Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В целом символика масонов отличалась склонностью к мистицизму, но в то же время давала примеры и весьма конкретной, исторически объяснимой интерпретации значения ряда предметов своего культового обихода. Ма сонская символика включала и свою своеобразную сим волику цвета. Наиболее употребительными были голубой (лазурный) и красный цвета, наряду с которыми при менялись серебряный (белый), золотой, черный, пурпур ный, розовый, кроваво-красный — в целом либо символы смерти, печали, крови или, наоборот, неба и чистоты. Редко встречались сочетания зеленого с красным и зе леного с белым.

5. В систему масонской символики входили и неко торые ритуальные действия:

а) Обряд принятия в масоны (символизировал убие ние и воскресение). б) Хоровое пение гимна “Коль славен наш Господь в Сионе”. в) Составление так называемой цепи (каждый подава л свою правую руку стоявшему слева от него, а левую —стоя шему справа). Братская цепь была символом неразрывного единения всех членов общества масонов. г) Масонские трапезы делились на два приема: вначале подавались зелень, печеный агнец, хлебенное, соль и вино, затем все переходили в другую залу, где стол покрывался багрового цвета сукном с нашитым на скатерть белым крестом Иоанна Иерусалимского. На золотом блюде — хлеб, прикрытый белым полотном. В хрустальной чаше — красное вино, также прикрытое полотном. Никаких кушаний не было.

Эти трапезы устраивались раз в год — в Великий четверг на Страстной неделе, то есть в канун Пасхи, в 12 часов ночи. Кроме этой торжественной трапезы существовали еще общие обеды и ужины масонов, называемые столовыми ложами. На них в зависимости от случая и значения употреблялись днем — 7 блюд, вечером —5 или 3 (в са мых обычных случаях), а число здравиц за трапезой должно было достигать 9 (см. Символика чисел).

197. СИМВОЛИКА СЛАВЯНСКАЯ. Как особая, отли­ чающаяся своими национальными особенностями от расль символических представлений, общих большинству языческих славянских народов Восточной Европы, со хранилась чрезвычайно плохо, ибо в ранние исторические эпохи подверглась гонению и искоренению со стороны христианских проповедников и миссионеров, наводнив ших славянский мир от Моравии и до Киевской Руси. Она стала предметом научного изучения лишь в середине XIX века, когда ряд видных славянских ученых-лингвис тов (Шафарик, Ягич, Потебня, Буслаев) принялись собирать и вычленять из фольклора славянских наро дов Сербии, Украины и России те особые символические образы, которые были характерны для населяющих эти страны славян и были для всех них общими.
Так, вода и трава символизировали у славян жен щину, женский род (отсюда русалки — жительницы вод, обитательницы подводного мира, а трава — то, что топ чут, на чем лежат, что косят, “срезают волосы”). Ябло ня (яблонька!) — символ хорошего, ибо дает красивые, вкусные, полезные плоды. Береза — символ среднего, обычного, рядового, работящего, ибо все основные по делки по хозяйству из березы — бочки, оглобли, дуги, сани и т. п. Осина — символ плохого, нетвердого, некрепкого, хлипкого, податливого, ненадежного. Змея, оса, крапива — символы злости, объединяемые одним общим внешним признаком — “все они жалят”. Соль — символ богатства у всех славян, символ особого почитания (отсюда хлеб-соль как драгоценней шее, почетное приношение, подарок, а просыпать соль — значит накликать горе). Наряду с общими символами у славян различных регионов были и свои местные, обусловленные разной национальной психологией. Так, кукушка использовалась как символический образ всеми славянскими народами, но у русских это был символ беспечности, ветрености, нелюбви к собственным детям, символ неверной матери, в то время как у южных славян, у сербов, кукушка — это символ печали, поскольку ее кукование трактовалось и воспринималось как жалобный плач о разлуке.
При этом общим для всех славян было придание символического значения тому или иному явлению по его чисто внешним признакам. Эта черта особенно наглядно проявилась в снотолковании, когда простого фонетиче ского созвучия совершенно разных по смыслу слов было достаточно, чтобы отождествлять эти разнородные понятия, видеть в них что-то общее и символи ческое. Так, увиденная во сне кровать означала хворать, а корова — хворобу, речка — к речам, мука — к мучениям, печь — к печали, лошадь — ложь, яйца — ждите, что к вам кто-то явится, и тому подобная “народная симво лика”, основанная на пустой поверхностной игре омони мами и созвучиями. Это свидетельствует о том, что славянская симво лика была крайне неразработанной, примитивной и под­ верглась именно на этой своей первобытной стадии такому мощному нажиму христианства, что не сохранила сколь-нибудь оригинальных и глубоких символических образов и на протяжении последующего исторического развития славянства. В то же время русская славянская символика испытала еще на ранней языческой стадии влияние скан динавской мифологии и символики, которое также про шло почти бесследно. Так, символом Перуна были не только молнии, но и топор, что указывает на близость этого персонажа славянского Пантеона скандинавскому Тору с его топорообразным “молотом” “Мьольниром” . В целом же славянская символика в том виде, в каком она дошла до нас, фрагментарна, не разработана, что и послужило причиной отсутствия в России и вообще у восточных славян символической культуры в эпоху средневековья и нового времени и что обусловило в конечном счете заимствование символических образов для государственной и национальной символики в основном из-за границы — либо из Византии (вместе с церковной атрибутикой), либо из Западной Европы (вмес те с античной культурой и латинской образованностью) .
В то же время наиболее яркие и наиболее древние, коренные, символические представления у русского народа все же удержались вплоть до конца XIX века. Так обстояло дело с символикой национального цвета, который у руссов начиная с XI века однозначно обозначается как красный, что четко, наглядно прослеживается в языке и фольклоре. Словом “красный” обозначается все лучшее, высококачественное (красный товар, красная рыба, красная дичь), все красивое, прекрасное, сильное (красная девица, красный молодец), все редкое, официально высокое, почетное (красный угол, красная площадь, красная печать, красное место, красная книга). (См. также Символика цвета.)

