Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

3 Кирпичников. Св. Георгий. III, 228.

4 Н о ми с. Укр. приказ. 433.

5 Труды этн.-ст. экс. III, 30.

327

щую силу росы, выпадающей в Юрьев день. Катаются по полю, увлажненному росой; девушки умываются юрьевской росой для сохранения красоты; малоруссы выводят ею бельмо у скотины, произнося при этом приведенный выше (стр. 321) заговор, начинающийся словами: «Ехав Юрий на белом коне» и т. д. В Червонной Руси верят, что выгон скота на Юрьеву росу предохраняет его от порчи ведьм.1 У малоруссов, вследствие приписываемого ему свойства отмыкать весною землю или небо, св. Юрий называется ключником. В вышеупомянутой песне скопцов (стр. 320) «Батюшка Искупитель», описываемый по образцу св. Георгия, изображается так: Уж на том ли на храбром на коне Искупитель наш покатывает, Он катается со златыми ключами, По всем четырем сторонушкам.

Ключником, отмыкающим землю и небо, изображается св. Георгий и в песнях западных славян; так в моравской весенней песне спрашивают Морену, богиню зимы (владевшую ключами от земли во время зимы), кому она дала ключи. Она отвечает:

Dala jsem jich, data sv. Jiri'mu, Aby n'am otevrel zeienu

travtnu, Aby trava rostia, trava zelena.3

Или:

Дала я их, дала св. Юрию, Чтобы он отомкнул зеленую

траву, Чтобы трава росла, трава зеленая.

Дала я их, дала св. Юрию, Чтобы он отворил двери неба, (И даровал) всяких цветов по своему пути.

Dala jsem jich, dala svatemu Jin, Aby otevrel do nebe avert, VSeHjake kvnf kde on raeil Jftf.

Как малоруссы, так и мораваие называют, поэтому, св. Георгия ключником:

Klicnice z nebe, My prosun teoe, Az budem zffl, Otevrl n'am nebe!..4

Ключник небесный, Мы просим тебя, Когда будем жать, Отомкни нам небо!.

1 Ефименко. О Яриле. 100.

2 Надеждин. Иссл. о скоп. Прилож. 47.

3 Hanus. Bajesl. Kai. 137.

4 S u s 11. Мог. п. р. 769. (Ср. также 770, 773).

328

Св. Георгий во всех этих случаях (кроме последнего, где речь идет о ясном небе, необходимом для успешной жатвы) является уже как бы представителем небесной влаги, но следует, кажется, видеть в акте отмыканил им земли и небес, т. е. подаяния плодоносной росы и растительной зелени, не более, как действие теплых лучей весеннего солнца, освобождающих связанные зимней стужей небо и землю от зимних оков, что именно и выражается в даваемом святому эпитете «водопас», т. е. способствующий вскрытию рек, в Пермском крае,1 «водонос»—в том же смысле у белоруссов,2 наконец, как мы видели выше, «ключник» — у малоруссов и мораван. Специальными же представителями влаги служат другие святые.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   




Получили первенствующее значение в римской государственной религии
В древнейшем периоде русской истории

сайт копирайтеров Евгений