Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

187

уважение прав человека) и просто опасности дальнейшего сохранения подобной модели развития. Здесь мы, видимо, имеем один из первых в истории примеров, когда смена направлений, типов развития, т. е. революционные перемены, произошли в определяющей степени как результат именно большей информированности.
Нетрудно видеть, что несмотря на присутствие в политической
деятельности и ее регуляции многочисленных элементов рациональности (знания, цели, программы, информация и т. д.) политический процесс или действие в случае своей практической реализации далеко выходит за рамки просчитанной программы, согласованной схемы, предусмотренной задачи. Это происходит прежде всего потому, что существование любого фрагмента политической реальности зависит от гигантского числа разнородных факторов, взаимодействия множества людей с различными интересами и типами сознания. Причем только некоторая часть этих факторов может быть объектом рационального отражения. Другие же остаются за порогом такого учета и формируют представления о значении в политике различных факторов, природа которых может быть постигнута только в формах внелогичной, иррациональной духовности.
О значении иррационального в политике говорят по крайней мере три очевидных довода. Во-первых, это известные факты стимулирования политической деятельности не только знанием, информацией, программами, но и предрассудками, страстями, слухами, неправильно понятыми интересами и т. д. Во-вторых, обращает на себя внимание устойчивое несовпадение целей и результатов, целей и средств в политике, ощутимая дистанция между планируемым и действительным. В-третьих, это постоянное использование участниками политического процесса многочисленных терминов с неясным смыслом, которые зачастую подвергаются противоположным истолкованиям представителями разных политических позиций. Иррационализм в политике служит следствием монополизма в суждениях, отсутствия таких необходимых мыслительных процедур, как критика и самокритика при отказе индивида от самостоятельности в суждениях и поступках. Ведь свобода, разумность и рациональность — взаимозависимые характеристики социальной деятельности. Несвобода, лишение личности или коллектива способности самостоятельно принимать решения ведет к потере рациональности в поведении, особенно когда речь идет о массовых действиях. Люди, будучи сведенными в несвободную массу, начинают действовать иррационально, вопреки логике, принимать решения, неверные до смешного.
Достаточно напомнить такие политические акции в общем-то недавнего прошлого нашей страны, как предпринятый в 1962 г.

188

раздел областных комитетов КПСС на промышленные и сельские, или поток государственных наград, обрушившийся на Л.И. Брежнева, или нашу мелиорацию, во многих регионах сведенную к расточительному обводнению, деградации огромных земельных ресурсов. Это привело наше общество в недавнем прошлом к какой-то безумной расточительности, когда большие, но в общем-то ограниченные ресурсы расходовались чисто традиционно, иррационально, без попытки подкрепить нарастание материальных вложений в ту или иную отрасль экономики соответствующим изменением структуры экономических отношений. Ведь именно такая ситуация существовала до поры до времени в сельском хозяйстве, когда огромные капитальные вложения в эту отрасль приходили во все больший разрыв с отсутствием отдачи от них, с отказом на политическом уровне от попыток рационально осмыслить, почему это происходит именно таким образом. Иррационализм в политике служит следствием монополизма в суждениях, отсутствия таких необходимых мыслительных процедур, как критика и самокритика, отказ индивида от самостоятельных суждений, а в конечном счете даже такого иррационального фактора, как страх, наступающего вследствие отсутствия политических гарантий безопасности личности.
Иррационализм в политическом мышлении и действии своим происхождением в значительной степени обязан отказу субъектов политической деятельности от самостоятельности, автономности политического мышления в пользу приоритета автономности коллективного разума. Но действительная истина не может носить чисто конвенциональный характер, она практически всегда обязана своим происхождением субъекту или субъектам познания. Это же относится и к выработке политического курса, все составляющие которого должны и имеют личностное происхождение, хотя и предполагают процесс принятия или непринятия организацией. То есть участие личности в коллективном историческом и политическом творчестве отнюдь не предполагает отказа от собственной субъективности. Личный вклад, защита собственных принципов и взглядов повышают ответственность человека за истинность, успех реализации политической программы.
Анонимное коллективное творчество, обезличенный «коллективный разум» такую ответственность снимают, открывают дорогу волюнтаризму и прожектерству. И в этой ситуации та или иная идея первоначально возникает и оформляется в одной и не обязательно высокопоставленной голове, но в дальнейшем, пройдя через бесконечные бюрократические согласования, подвергаясь воздействию носителей различных интересов и уровней политического мышления, она постепенно превращается в