198. СИМВОЛИКА СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ — систе ма символов и эмблем, господствовавшая в социалисти ческом обществе и в социалистическом и коммунисти ческом рабочем движении, его партиях и организа циях. Социалистическая символика родилась вместе с за чатками социалистического движения в Европе, с момен та создания первых социалистических рабочих органи заций в 1845—1847 годах и получила развитие во время и после революций 1848 —1849 годов в Западной Европе, и особенно после Парижской коммуны 1871 го да. За время своего существования (1847—1992 гг.) в течение полутора веков социалистическая симво лика пережила три этапа: первый — до создания со циалистического государства (1847—1917 гг.), вто рой — в период существования социалистического государства (1917—1977 гг.) и третий — в период начавшего ся кризиса социалистической системы и разложения идейно-политических устоев социалистического государ ства (1978 г.—декабрь 1991 г.).

В первый период были созданы такие атрибуты со циалистического движения, как девизы национальных союзов и международных организаций: “Один за всех — все за одного”, “Союз и свобода”, “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!” (1847—1848 гг.). В условиях нелегального существования социалисти ческих рабочих организаций именно девизы, игравшие роль паролей и идеологических постулатов движения, должны были быть созданы в первую очередь. Затем неизбежно должно было появиться знамя, ибо начались и вооруженные столкновения, и легальные выступления рабочего класса, манифестации, демонст рации,; где столь же неизбежно должны были быть показаны классовая принадлежность и классовая позиция социалистических организаций. В этот период возникает красное знамя как интернациональный символ борьбы рабочего класса (1832—1871 гг.), окончательно закре пившийся как атрибут социалистического пролетарского движения во время Парижской коммуны. В России красное знамя утверждается с 1876 года за рабочим движением. Следующим атрибутом социалистического движения в условиях нарастающей активности рабочего класса и создания массовых организаций становится гимн про летариата, массовая песнь, зовущая на борьбу,— “Интернационал” (1888—1902 гг.), который превратился постепенно в гимн рабочих всего мира.

