|
<<< ΛΛΛ >>>
47 Гумилев Л. Древняя Русь и Великая степь. С. 324.
--------------------------------------------------------------------------------
[54/55]
Ожесточение историков, пытающихся, спустя многие столетия, понять смысл давних
событий, берет свои корни в идеологии, которая зарождается на Руси в XI—XII в.
Идут непрерывные войны — с половцами, на юго-востоке, с поляками, немцами — на
Западных рубежах. Это жестокие, кровопролитные, разрушительные конфликты.
Пленники обращаются в рабство. Василий Ключевский называет Владимира Мономаха
«самым умным и добрым из Ярославичей», но в Поучении детям великий князь
вспоминает, что напав однажды врасплох на Минск, он не оставил там «ни челядина,
ни скотины». В Минске жили православные христиане.
Военные столкновения этого времени, откровенно грабительские, носят семейный,
династический характер. Это касается и запада, и юга. Русско-половецкие связи
были настолько сильны, что историки-евразийцы пришли к мысли о существовании
единого полицентрического государства: Половецкая степь и Киевская Русь.
Одновременно, как заметил французский историк Леруа-Болье, никогда — до XVIII в.
— Россия не была такой европейской, как в эпоху Киевской Руси48. Это был
результат, в первую очередь, брачных, династических связей. Следовательно и
конфликты были семейными.
Войны между Владимиром Мономахом и Ярославом Святополчичем, князем Волынским,
начались с того, что венгерский король Кальман отослал в Киев свою жену, дочь
Владимира Мономаха, а Ярослав — свою, внучку Владимира. Великий князь киевский
немедленно отправился в поход против Владимира (Волынского), осадил его, взял —
и согласился простить родственника — владимирского князя, который, однако, ушел
в Венгрию, к другому родственнику (1118). В 1123 князь Волынский привел к
городу, отобранному у него, дружину, состоявшую из венгров, чехов и поляков. В
случайной схватке князь был убит и вражеское войско сняло осаду и ушло.
Положение начинает меняться по мере роста влияния церкви. Важнейший фактор
формирования и единения народа, православная церковь усиливается в борьбе с
врагами подлинной веры. Исчезновение хазарской державы устранило опасность
иудейства, как конкурентной религии, не было религиозной опасности и со стороны
«поганых», степняков. Угрозой был католицизм, латинство. Формальный разрыв 1054
г. легитимизировал — если бы в этом была необходимость — борьбу церквей.
Религиозная литература того времени нацелена на защиту православия. Монах
Феодосии Печерский (умер в 1074 г.) в «Слове о христианской и ла-
--------------------------------------------------------------------------------
<<< ΛΛΛ >>>
Первые годы правления александра Депутат ii думы василий маклаков видит подлинную причину государственного переворота роспуска ii Была борьбой деспотизма с народом Лишенные мандатов
|
|