Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

221

обходимо рассмотреть одновременно и значение другого, нередко связанного с Хорсом, имени бога солнца, ДАЖЬБОГ.

В Ипатьевской летописи читаем: «Солнце царь, сын Сварогов еже есть Дажь-бог», «Солнце его же наричтоть Д а ж ь - б о г».1 В «Слове о полку Игореве» русская рать называется «Дажьбожьим внуком», — обычай производить от богов роды, поколения или целые народы встречаем, как уже замечено было выше, у всех древних народов, тем более в поэтических произведениях. Ввиду этого, а также ввиду положительного свидетельства летописи, можно считать не подлежащим сомнению, что Дажьбог был—бог солнца.

Имя это, в данной, очевидно древнейшей, форме, точно так же, как и имя Хорса, нередко с ним связанного, вероятно, не пользовалось на Руси большой популярностью, оставив по себе, сколько известно, лишь незначительный след в искаженном уже географическом названии Даждьбог (Калуж. губ. Мосальс. уезда). В Мазовше, а также в Цехановской земле, в Венгрии, по свидетельству Ходаковского, находим урочища под названием ДацьБоги.2 Это последнее название уже значительно продвигает нас на запад. Иречек называет только русского Дажьбога и прибавляет, однако, не совсем справедливо, что бог этот (равно как и Хоре) вовсе не известен ни в Чехии, ни в Польше, ни у южных, ни у полабских славян.3 О том, что Хоре, несомненно, в древние времена был очень известен у западных и юго-западных славян, довольно красноречиво свидетельствуют приведенные мною выше географические названия, произведенные от его имени, равно как и повсеместно распространенное название праздника русалий (хрсалий). Что же касается Дажьбога, то в сербском и сродном с ним болгарском сказаниях встречается Д а б о г, но уже в качестве сатаны, могучего врага христианского Небесного Бога, — сатаны, побеждаемого, наконец, Сыном Божьим. Ни форма имени Дабога, ни содержание этих сказаний, по замечанию проф. Ягича, не исключают возможности видеть в Дабоге позднейший отголосок древнего языческого Дажьбога.4 В христианском сказании он, как вообще все языческие божества, получил значение злой силы или дьявола. — Итак, мы находим, кроме России, где почитание Дажьбога несомненно засвидетельствовано летописью Нестора, следы этого бога на западе — в Мазовше и в Венгрии, на юге — у сербов и болгар. Но

1 П. С. Р. Л. II, 5.

2 Сравн. слов. 150.

3 Jrecek. Stud. z myth. с. 147.

4 Myth. Skizz. II, 11 и ел.

222

во всех этих случаях звучит не древнейшее, засвидетельствованное летописями, иноземное имя Дажьбог, а переделанное на славянский лад «Даждьбог» (=Дабог), соответствующее известному, повсеме-

1 стно распространенному выражению Богдай, Бодай, т. е. дал бы Бог, но в обратной форме: «Дай-» или «Даждь-бог». В последней форме имя рассматриваемого нами бога местами употреблено и автором «Слова о полку Игореве», употребляющего, впрочем, и форму «Дажьбог». Некоторые, в том числе и проф. Ягич, склонны видеть в этой позднейшей, видоизмененной форме настоящее наименование Дажьбога: «Весьма неудачной следует признать попытку

, объяснить имя Даждьбога, усматривая в „даждь" или „дажь" корень „dagh" гореть, лит. degu — degti, — говорит г. Ягич. — При этом поступали под неверным предположением, что в названии солнца должно заключаться какое-либо понятие, относящееся до „горения" или „жара". Крек — быть может, уже и другие до него — справедливо

) выдвинул форму Дажоьбог с д (Einleitung. S. 103. Anm. 4); ему следовало бы обратить внимание и на гласную а и возразить, что древ.-инд. глаголу „dahati", лит. degti, латыш, degt, в славянском языке едва ли может соответствовать иной глагол, чем degti (= desti) — dega, или, быть может, dogti (= dosti) — doga... производство имени Даждьбог, даже исходя из формы Дажьбог, от корня „dagh" раз навсегда оказывается невозможным. Напротив того, несомненно правильным будет производство данного имени от

^ повелительного „даждь" и существительного „бог"», — заключает проф. Ягич 1. — А между тем, все-таки остался неразрешенным вопрос, почему в летописях стоит форма «Дажьбог», без У.

Для разрешения этого вопроса обратимся не к азиатским древностям, а к тем же европейским источникам, которые помогли нам открыть значение двойника Дажьбога, Хорса. Мы встречаем название острова D a g h о, или D a g е п, с городом Dagerort на нем, в Балтийском море, к северу от Эзеля, Daglosen в Швеции, DagenhamB Англии, Daglandao Франции и т. д., но всего важнее для нас то, что в германской мифологии Tag, сканд. Dag или

' D a g г, был богом дня, которого всевышний отец (Allvater) посадил на небо, дав ему светлогривого коня. Следова-

) тельно, Tag или Dag был богом солнца. «So wahr und gewiss der Tag am Himmel steht», — клянутся немцы. «De heilic tac», «Heill D a g r, heilir D a g s synir» — выражения, встречающиеся в средневековых германских и скандинавских памятниках. «Awake the god of d a y!» («Hamlet») .2 От D a g = собственно день, естественно может

? ———————

 <<<     ΛΛΛ     >>>   



Богатство
Они бросали жеребья
А х ты богатый усинь

сайт копирайтеров Евгений