Все эти три атрибута социалистического движения получили всеобщее распространение и признание на циональных социалистических организаций и партий в Европе к началу первой русской революции и в период пролетарских революций в России и в Европе (Бавария, Венгрия, Бремен, Галиция, Финляндия), то 'есть за 1905—1918 годы. Второй период начался с 1918 года, после создания социалистического государства, что потребовало уже формирования не только партийной, но и государствен ной социалистической символики: флага, гимна и герба. Флаг был создан на основе красного знамени социа листического движения, но ему были приданы государ ственные эмблемы, превращавшие его из знамени движе ния в государственный флаг. Государственным гимном стал “Интернационал” с незначительным изменением в тексте: вместо слов “это будет последний и решительный бой” стали петь “это есть наш последний и решительный бой”. “Интерна ционал” оставался гимном СССР до 1944 года, когда был заменен гимном “Союз нерушимый республик сво бодных”. Совершенно новым элементом социалистической сим волики, не имевшим прототипа в дореволюционной пар тийной символике, должен был стать герб РСФСР и СССР, в связи с чем была начата разработка новых эмблем государственной власти. Главной эмблемой, за менившей орла, стали Серп и Молот — символ власти рабочих и крестьян. Дополнительными государственны ми эмблемами стали колос (колосья), красная пятико нечная звезда (эмблема Красной Армии, а позднее, с 1946 г.,— Советской Армии).
Кроме того, красная звезда в золотой окантовке была в 1936 году признана также государственной эмблемой, символизирующей в гербе СССР борьбу пролетариата на пяти континентах. В государственный герб было включено изображение земного шара. Эта эмблема, не являвшаяся главной, а исполнявшая роль гербового щита, не получила никакой специальной трактовки в конституции СССР. Советские геральдисты (офи циальные) также обычно обходили вопрос о значении этой эмблемы, не будучи знакомы с историей ее включения в герб и с причинами, с этим связанными. Во враждебных социализму кругах земной шар поэтому трактовался как претензия на мировое господство коммунизма. На самом деле включение эмблемы земного шара в герб СССР было простой заменой регалии (держа вы) , находившейся в российском гербе в когтях орла, на соответствующую этому символу советскую эмблему — изображение реального географического земного шара. Только то обстоятельство, что в 20—30-е годы в Совет ском Союзе не было принято связывать любые советские мероприятия с русской исторической традицией, чтобы народ не путал ее с “царской традицией”, о геральди чески преемственном включении эмблем державы, а также венка в герб СССР предпочитали умалчивать. А позд нее, в 60—70-х годах, ввиду смерти всех создателей герба СССР к тому времени об истории его происхож дения просто забыли.
Третий период в истории советской социалистиче ской эмблематики и символики (1977—1991 гг.) характеризуется нарастающей тенденцией забвения принципов социалистической геральдики, утратой теоретических и практических навыков по созданию, сохранению и толкованию социалистических эмблем. В этот период со здаются эклектические, неправильные с социалистической точки зрения и неграмотные с геральдическо-технической точки зрения эмблемы, гербы и гераль дические композиции Прежде всего это относится к изменению герба РСФСР по конституции 1978 года, к изменениям в гер бах Узбекистана и Литвы по конституциям 1978 года, принятым в развитие союзной так называемой “бреж невской” конституции 1977 года. Во-первых, эти измене ния касались унификации всех гербов союзных респуб лик, что смазывало их национальные различия; во-вто рых, эта унификация была вызывающе безграмотна и не только не диктовалась необходимостью, но и полити чески, и геральдически была недопустимой как с внутри союзной, так и с международной точки зрения, ибо была направлена на дискредитацию социализма и его идей. Так, в герб РСФСР был впервые с 1918 года введен поенный элемент — эмблема пятиконечной звезды, хотя В. И. Ленин неоднократно протестовал против включения и герб РСФСР военных эмблем, ибо РСФСР была создана и 1917 году, до 10 июля 1918 г., до развертывания в стране гражданской войны. С этим согласились все съезды Советов, торжественно обязавшиеся не вносить никаких изменений в герб РСФСР, принятый при И. И. Ленине. “Брежневская” конституция, таким образо м, рвала с социалистической традицией, нарушала постановление Съездов Советов. В гербах Узбекистана и Литвы был изменен цвет союзных государственных эмблем: серебряный урак (серп) и молот менялись на золотые. Эта “незначительная” унификация с эмблемами других республик, где серп и молот были золотыми, на самом деле была вызовом мусульманскому населению Узбекистана, провоцировала исламских деятелей на возмущение и критику “угнетательской” советской власти, ибо серебряный цвет — священный для мусульман, и он был сохранен в 1918 году и позднее, в 1936 году, а золотой цвет — цвет “неверных” по понятиям восточной г ральдики — не может быть навязан цвету уважаемых государственных эмблем.
В отношении герба Литвы поступили еще хуже: цвет дубовых листьев — национального дерева Литвы — в венке герба Литовской ССР был из темно-зеленого, традиционного, изменен так, что часта венка (большая) была сделана из светлозеленой листвы, а другая часть (значительно меньшая) была оставлена темно-зеленой, прежней. На геральдическом языке, который в Литве как в католической стране хорошо знали, это означало, что национальные символы поблекнут, что национальный дух будет ущемлен, что недалек день заката Литвы. Кто был автором этого изменения герба Литовской ССР в 1978 году, до сих пор неизвестно, но “брежневское” руководство бездумно санкционировало это изменение, зловещее зна чение которого можно оценить лишь теперь в свете всех последующих событий. В течение всего периода 1978—1987 годов продолжа­ лись нарушения в области советской эмблематики и сим волики. Так, на почтовых марках произвольно меня лись государственные цвета главных эмблем и герба СССР: они изображались голубым, розовым, оранже вым, золотым, красным цветом, как какие-нибудь арма тюры, хотя в государственных знаках почтовой оплаты во всем мире это считается недозволенным. Такие действия неуклонно снижали уважение к СССР за рубежом, вели к падению его международного прести жа, ибо ясно указывали на некомпетентность государ ственной власти в вопросах политического и идейного значения геральдики и на неспособность этой власти контролировать деятельность своих органов. Таким обра зом, еще задолго до развала СССР начались нарушения и вырождение, эклектизм в советской, социалистической геральдике, утрата ею своей идейности и геральдической грамотности.