189

обезличенный продукт, за истинность и характер реализации которого никто ответственности не несет. Анонимность вносит в политику элементы волюнтаризма и авантюризма, ведь все можно списать на ошибки «коллективного разума», который оказывается аппаратом людей, способных обосновать, рационализировать и тиражировать любое мнение, исходящее из достаточно авторитетного источника. Анонимность умножает неразумие одного человека на авторитет коллективного органа, но ее результаты подрывают в таком случае авторитет именно коллективного органа или даже системы. Инициатор же остается неизвестным и незатронутым критикой и ответственностью. При этом следует иметь в виду, что анонимность в политике всегда относительна, рано или поздно здесь все становится на свои места, и политическая история насыщается именами.
Умножение количества императивов социального бытия: экологических, энергетических, гуманитарных, медицинских — предъявляет все более жесткие требования к политической деятельности. Растет необходимость не только увеличения направлений поиска ее наиболее оптимальной стратегии, но и постепенного замещения внелогических, мифологических форм ее стимулирования точной информацией и выводами ученых, статистическими данными и их сравнительным анализом, сопоставлением программ разных политических сил и партий, математическими прогнозами и мнениями экспертов.

3. СООТНОШЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И СРЕДСТВ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В процессе перехода от политической рефлексии к политической практике обязательно встает решающая для определения характера и результата политической деятельности проблема соотношения целей и средств.
Поскольку проблем и задач, которые ставятся и решаются в ходе политической деятельности, великое множество, а их разнообразие весьма значительно, столь же широким должен быть набор используемых здесь средств. В значительной степени именно от разнообразия освоенных средств политической деятельности зависят ее характер, возможности и результаты. Разрушительным для политики оказывается использование средств, неадекватных ее целям. Такие средства в политике деформируют результаты, искажают цель, делают ее объектом корыстного или невежественного манипулирования.
В политике всегда существовали средства жесткие или крайние, нацеленные на быстрое, без задержки на промежуточных этапах получение желаемого результата, с затратой максимума

190

сил и ресурсов, требующие значительного напряжения человеческих эмоции и возможностей, и средства мягкие или умеренные, использование которых дает множество промежуточных результатов, требует большего времени и не порождает столь острых конфликтов, как первый тип средств.
Склонность к использованию крайних, жестких средств политической деятельности, неприятие каких-либо промежуточных ее форм называется политическим экстремизмом. Атрибутами политического экстремизма служат такие черты, как замещение анализа всякого рода запретами, рассмотрение стремления к контактам и обменам в качестве показателя злонамеренности, исключение возможности компромиссов . В рамках этого сложного политического явления можно выделить несколько разновидностей: программный экстремизм, его облик определяется типом идеологии, принятой цели. Такой экстремизм характерен, например, для расизма, фашизма, по сути дела, требующих для осуществления своих политических целей уничтожения политических противников и оппонентов или радикального ограничения их прав; ситуационный экстремизм, использование крайних средств политической борьбы здесь навязывается, задается положением, в котором находится субъект, не оставляющим иной возможности, кроме обращения к крайним, наиболее жестким средствам политической борьбы, например, в условиях сопротивления иноземным захватчикам или при разгуле в обществе наиболее опасных форм преступности; экстремизм эмоциональный возникает как массовая, стихийная реакция на то или иное событие, решение, резко меняющее положение, в котором находилась группа людей, требующее немедленного ответного действия, но не дающее времени для его программирования и организации.
В рамках экстремистских форм политической деятельности может использоваться достаточно широкий набор средств достижения целей. Но наиболее распространенным оказывается насилие, в политике выражающееся в использовании разнообразных разрушительных по отношению к противнику или политической организации действий. Насилие — это элемент политической жизни, который широко распространен и подвергается самой противоречивой интерпретации в политической теории, от абсолютного отрицания до наделения его самыми чудодейственными атрибутами и невиданными творческими способностями. Очень часто власть и насилие вообще отождествляются или объявляется, что «великие вопросы в жизни народов решаются только силой» .

