Пиши и продавай! |
national study. N.Y., 1967. 32 Izutsu T. The structure of selfhood in Zen Buddism // Eranos Jahrbuch. V. 38. 1972. 33 Lynn R. Personality and national character. N.Y., 1971; Iwawaki S., Eysenck S.B. G. t Eysenck H.J. Differences in personality between Japanese and English // Journal of Social psychology. 1977. V. 102. N1. 34 д / йж rj. Protean Man // Partisan Review. 1968. V. 35. 35 Turner R. H. The real Self. From institution to impulse // American Journal of Sociology. 1976. V. 81. №5. 36 Zurcher L.A. Jr. The mutable Self. A self-concept for social change. 1977. Изучение жизненного пути — одна из центральных, ключевых проблем современного человековедения, в которой сфокусированы фундаментальные интересы философии, социологии, психологии, демографии, этнографии, истории, антропологии и многих других наук. Тема эта весьма многогранна и подразумевает множество разных вопросов. Какова диалектика постоянства и изменчивости личности на разных этапах ее развития? Какие стадии жизненного пути считать наиболее важными, судьбоносными с этой точки зрения? Как соотносятся биологические и социальные детерминанты развития личности и в какой мере она является субъектом, творцом собственной судьбы? До недавнего времени эти вопросы обсуждались главным образом на философском, теоретико-методологическом уровне; специальные науки изучали лишь отдельные, частные их аспекты. Однако в 1970-х гг. в мировой | науке произошел скачок. В психологии развития, которую у нас до сих пор по инерции называют возрастной психологией, возникло новое предметное и одновременно теоретико-методологическое направление — изучение развития человека на всем протяжении его жизни, от рождения до смерти^. В социологии конституировалась сначала теория возрастной стратификацииЗ, а затем — историческая социология жизненного пути, основанная на широком применении когортного и поколенного анализа^ Разобщенные и описательные этнографические исследования обрядов жизненного цикла, возрастных категорий и обрядов перехода постепенно соединяются в единую предметную область — этнологию жизненного цикла; ей был посвящен Третий конгресс Международного общества этнологии и фольклористики (Цюрих, апрель 1987). В исторических науках, литературоведении и истории искусства реабилитирован и усовершенствован биографический метод, быст- 254 ро растет число исследований по социальной истории детства и юности. На основе достижений частных наук активизировались междисциплинарные связи и тенденции интегративного порядка. Под эгидой Совета по социальным исследованиям США в 1981 г. создан специальный Комитет по изучению развития человека в контексте его жизненного пути (раньше он координировал только исследования, касавшиеся среднего возраста и старости, детство и юность изучались отдельно, в несколько ином ключе). По этим вопросам ежегодно проводятся международные моно— и многодисциплинарные конференции, в которых советские ученые, как правило, не участвуют. В советской науке эта проблематика обсуждается главным образом на философском, теоретико-методологическом уровне, даже если пишут об этом не философы, а психологи^. Даже дискуссии о принципах возрастной периодизации наши психологи ведут так, будто зарубежных лонгитюд-ных исследований в природе не существует и проблема решается чисто логическим путем: Л .И. Божович думает так, Д.Б. Эльконин этак, А.В. Петровский еще иначеб. За исключением работ Е.И. Головахи и А.А. Кроника, этих данных никто не использовал, а названные выше многотомные серии, похоже, вообще никому неизвестны. Но какая может быть теория без эмпирических данных? Неудивительно, что даже авторы, четко ориентированные на социальную психологию, пишут о «развитии личности в онтогенезе». Но если онтогенез — «процесс развития индивидуального организма», а личность — «системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующие его со стороны включенности в общественные отношения»6 ) данное словосочетание явно неправомерно. Не лучше обстоит дело и в нашей социологии. В Эстонии выполнено одно солидное лонгитюдное исследование, прослеживающее жизненный путь и процесс социального самоопределения когорты выпускников средней школы 1966 г.9, но работа эта является чисто эмпирической. Понятие «жизненный путь» одинаково отсутствует в «Философской энциклопедии» (1962), «Философском энциклопедическом словаре» (1983), «Демографическом энциклопедическом словаре» (1985), «Кратком психологиче- 255 Кон И. Социологическая психология психологии 4 развития |
|
|
|