199. СИМВОЛИКА ХРИСТИАНСКАЯ — совокуп ность символов и эмблем, употребляемых различными христианскими церквами и движениями. Главными из них являются крест, звезды, распятие, нимбы, агнец, голубь, рыба, якорь, корабль, лира и различные атрибуты (предметы), связанные с событиями жизни или чудесами тех или иных христианских святых либо с историей и деятельностью определенных монашеских орденов. Существенное место в христианской символике занимает символическое толкование цвета и чисел (см. Символика цвета и Символика чисел). Сам по себе термин “христи анская символика” слишком общий. Практически разли чают библейскую символику, символику католицизма и православную символику как обладающих не только общими чертами, но и рядом значительных различий, а также выделяют из вышеуказанных символику люте ранства и различных евангелических церквей и сект (баптистов, адвентистов и др.). В целом христианская символика на протяжении сво его двухтысячелетнего существования (с середины I в. н. э.) постоянно подвергалась разнообразному толкованию, дополнениям, изменениям, так что в конце концов содержит подчас резкие противоречия, объяс няемые и оправдываемые лишь тем, что они отражают различия, существующие между разными конфессиями и между различным историческим опытом отдельных национальных христианских церквей. В действительно сти же мы имеем дело с чрезвычайной исторической и национальной гибкостью христианства и его богосло вов, чутко улавливавших и приспосабливавших укоре нившиеся языческие национальные верования и их сим­ волику к христианской и, наоборот, “увязывавших” чисто христианскую символику с той или иной нацио нальной. Например, образы языческой символики не отбра сывались христианством, но им придавался иной смысл, иное толкование, как правило, противоположное, и обычно положительные героические образы язычества наделялись отрицательным смыслом. Так, Змей, символ мудрости и знания на Древнем Востоке, был превращен в символ зла, коварства, в дьявола. А Прометей, герой, добывший людям огонь, или языческий символ прогресса, был превращен в образ сатаны, главного черта и име новался “зверем, к камню прикованным” и находящим ся якобы в самом центре геенны огненной, то есть огня, бушующего в центре Земли (Геи). Что же касается самих христианских библейских и евангельских символов, то они гибко приспосабливались к национальным условиям той страны и того народа, куда проникало христианство из стран Средиземн морья. Так, пальмовые ветви, используемые в праздник Вайи как символы и эмблемы мира и духовной гармо нии и умиротворения, были за отсутствием их в Рос сии издревле заменены на ветки ивы, ветлы, вербы и использованы как основной атрибут пасхального Верб ного воскресенья.
В западном христианстве, в католицизме, опирав шемся на античные традиции населения, христианской символике придавалось колоссальное значение. Она по лучила в странах Западной Европы детальную разра ботку, стала средством мощного влияния католицизма, была через искусство, литературу, политику прочно инфильтрирована в светскую жизнь. Наоборот, в православии собственно христианская символика осталась достоянием церковной, религиозной среды и не была хорошо известна русским простолю динам, как и сама история церкви и сущность веро учения, отчего у народа не сложилось четких символи­ ческих представлений. Наличие икон как основных пред метов церковного антуража также препятствовало со зданию в православии главенства символических образов и знаков, поскольку символические абстракции не приживались в сознании верующих в силу их постоянной привычки иметь дело с “натуральными образами”, то есть с конкретными, материальными портретами опреде ленных святых и членов “святого семейства”. Кроме того, многое в символике русского христиан ства (православия) было издревле спутано и путалось в дальнейшем с языческой славянской символикой и так и осталось в конце концов связанным друг с другом, неразделимым в силу темноты, необразованности и кос ности широких масс.