191

Как бы мы ни относились к насилию, следует видеть его корни в самой природе политики, в антагонизме, противоречивости тех интересов, взаимодействие которых составляет самое ткань политической реальности, когда для обеспечения одних интересов надо отбросить или подавить другие. К насилию в политике прибегают прежде всего в силу его способности компенсировать недостаток как объективных условий, так и многих средств достижения политических целей. Оно может замещать функцию производительных сил в обществе, выступать средством объединения и источником политической инициативы4, привлекает своей способностью вмешиваться, прерывать или корректировать объективно заданный ход событий, ломать автоматизм, неизбежность истории.
Но применение насилия в политике содержит в себе ряд существенных ограничений. Его последствия трудно поддаются учету и прогнозированию; давно подмечено, что насилие создает больше проблем, чем их решает, часто порождает следствия, полностью разрушающие первоначальные замыслы. Когда к насилию прибегают правящие в обществе группы, следует помнить, что «в использовании насилия превосходство правительства всегда было абсолютным. Но это превосходство длилось до тех пор, пока структура власти правительства оставалась нетронутой, пока команды выполнялись и армия и полиция были готовы применять свое оружие. Когда этого больше нет, ситуация резко меняется. Не только восстание не подавляется, но оружие само меняет руки» .
Существуют некоторые предпосылки, позволяющие ограничивать масштабы насилия в политике, изменять отношение к нему как к средству решения политических проблем. Необходимо понимать, что почти все формы политического насилия порождаются узостью культурных оснований политической деятельности, владением ограниченным арсеналом средств, методов политической деятельности. С прагматической точки зрения насилие допустимо в том случае, если его использование не создает угрозы по крайней мере для своего источника; так, действие этого предела позволяет удерживать многие государства от использования оружия массового поражения, в частности ядерного. Есть и моральные ограничения. Они вступают в силу тогда, когда целесообразность применения насилия соотносится с ценностью человеческой жизни.
Очевидна целесообразность возможности применения силы для предотвращения неконтролируемого роста актов насилия и количества их жертв.
Вольное обращение со средствами политической деятельности

192

связано в конечном счете с пренебрежением к человеку, рассматриваемому в таком случае в качестве игрушки социально-исторических обстоятельств.

4. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько четко выраженных состояний. Их анализ целесообразно начать с вида деятельности, политическое значение которого несомненно весьма велико, но смысл которого заключается как раз в неприятии и отрицании политики. Им является политическое отчуждение.
Оно выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни общественной, политической. Политика рассматривается в сфере отчуждения в качестве деятельности, не касающейся реальных проблем, человеческих интересов, контакт с политической властью выглядит как дело в основном крайне нежелательное, как, например, рекрутская служба, всякого рода повинности. Здесь устанавливается чисто принудительная связь с государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. д.: «отчужденные отвергают политику потому, что они чувствуют, что политика отвергает их. Они верят, что, голосуют они или нет, решения принимает истэблишмент» .
Для правяших групп политическое отчуждение выражается в превращении государственной службы в сферу обслуживания только частных, узкогрупповых интересов, власть узурпируется отдельными людьми, подменяется борьбой клик, представляющих корпоративные интересы. Служение интересам социальной целостности превращается в средство поддержания только индивидуальной жизни. Ярким проявлением политического отчуждения служит феномен бюрократизма.
В сфере политического отчуждения служение интересам социальной целостности стимулируется участием в развитой системе социальных привилегий, собственно, разрывающих бытие социальной целостности, когда важнейшие составляющие этого бытия: снабжение, транспорт, отдых, жилье, расселение — у разных членов общества просто никогда не соприкасаются, когда чиновник, подобно герою романа А. Бека «Новое назначение», всего себя отдает работе, службе на благо народа, но даже не знает, сколько стоит билет в метро, просто потому, что никогда им не пользуется.
По мере нарастания разрывающего политическую целостность отчуждения укореняется губительная для существования политической системы идея, что каждый защищает себя сам, что надеяться
193

