веке, в среде штетинских славян, обращенных в христианство, но еще не отрешившихся от прежних верований, по словам Эбона, рядом с христианскими святилищами воздвигались и языческие капища, а народ «двоеверно поклонялся и немецкому Богу и прежним богам своих отцов».1 В летописи Титмара под 981 г. читаем, что не только язычники, но и христиане поклонялись языческим богам.2 Целый ряд свидетельств о почитании языческих божеств славянами, уже исповедовавшими христианскую веру, приведен был раньше (стр. 21, 40). То же самое, разумеется, в меньшей степени, встречаем и в наше время. Во многих русских песнях и заклинаниях, наряду с Богом, Божьей Матерью, святыми, ангелами, призываются небо, светила небесные, земля, реки, озера и пр. В молитвах скопцов, сложенных в чисто народном духе, подобное двоеверие сказывается с поразительной наглядностью. Во время принятия «новика» в секту молятся: «Прости, Господи, прости меня. Пресвятая Богородица, простите меня ангелы, архангелы, херувимы, серафимы и вся небесная сила. Прости небо, прости солнце, прости луна, простите звезды, простите озера, реки и горы, простите все стихии небесные и земные». Перед пророчеством, во время богомоления скопцов, произносят: «Простите солнце, месяц, прости матушка сыра земля. Господи, благослови мне говорить не своими устами, а всели в меня снятый Дух твой!»3 В карпато-русской песне девушка, став под явор, вздыхает: «Боже, Боже мой! Ей явор, явор зеленый!».4 В белорусской купальской песне встречается припев: «Б о ж а ж мой, ой ель моя зеленая, Божа ж мой!» 5 Малорусский заклинатель одновременно взывает к Богу, святым, солнцу, месяцу, зорям. Великорусский поселянин, увидя молодой месяц, произносит: «Молодой месяц! Дай тебе Господи круты рога, а мне добро

См. у Котляревского. Сказ. об Отт. 62.

2 Chron. Ш, 10.

3 Надеждин. Иссл. о скоп. 223, 239.

4 Головацкий. Нар. пес. U, 713.

5 Шейн. Велор, н. п. 166.

154

Система славянской мифологии

здоровье!» (Ворон, губ.).1 В русской семицкой песне, вместе с Троицей и Богородицей, призывается Дид Ладо: Благослови Троица, Богородица! Нам в лес пойти, Нам венки завивать. Ай Дидо, ай Ладо!2·

Сходное явление встречаем и у лытышей. Так, напр., в заговоре от рожи произносят: «Солнце, небо, земля, звезды. Божий сын. Святой Дух, помогите спасти человека и снять с него боли!» В заговоре от вывиха: «Да придут на помощь ввертывать, вправлять и исцелять мать Лайма, мать ветер, богиня моря и святая Мария!» или: «Боже отец, Кука (?) мать, мать Лайма, святая Мария да приходят на помощь!» В заговоре от чемера, между прочим, встречаются слова: «Святой Бог едет на коне Перкуна».3

Замечательно, что и сами святые христианской церкви, как увидим ниже, нередко называются богами, напр.: «Боже Иленч е» (болгар.), «Luby bozo z nebes, — luby svjaty J u rj о» (луж. серб.), «Welky Boze, swaty Jene» (Ян, Иоанн — чеш.), «св. Андрею. дай Боже знати» (малорус.), «Боже милостивый св. Николаю» (галиц. рус.) и т. п. В Орловской и Псковской губерниях об иконах, приносимых на дом, говорят «боги ходят».4 Люди, которые носят иконы, в Мценском уезде (Орлов, губ.) называются богоносами.5

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Пели собравшиеся на празднество
Другой червоный
С радостью с великой милостью

сайт копирайтеров Евгений