200. СИМВОЛИКА ЦВЕТА. Удобство использования цвета в качестве символа было замечено практически всеми культурными народами, но ввиду различных усло вий существования и развития одни и те же цвета у различных народов (цивилизаций) символизируют различ ные, а бывает, и противоположные явления. Практиче ски нельзя свести воедино исторически сложившиеся у многих народов системы цветовой символики. Тем не менее существует классическая традиция в европейской геральдике, которая принята во всем мире и которая придает следующие символи ческие значения различному цвету:

Золотой — верховенство, величие, уважение, велико лепие, богатство. Серебряный — чистота, невинность, непорочность, мудрость, радость (в смысле “безмятежное состояние души”). Белый — чистота, невинность, мир. Пурпурный — высокородность (императорство), дос тоинство, величие, верховенство, власть. Красный — право, сила, мужество, любовь, храб­ рость. Синий — слава, честь, верность, искренность. Зеленый — свобода, радость (ликование), надежда, здоровье. Черный — постоянство, скромность, смерть, траур, покой.

В рамках же других традиций, других условий мы наблюдаем не вполне тождественные, несовпадающие, но имеющие некоторые общие черты системы.

У инков Древнего Перу: желтый — золото, богатство; белый — мир, союз; красный — война; зеленый — маис, еда и т. п.; черный — смерть, несчастье. В Китае и на Дальнем Востоке: золотой и серебряный — потусторонний мир; зо лотой — также регальный цвет императора светло-желтый — злобность, лукавство; белый — ум и коварство, но также и цвет траура, скорби; лиловый — серьезность и деловитость (но в Японии фиолетовый — печаль); красный — преданность и справедливость, но в кон фуцианской символике означает “небо” как некое светлое начало (см. Ян-Инь) ; оранжевый — цвет буддизма (в основном в Тибете, Монголии, Индокитае); синий — гордость и смелость (но в конфуцианской символике означает “землю” как некое темное начало (см. Ян-Инь); зеленый — алчность, упрямство, хищность; черный — честность и прямота (отсюда судьи в Китае в черном). В Древней Иудее: голубой (синий) — священный, божественный, чест­ ный; фиолетовый — цвет царской власти; белый (седина) — старость, долголетие.

Христианская символика цвета получила наибольшее развитие и распространение в восточной ветви христиан ства, где иконопись объективно нуждалась в такой сим волике.

Красный как наиболее выразительный, насыщенный, яркий цвет означал у первых христиан любовь Бога, огонь веры, а также кровь Христа и гнев божий, поэтому позднее его стали связывать с насилием, силой, страст ностью, плотской любовью, отчего уже в XII веке он употребляется как цвет сатаны и геенны огненной. Та­ ким образом, за тысячу лет христианства красный цвет приобрел значение прямо противоположное перво начальному. Синий символизирует небо, море, вечную молодость, бесконечность. При перенесении свойств неба на синий цвет этим цветом стали символизировать иногда в като личестве изменчивость и неправду, а также по цвету вен обозначали синим кровь. Поэтому синим изображали порой тело дьявола. Наоборот, в православии и в других христианских конфессиях черный — цвет дьявола, урод ства, а потому и греха и его искупления (у Христа). Отсюда скорбь и аскетизм (у монахов) также симво лизировали черным. Белый — жизнь (от близости к дневному свету), чистота, невинность, божественность, само христианст во. У новокрещеных существовал обычай в течение 8 дней ходить в белых одеждах, дабы всем было видно, как они блюдут чистоту. Золото — божественность, подвиг христианского му ченичества (через очищение страданием). Желтый первоначально полностью отождествлялся с золотым, впоследствии приобрел самостоятельные, как правило, противоположные золотому, отрицатель ные значения; с XII века — предательство, обыден ность. Бледно-желтый — плотскость, прелюбодеяние. Охристо-желтый   (интенсивный) — страх, боязнь. Зеленый — юность, жизнь, возрождение, справедли вость по аналогии с недоспелым плодом, а также в абст рактном смысле — приземленность, моральное падение, зависть. Фиолетовый — скромность, страдание, траур. Пурпур — божественное и царское достоинство; пур пур с красным оттенком — строгость веры; пурпур с синим оттенком — чистая совесть, спокойствие души.