на поддержку официальных властных структур не имеет смысла, а превалирующими типами социальных действий становятся или мятеж, или потребительство.
Верным знаком политического отчуждения служит нарастающая ритуализация политической деятельности, когда она все больше превращается в повторяющуюся систему действий, лишь внешне похожих на деятельность, но не имеющих необходимой для нее структурной полноты. В ритуале абсолютизируется или цель в ущерб средству, или средство в ущерб цели и результату и т. д. Так появляются президиумы без реальных функций по управлению собранием или избирается единодушным голосованием «почетный президиум», так проводятся демонстрации и собрания без цели и результата, избираются депутаты без власти и возникает парадоксальная ситуация, когда «число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигло трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел» .
Политическое отчуждение не является состоянием, абсолютно
неподвижным и лишенным противоречий и движения. В нем действуют по крайней мере три тенденции. Во-первых, тенденция к углублению политического отчуждения, нарастание апатии и безразличия в отношении к проблемам политики, социальной целостности, переключение внимания на другие виды деятельности, ограничение ее чисто личностными проблемами и интересами. Но абсолютное господство этого состояния оказывается невозможным прежде всего потому, что это оборачивается практически полным отстранением людей от влияния на управление делами общества, сужением социальной опоры политического строя, что ведет общество к неминуемому кризису. К тому же сфера частных интересов не может быть отделена, непроходимой стеной от интересов общественных и политических, и их реальное удовлетворение невозможно без обращения• к сфере политических отношений, т. е. без политической деятельности
того или иного вида.
Таким образом, формируются основания для действия еще
двух тенденций, связанных с преодолением политического отчуждения, вхождением в сферу политики, которое может осуществляться по крайней мере в двух формах: политической пассивности и политической активности. Политическая пассивность — это тикай вид политической деятельности, в рамках которой субъект, а им может быть как индивид, так и социальная \ группа, не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы, не действует в качестве самостоятельной политической силы.

194

Пассивность в политике не бездеятельна, это форма деятельности и форма политики, но политики не самостоятельной, реализующей не свои собственные, а чуждые интересы. Видом политической пассивности является конформизм, выражающийся в принятии социальной группой ценностей политической системы как своих собственных, хотя они и не соответствуют ее фундаментальным интересам. Средством формирования конформистских политических установок служит специфическая техника воздействия на сознание и поведение людей — манипулирование, предполагающее «превращение людей в управляемые объекты, деформацию их внутреннего мира, мыслей, чувств и поступков и тем самым разрушение их личностей путем влияний, которые искажают представления о действительных интересах и потребностях и незаметно, при кажущемся сохранении свободы воли, подчиняют людей воле, им чуждой» . Система манипуляции ориентируется прежде всего на подсознательную сферу психики людей, а ее методы и средства в современных обществах становятся все более изощренными, активно используют достижения психологии и социологии.
Действие другой тенденции — движения от политического отчуждения к политической активности — начинается со специфического состояния негоции-отрицания — такой позиции личности, социальной группы, которая отвергает навязываемый ей политический порядок, политическую систему. Это отношение пока недеятельно, оно находится в рамках политического отчуждения, но уже движется к выходу из него. Форм и степеней интенсивности негации может быть много, она бывает абсолютной, отвергающей всю политическую систему, и частичной, когда не принимается некоторый фрагмент системы: может охватывать как определенные социальные группы, так и весь общественный класс и т. д. Примером частичной негации может быть, например, гражданское неповиновение, неучастие в выборах.
Несмотря на значительную близость негации и отчуждения, необходимо видеть качественную границу между ними. Отчуждение пассивно, неподвижно, негация — это уже поворот к активной позиции, она всегда выражается в чем-то политически значимом — в оппозиции, мнении, действии. Между различными состояниями негации существует активное взаимодействие, множество переходных фаз, частичная форма может перерасти в абсолютную и обратно.
Критерием политически активной деятельности служит стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы.
Становление политической активности означает формирование способности действовать, исходя из объективной связи любой

195

проблемы существования социальной группы с противоречиями, характерными для всего общества. Процесс становления политически активной деятельности проходит через множество переходных форм, и каждая из них содержит возможность как движения вспять — в тупики политической пассивности и апатии, так и движения к повышению уровня активности, организованности и целенаправленности действий в политике. Магистральное направление этого процесса — политизация — нарастание понимания связи действий социальной группы с проблемами, определяющими существование социальной целостности.
Начальная стадия выраженной активной деятельности, когда политический субъект осуществляет четкий выбор тенденции
действия,— это политическая, позиция.
Зрелая форма политической активности — это политическое движение, т. е. такое целенаправленное и долговременное социальное действие определенной социальной группы, которое своей целью имеет преобразование политического строя или его
сознательную защиту.
Четко выраженными чертами политического движения являются: относительная длительность существования; наличие ясной программы или цели; охват больших групп людей; направленность на обеспечение или сопротивление изменениям
в обществе.
Частные усилия социальной группы или даже личности на
уровне политического движения рассматриваются как необходимые элементы совокупных усилий по решению проблем социальной целостности, государства. В рамках политического движения ключевым моментом решения социальных проблем, выдвигаемых в программе задач, рассматривается соответствующее изменение
государства, систем управления.
Смысл политического движения — в достижении конкретной цели, от этого зависит время и этапы его существования, успех или неудача. Если цель политического движения не достигается, то возникает состояние, которое называется «смерть движения». Такой конец наступает в силу разных причин, среди которых
выделяют следующие: непреклонность, ведущую к возникновению ситуации, когда
цель, программа движения все в меньшей степени учитывают конкретные обстоятельства, возможности той политической ситуации, в которой движение развертывается; институализация — главным в движении постепенно становится не достижение программной цели, а обеспечение

