Пиши и продавай! |
Безработные мужчины считались или, по крайней мере, считали себя неполноценными партнерами, они были не в состоянии поддерживать брачное партнерство на должном уровне. Этот психологический настрой мог сохраняться также из-за все более широкого использования противозачаточных средств, в том числе специфически женских, вследствие обретения женщинами большего контроля над сексуальностью и репродукцией. В 30-е годы не было мощных организованных движений женщин, тем не менее, отдельным женщинам удалось добиться профессионального успеха и приобрести политическое влияние. Популярные кинофильмы этого периода выводили на первый план актрис нового типа - жестких и профессионально занятых. Однако, по-прежнему, актрисы становились кинозвездами, играя роли жен и любовниц, желавших обрести счастье в семье и сексе, а не в карьере и общественной жизни. Распространение женской занятости и независимости не могло не сказаться отрицательно на стабильности семьи. На это обстоятельство обращалось внимание даже в женских журналах того времени: "Современная женщина хочет, по ее признанию, быть самой собой, как будто она и не выходила замуж. Но это не происходит даже в том случае, если женщине удается успешно совмещать семейную жизнь и работу Там же, где нет такого успеха, неприспособившуюся женщину ожидает глубочайшая неудовлетворенность, следствием которой рано или поздно станет болезнь". В фильмах и популярной литературе той поры незамужние деловые женщины были готовы пожертвовать своими честолюбивыми планами в пользу брака и семьи. Феминистки со своей стороны рассматривали это как пропаганду, ведущуюся мужчинами и направленную на то, чтобы женщины отказывались от собственных амбиций и не покушались на положение своих мужей. Они ссылались на то, что женщины, сделавшие успешную карьеру, часто выводились в образе старых дев или вдов. Одновременно, в комиксах замужние женщины изображались выше ростом и некрасивее, чем незамужние. В газетных комиксах жены, как правило, манипулировали своими низкорослыми, лысыми и некомпетентными мужьями. В некоторых социологических исследованиях было выявлено, что Великая депрессия привела к смене ролей в семье, результатом чего стала потеря мужем своего ведущего положения в семье. Самуэль Стауффер и Поль Лазарсфельд в работе "Исследовательский меморандум о семье во время депрессии" обнаружили, что способность мужа и жены найти и сохранить работу решающим образом влияет на их лидерство в семье. Характер этого влияния меняется в зависимости от социальных устремлений и динамичности каждой семьи. Раздоры по поводу безработицы мужа имеют различную интенсивность в зависимости от продолжительности безработицы, времени, проводимого дома, и процента работников данной профессии, оставшихся без работы. В упоминавшемся уже исследовании Мирры Комаровски было проинтервьюировано 59 семей, живших на пособие по безработице в пригородах Нью-Йорка. Все опрошенные были белыми, в возрасте 40-45 лет и имели не менее двух детей. Исследование показало, что изменение половых ролей во время депрессии значительно снизило авторитет мужчин. Знаменательно, что во всех семьях авторитет мужчины в первую очередь зависел от его поведения в семье перед депрессией, а также от его реакции на нее и безработицу. Комаровски обнаружила, что даже если роли в семье не изменились 22 из 57 мужчин проявляли эмоциональную нестабильность, недостаток уверенности в своих силах, раздражительность, за ними замечалось избыточное потребление алкогольных напитков или супружеская неверность. Этот результат важен в том смысле, что он демонстрирует ответственный подход мужчины в принятии на себя лидерства, основанием которого служит его характер и особенности взаимоотношений с другими членами семьи". Естественно, то было нелегкое время для мужчин, которые традиционно выполняли обязанности добытчиков. Однако депрессия повлияла и на женщин и их взаимоотношения с мужьями. В одном из интервью выяснилось, что муж потерял работу и в соответствии с феминистическими требованиями выполнял домашние обязанности. Тем не менее отношение жены осталось критическим и негативным. Она продолжала его ругать: "Если бы ты работал, ты бы мог нанять служанку". Исследование Роберта Энджела пятидесяти семей студентов-социологов Университета Мичигана также выявило сдвиг в доминировании между мужем и женой. Это не удалось измерить количественно, но было зафиксировано качественное преобразование ролей, в результате которого границы между ролями стали более размытыми. По поводу одной из семей Флеминг Энджел писал: "Лидерство в семье перешло к матери, но она просто направляла семью, ни коим образом не пытаясь доминировать". Позднее феминистки будут подогревать недовольство тех женщин, которые сами взяли на себя бремя двойных обязанностей - поступив на работу и сохранив домашние функции -все это будет по-прежнему оцениваться как подчиненное положение. Энджел нашел, что некоторые женщины пытались уменьшить негативное влияние новой ситуации на своих мужей. Хотя их социальное положение вне семьи позволяло им выторговать себе более выгодные условия, они оставались в рамках своей прежней домашней роли. Следует отметить также, что в 20-е годы индивидуализм еще не расцвел столь пышным цветом, как в современной американской жизни. Супружеские пары действовали скорее как диады, как нечто единое, а не как отдельные изолированные друг от друга атомы. С точки зрения феминистской прагматики, можно было ожидать, что женщины прогонят своих безработных и зависимых мужей и провозгласят свое освобождение. Но этого не произошло, так как разнообразие половых ролей не отменяло социокультурных норм семейного образа жизни и значит, сохранялось чувство долга, которое держало всех членов семьи вместе. Глен Элдер младший в работе "Дети Великой Депрессии" отмечал, что когда авторитет отца основывался на культурной традиции, патриархальных взглядах или любви членов семьи, изменение экономической ситуации не влияло на его статус. Однако, чем ниже был статус семьи перед Великой Депрессией, тем