В средневековой Европе (в рыцарско-дворянской символике):

золотой — богатство, сила, верность, правда (чест ность), постоянство (пить с золота); белый — мир, благородство, высшая власть; пурпурный — знак высшего достоинства, сила, могу щество и благородство; красный — регальный цвет, война, храбрость, муж ство, неустрашимость; голубой — величие, красота, ясность; зеленый — надежда, изобилие, свобода, жизнь (мест ное значение); черный — ночь, мрак, смерть, печаль.

В символике алхимиков средневековья:

черный — земля — холод; белый — вода — влажность; голубой — воздух — сухость; красный — огонь — тепло;

Масонство разработало в XVIII веке и признавало собственную символику цвета:

голубой, лазурный — цвет неба, символ возвышенно сти стремлений, духовного совершенствования; золотой — символ чистоты, благородства побужде ний; красный — цвет крови, гнева, мести, войны, возмез дия, верности; пурпурный —символ власти, царственности, высоты духа; белый — непорочность, беспристрастие; черный — печаль, смерть; зеленый — одоление, победа; розовый — любовь, вечность жизни.

Политическая символика цвета

Возникла в основном в новое и новейшее время на чиная с французской революции 1789—1793 годов. Ее коренное отличие от использования цвета в геральдике состоит в том, что она не связана геральдическими традициями и может применять цвета, не употребляе мые в классической геральдике (например, розовый, оранжевый, коричневый). Политическая символика цвета возникла и развивалась в основном в Европе, и поэтому, выходя порой за национальные границы о дельных европейских стран, вступала в противоречие с трактовкой того или иного цвета в странах Азии, Африки, на Ближнем Востоке. Так, например, зеленый цвет в Греции исторически, с времен Византийской империи, трактовался как цвет жизни, развития, роста, свободы, отсюда зеленый цвет позднее стал партийным цветом партии ПАСОК (Всегре ческое социалистическое движение). В то же время “зеленая линия” на Кипре и в Бейруте по термино логии 60—90 годов XX в. означала нейтральную линию, то есть то, что в Западной Европе в аналогичной ситуации считалось бы “белой линией”, ибо она от деляла разные “миры”: в одном случае — греческий Кипр от северного, турецкого района на Кипре, а во втором случае — Западный Бейрут от Восточного, то есть два противоборствующих района,— и считалась священной, неприкосновенной. Таким образом, в Восточ ном Средиземноморье, на Ближнем Востоке, в бывшем эллинском мире “зеленое” означает и неприкосновен ное (священное), и свободное, развивающееся, в то время как в исламском мире, в Азии и Африке, “зеле ное” — религиозный цвет ислама, причем принятый как священный и общий, независимо от партийных принадлежностей [ср. “Зеленая книга” — основная, осново полагающая, принципиальная книга Муаммара Каддафи (Ливия)]. В Германии же и в странах Северной Европы “зелеными” называют себя представители экологических дви жений и партий, то есть зеленый цвет толкуется как цвет жизни, гармоничного развития (см. Движение “зеленых”).
В нашей стране, где имеется и многомиллионное мусульманское население, и широкое, хотя и рыхлое, экологическое движение со своей “партией зеленых”, находят применение оба толкования зеленого цвета. Красный цвет символизирует во всем мире революционную борьбу против эксплуататоров. Впервые он был применен в этом значении во время антифеодального восстания иранских крестьян в провинции Торган в 162 году хиджры (778—779 гг.). Одно из последних использований красного цвета во время восстаний на Востоке в доимпериалистическую эпоху относится к середине XIX века (1850—1864 гг.), когда красные воен ные знамена применялись во время восстания тайпинов в Южном Китае.