196

функционирования организационного механизма, аппарата, на поддержание жизнеспособности и благополучия которого тратится все больше усилий и ресурсов, живое дело превращается в кормушку для функционеров, программная цель попросту теряется; переживание первоначальных требований — эта ситуация возникает тогда, когда интересы, потребности, вызывающие движение, в силу тех или иных причин исчезают, замещаются другими, комплекс социальных проблем, из которого выросла необходимость самого движения, разрушается или трансформируется в другие проблемы, требующие уже или другого движения, или иных способов решения .
Характер политической активности значительно изменяется в зависимости от специфики проблем, ее вызвавших и стимулирующих, времени возникновения, задач, на решение которых она направляется, состава участников. В современных условиях отмечают следующие наиболее общие тенденции ее изменения: рост стремления граждан действовать вне традиционных форм политической активности и участия, предпочтение жестко оформленных политических партий политическим движениям без четко оформленной организационной структуры; объединение все чаще осуществляется не вокруг какой-либо партии, а вокруг проблемы, по поводу ее решения; растет количество граждан, интересующихся политикой, но одновременно падает численность партий; все больше людей склонны к независимой политизации, т. е. свое участие в политике они не связывают с принадлежностью к той или иной действующей политической силе, структуре, стремятся действовать независимо .
Нетрудно видеть, что политическая деятельность как социально-исторический феномен неоднородна. Между ее полюсами — политической пассивностью (подчинение интересам другой социальной группы) и политической активностью (самостоятельной деятельностью социальной группы в политике, целенаправленном проведении и защите собственных интересов и целей) — лежит целый спектр разнообразных видов и типов политической деятельности.
Множество видов политической деятельности связаны не с активным изменением, обновлением социальных систем, а с обеспечением достигнутого состояния, нормального функционирования государственного аппарата, хозяйственного механизма. Сюда входит деятельность служащих государственного аппарата, многие политические действия представителей господ-

197

ствующих группировок, социальных сил, их политических организаций. Политическая активность может быть направлена и на воссоздание старого, реконструкцию прошлых общественных и политических отношений w структур. С другой стороны, позитивное отношение к изменениям может быть не только активным, но и пассивным, когда они рассматриваются как необходимые и желательные, но происходящие как бы сами по себе.
В политической теории наряду с понятиями «политическая деятельность», «политическая активность» широко используются для обозначения сходных по своему значению феноменов понятия политического участия и политического поведения. В чем смысл данных терминов, каково их соотношение с уже рассмотренными понятиями и возможности их использования в категориальном аппарате политической теории?
Наиболее распространенный смысл термина «политическое участие» — обозначение тех форм политики, которые не связаны с профессиональной политической деятельностью, это «такая деятельность частных граждан, которая более или менее прямо ориентирована на влияние, на отбор правительственного персонала или на его действия» . Формы участия могут быть самыми различными по своему направлению и Значению, в частности, выделяют участие активное, инициативное, и пассивное, поддерживающее, но их общим свойством является включенность субъекта политики в политическую систему, принятие ее основных норм, правил поведения: «участвовать означает действовать в процессе, а не на процесс» . Данное понятие находит свое место также на уровне конкретного социологического анализа при описании степени вовлеченности личности, социальной группы в активное политическое действие.
Важную, существенную сторону политической активности раскрывает понятие политического поведения: ее механизм, структуру, способы реализации целей, оно позволяет разнообразные проявления политической активности свести к системе отдельных действии — элементов.
Таким образом, понятие «политическая деятельность» отражает все многообразие действий людей в сфере политики, а понятие «политическая активность» — ведущую творческую, преобразовательную форму политической деятельности, выражает сущность политики — реализацию социальной группой своих собственных интересов. Политическое участие — это характеристика степени вовлеченности субъекта в политически активное действие, а понятие «политическое поведение» позволяет раскрыть механизм, структуру политической деятельности.