с большей вероятностью мать воспринималась доминирующей в глазах детей. В период Депрессии материнство оказалось для молодоженов менее желательным, а для одиноких женщин - просто табу. При этом изменилось отношение к контролю над рождаемостью. Если в предыдущее десятилетие он ассоциировался с социализмом и радикальным вмешательством общества в личную жизнь, то с наступлением тяжелых времен практика предупреждения беременности уже выглядела как способность женщины более успешно управлять биологической составляющей своей жизни. Поэтому поборники ограничения рождаемости не сосредотачивались на аспекте прав личности, больше уделяя внимания контрацепции как средству против уменьшающихся доходов и больной экономики. Кроме новых возможностей влиять на домашнюю жизнь, у женщин в связи с их вовлечением в профессиональную занятость появлялось больше возможностей участвовать в общественной жизни. Как никогда прежде все большее число женщин назначалось на административные должности. Новый феминизм нашел свое воплощение в лице Первой Леди Элеоноры Рузвельт. Ей удалось осуществить в реальной жизни идеальные представления феминисток XIX века о моральном превосходстве женщины и ее способности заботиться об окружающих. Следует особо отметить, что Элеонора Рузвельт добилась успеха,не идя наперекор фундаментальным принципам брака и семьи. С одной стороны, Э.Рузвельт была примером верности традиционным семейным идеалам, а с другой - активно участвовала в общественной жизни. Можно назвать еще одну выдающуюся женщину того времени, которая преуспела благодаря совмещению общественной активности и традиционных ценностей, - это Мэри Маклеод Бэтьюн. Она была подругой Э.Рузвельт и одной из наиболее влиятельных афроамери-канок своего времени. Бэтьюн боролась за права афроамери-канцев и за права женщин. Большинство ее начинаний оказалось успешным, потому что они одновременно направлялись на поддержку семьи, брака и материнства. Но в целом эти примеры подчеркивают невозможность совмещения семейного образа жизни и радикального в силу очевидной антисемейной направленности последнего. Вторая мировая война, также как и Великая Депрессия, нарушили семейную жизнь и оказали огромное влияние на семейную структуру, прежде всего через изменение доли супружества в связи с разрушением браков. Потенциал брачности и рождаемости не был реализован полностью. Вместе с тем война способствовала вовлечению женщин в профессиональную занятость. Они стали работать на фабриках, шли служить в армию, становились профессионалами в разных сферах деятельности. Однако большинство американцев по-прежнему считали, что женщины должны выполнять функции жен и матерей. Социологи, например, Карен Андерсен, в работе "Женщины военного времени: половые роли, семейные отношения и статус женщин во время Второй мировой войны", справедливо утверждали, что в условиях войны традиционное отношение к семейным и половым ролям изменилось мало. После того, как мужчины вернулись с войны, большинство женщин отказалось от профессионального труда. Американский институт общественного мнения при опросах установил, что многие американцы были против того, чтобы замужняя женщина работала, если муж может ее обеспечивать. Война сделала как мужей, так и жен, более независимыми и самостоятельными. Интересно, что возвратившись с войны мужья чаще отмечали необходимость большей активности жен в принятии решений. Молодежь быстрее других воспользовалась большей свободой, и в целом изменения общественного климата привели к трансформации семейного поведения и структуры семьи. Но тем не менее взгляды на семейные роли остались прежними, женщины продолжали себя считать в первую очередь женами и матерями. Женщины-работницы покидали свои рабочие места, чтобы освободить их для мужчин. Как мужчины, так и женщины среднего класса стремились к стабильности, безопасности и устойчивой домашней жизни. При этом женщины, которые участвовали в военных действиях, стали рассматривать воспитание детей как свой патриотический долг. Война заставила людей смотреть на мир шире и работать во благо нации и всего человечества. Когда мужчины и женщины уделяли меньше внимания повседневным заботам, они легче находили общий язык и быстрее шли на встречу друг другу в семейно-ролевых отношениях. Феминистки, тем не менее, продолжали выискивать во всем этом угнетение женщин и неадекватность ролей. Джонстон отмечала, что "...хотя война не изменила по сути половых ролей, факт участия женщин в общественном производстве неминуемо поставил их лицом к лицу с рядом противоречий. Им не платили ту же зарплату, что и мужчинам, которых они заменили, хотя продолжали твердить, что их работа необходима для победы в войне. Их хотели видеть сильными и независимыми, но до тех пор, пока мужчины были на войне. Как только окончилась война, им предписывалось послушно вернуться в дом". В разгар холодной войны стабильность семейной жизни рассматривалась в качестве фактора национальной безопасности. Сексуальная аморальность связывалась с "подрывной деятельностью" коммунистов, стремящихся разложить американскую молодежь. Семейная жизнь в 50-е годы отличалась надежностью и стабильностью, мужчины много времени уделяли работе, а женщины делали все от них зависящее по поддержанию стабильности в семье, играя ведущую роль в домашней сфере. Тем не менее, Джонстон связывает подъем феминизма 60-х не с ценностным кризисом семьи и не с распространением "малодетоцентризма", а с противоречием между всевластностью женщин дома и полным безвластием в общественной жизни. Она говорила о том, что женщина разрывается между стремлением как можно лучше выполнять функции жены и матери и желанием не оказаться доминирующей в семейной жизни. Женщин призывали как можно больше времени уделять дому, но критиковали за экономический паразитизм. Именно эти противоречия вызвали раздражение и неудовлетворенность, которые привели многих женщин к осознанию необходимости феминистского движения. В противоположность феминисткам xix века новые феминистки выражали свое свободомыслие иначе через |
|
|
|