В Европе красный цвет получил значение символа восстания народа против тирании монархии начиная с 1789 года, когда он был отнят как регальный цвет у короля и стал цветом санкюлотов и якобинцев, носив ших красные шапочки и шарфы. В 1832 и 1848 годах красный цвет был цветом восставших во Франции и Германии революционных масс, участвовавших в буржу азно-демократической революции своими отдельными отрядами и объединениями. А с 1871 года, после Парижской коммуны, красный цвет становится символом пролетарского международного революционного движе ния. Именно как таковой его с 1876 года принимают русские революционеры, а с 1898 года красное знамя становится партийным знаменем РСДРП С 1917 года красный цвет — символ пролетарской революции и коммунизма. Именно в сравнении с крас ным цветом приобретают политическое значение и его оттенки: розовый — цвет оппортунизма в мировом рабочем движении, малиновый — цвет анархо-синдикалист ских группировок и партий в рабочем движении.
Такое же всеевропейское политическое значение приобрел с 1789 года и синий цвет. Во время француз ской буржуазной революции он символизировал третье сословие, буржуазию и ее партии. Если в Великобри тании голубой, светло-синий цвета стали партийным цве том тори (консерваторов), то на континенте Европы они отождествлялись с либерализмом, а на востоке Ев ропы — даже с буржуазной демократией (так, блок СДС н Болгарии применял на митингах как “свой” светло- синий цвет в 1990—1991 гг.). (См. также Голубой.) Белый — цвет мира, примирения, перемирия, партийной и внешнеполитической нейтральности — принят во нсем мире с одинаковым значением (флаг парламен тера — белый). Черный же цвет политически трактовался в XIX — X X веках различно. В Западной Европе со времен Лион­ ского восстания ткачей в 1831 году он символизировал рабочее движение, в основном во Франции, Италии и Испании, и в этом качестве как символ бунтарства был усвоен анархистами всех стран (21 ноября 1991 г. Кон федерация анархо-синдикалистов в Москве провела день 160-летия “Черного знамени”). В России в 1879 году его признали своим народовольцы (“Черный передел”). В то же время черный цвет в странах Центральной, Северной и Восточной Европы отождествлялся в основ ном в XIX веке с клерикализмом, а отсюда позднее, с конца XIX века, и вообще с реакцией.
Так, в России он отождествлялся с черносотенством, ультранационализмом начиная с 1902—1903 годов, а осо бенно после революции 1905—1907 годов. Все партии правее кадетов считались накануне 1917 года черными. В первую четверть XX века это обозначение относилось особенно к реакционным,  ультраправым партийным' группировкам за пределами России, в частности к эстонским  ультранационалистам (“синимуста” — “сине-чер ные”) и к итальянским ультранационалистам (с 1916г.),' из рядов которых позднее вырос итальянский фашизм (“чернорубашечники”, 1919 г.), для коих черный цвет символизировал бунтарство. В отличие от них герман ский фашизм отождествлялся с “коричневыми”, “корич невой чумой” — по цвету униформы штурмовых отрядов Гитлера СА (в 1921 — 1945 гг.). В политической символике нашли применение даже такие необычные цвета, как серый и оранжевый.

Серый — цвет германской партии “серых”, отколов шейся летом 1989 года от партии “зеленых”. (См. движение “зеленых”.) Оранжевый цвет исторически связан с политической борьбой. В Нидерландах применялся начиная с XVI века так называемыми оранжистами, партией консервативных бюргеров, интеллигенции и мелкого дворянства, поддерживавшей принцев и правителей Нассаусской династии (принцев Оранских). Оранжисты сохраняют свою пар тию до нашего времени и имеют в качестве партийных знаков оранжевые шапочки, шарфы или воздушные шары, с которыми выходят на политические демонст рации. Ответвление оранжистов, эмигрировавших в Южную Африку и создавших Оранжевое свободное государ ство в ЮАР и свою партию, выступало на рубеже XIX — XX веков под именем буров в войне с Англией 1900— 1901 годов, также используя оранжевые флажки и вым пелы. (Одна из полос флага ЮАР до сих пор осталась оранжевого цвета.)

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Знак свастики может быть индикатором для определения арийских народов
Одна из первых советских эмблем
Именно под видом фантастических чудовищ крокодил
Эмблематике корабля государств
Интернационал в 19191920 годах использовал в качестве своей неофициальной эмблемы образ прометея

сайт копирайтеров Евгений