198

5. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

Имея огромное значение для определения успеха и направленности политических процессов, этот вид политической деятельности соединяет в себе важнейшие, сущностные черты политики: власть, авторитет, влияние, руководство, выражение и представительство интересов. Смысл этого явления заключается в осуществлении авторитетного руководства в сфере политики.
Авторитетной же является такая власть, которая принимается теми людьми, на которых она распространяется. Они добровольно подчиняются ей, т. е. соглашаются, видят для себя выгоду ? передаче части своих политических полномочий и прав другому лицу или институту. Он же берет на себя обязательство эти права и полномочия использовать во благо тех, кто ими его наделяет.
В основе феномена политического лидерства находится способность руководителя, а в этом качестве могут выступать как личности, так и организации, отражать и удовлетворять интересы своих последователей . Этим лидер отличается от иного типа руководителя — манипулятора, который действует вопреки интересам своих последователей. Другая важнейшая функция лидера — осуществление целенаправленного и успешного руководства. Она предполагает способность правильной оценки и соотнесения целей, наличных возможностей и ресурсов политического действия. Если в силу тех или иных причин эта способность отсутствует, то руководство не может быть успешным, а защита интересов последователей превращается в пустую декларацию. Политическое лидерство—это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого одни люди выражают и знают потребности, интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие — отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации.
В результате слияния в политическом лидерстве этих двух взаимонаправленных потоков наступает чрезвычайно важное для политики и политической деятельности состояние взаимной мобилизации всех участников политического процесса: и руководителей, так как они знают, что их действия опираются на поддержку и одобрение массы и уверены в своих силах, и рядовых участников политического процесса или движения, ибо они чувствуют, что их интересы понятны, а цели сформулированы. В силу этого наступает значительная интенсификация политической жизни, она становится полнее и результативнее. Лидер и

199

последователи в результате взаимодействия усиливают, стимулируют действия друг друга.
Основой взаимной мобилизации служит наличие в процессе
политического лидерства такого важного компонента, как доверие, эмоциональная и практическая поддержка лидера его сторонниками. Доверие увеличивает возможности, эффективность деятельности политика. Люди охотно участвуют в реализации предложенных им целей. Его промахи не особенно замечаются, ошибки легко прощаются, а дефекты расцениваются как достоинства. Косноязычие становится признаком простоты и доступности, в метаниях от одного политического приоритета к другому видят признаки гибкости политической тактики, а в отсутствии какой-либо ясной программы видится полезный и необходимый
прагматизм.
Иная ситуация возникает в случае отсутствия доверия. Она
наступает прежде всего под воздействием утраты существенных качеств политического лидерства: способности представлять интересы последователей и добиваться осуществления выдвинутых целей. Силы политического деятеля в таком случае оказываются скованными, а сам он становится объектом жестокой критики и насмешки. Неосуществимость целей, которые он выдвигает, легко доказывается. Они действительно оказываются таковыми, ибо возможный массовый участник политического действия просто не считает их для себя значимыми и ничего не делает для их осуществления, или действует с точностью до наоборот.
Утрата доверия ведет к возникновению явления, противоположного лидерству,— противодействия или политического вызова. Оно выражается в различных проявлениях скрытой или явной враждебности по отношению как к самому лидеру, так и к тем ценностям, которые он представляет. Множатся различные нарушения писаных и неписаных норм, законов, побеги и эмиграция, восстания и революции.
Значение лидерства как важнейшего феномена в политической
жизни, часто определяющего судьбы целых стран и народов, делает его объектом пристального внимания представителей различных социальных наук. Изучаются экономические и социальные основания лидерства, анализируются психологические качества личности и массы, взаимодействующих в этом -феномене, поскольку лидерство — это вид руководства, изучаются управленческие аспекты его осуществления. Природа политического лидерства сложна и противоречива, среди этой категории людей были святые и негодяи, гении и довольно простоватые люди. Возник достаточно широкий спектр интерпретации феномена и
причин его возникновения.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Безопасность людей
Специфики политической культуры определенной политической общности
В обоих случаях политическая социализация это процесс
Выступают в качестве мощного фактора идеологического воздействия на сознание
Назначение системного анализа заключается в выявлении способов поддержания равновесного

сайт копирайтеров Евгений