Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Учение и история павликиан вызвали большие споры. О павликианах мы знаем из рассказов враждебно к ним настроенных богословов и историков католической и православной церквей, которые их считали еретиками. Но были ли они в действительности еретиками? По некоторым едва сохранившимся сведениями о них, в этом можно весьма усомниться.

Некоторые необъективные церковные историки, имеющие предвзятые взгляды, почти отождествляют павликиан с так называемой манихейской сектой. В третьем веке отдельные группы гностиков влились в общество, основателем которого стал перс Сураик, присвоивший себе почетное имя Мани, что значит дух или ум. От имени Мани и произошло название "манихей". Сам Мани так говорит о своем учении: "Учение мудрости и добрых дел приносилось в мир время от времени, в непрерывной последовательности через посланцев Божиих. Так, в один круг пришло это истинное учение через посланца Божия, называемого Буддой, в земле индийской; в другое время - через Зороастра - в стране персидской; еще в другое время - через Иисуса. После того сошло на землю откровение через меня, Мани, посланника истинного Бога в стране Вавилонской". Мани пытался все религии связать вместе, а себя при этом поставить выше всех.

Когда мы говорили о христианстве в пятом веке, мы отметили, что великий богослов Августин до своего обращения ко Христу был членом манихейской секты. Но, увидев развратную жизнь руководителей секты, он совсем потерял веру в бытие Божие, а уже потом, через некоторое время, уверовал во Христа и отдал Ему свое сердце.

В седьмом веке членом манихейской секты был некий Константин из Армении. Однажды у него остановился диакон христианской церкви и подарил ему рукописи четырех Евангелий и четырнадцати посланий апостола Павла. Это был редчайший подарок, ибо в то время уже рядовым христианам запрещалось самостоятельно читать Священное Писание. Константин, читая Евангелие и послания апостола Павла, уверовал во Христа и отдал Ему свое сердце. Он ушел из манихейкой секты и начал новую жизнь во Христе. У него, под влиянием самостоятельного чтения, созрели убеждения, которые не соответствовали некоторым догмам официальной церкви. Он задался целью восстановить апостольское христианство. Вокруг себя он образовал маленькую группу христиан, которые стали называть себя павликианами или павлицианами - в честь того, что Константин уверовал во Христа через послания апостола Павла.

Ошибкой Константина было полное отвержение Ветхого Завета; он не вник должным образом в пророчества, записанные на страницах Ветхого Завета. Второй ошибкой Константина было то, что он слишком высоко поставил апостола Павла. Конечно, апостол Павел - это великий апостол, через него Господь насадил христианские общины в Европе и Малой Азии, но в проповедях у Константина личность апостола Павла начинала затмевать Самого Христа. Увлекаясь апостолом Павлом, он себя переименовал в Силуана, как именовался ближайший сотрудник апостола Павла.

А ближайшие сотрудники Константина (Силуана), в свою очередь, также переименовались, взяв имена сотрудников апостола Павла. Так, Симеон стал Титом, Гегнезий - Тимофеем, а Иосиф - Епафродитом. Третьей ошибкой Константина (Силуана) было его пренебрежительное отношение к апостолу Петру. Для такого отношения он имел два довода: во-первых, апостол Петр проявил трусость во дворе первосвященника; во-вторых, римские папы слишком высоко превознесли Петра. Здесь Силуан впал в крайность. Да, апостол Петр падал, но покаялся и был прощен Христом, и не его вина, что католики затем стали его столь высоко превозносить.

Несмотря на эти свои крайности, Силуан в ряде вопросов встал на позиции первохристианства. Он отверг иконопоклонение, учил, что молиться надо одному Христу, а не святым угодникам, отверг крестное знамение, считая, что молиться надо сердцем, а не руками; учил, что во время хлебопреломления хлеб остается хлебом, а вино - вином, ибо они лишь напоминают о ломимом теле Христа и о Его пролитой крови; отвергал церковную иерархию, говоря, что все христиане являются священниками Бога Всевышнего. Несмотря на свои крайности и заблуждения, он был ревностным борцом за возврат к первохристианству. Павликианам пришлось пережить много гонений, и сам Силуан умер мученической смертью.

Византийская правительница Феодора

В девятом веке павликиане еще продолжали свою деятельность. Их противникам удавалось почти совсем подавлять это движение, но оно вдруг опять вспыхивало то в одном, то в другом месте Византии. Большой удар павликианам нанесла византийская правительница Феодора. Ее муж - император Феофил - старался опять возродить иконоборческое движение. В 842 году, после смерти Феофила, Феодора стала управлять государством, пока ее сын еще не достиг совершеннолетия. Она устроила большой праздник в Константинополе, на который собралось к храму Софии все духовенство византийской столицы с крестами, свечами и кадилами. Было устроено шествие вокруг храма и совершено поклонение всем статуям и иконам, которые были восстановлены по повелению Феодоры.

Восстановив иконопоклонение, его приверженцы решили, что наступило подходящее время для полного разгрома павликиан, которые решительно высказывались против поклонения иконам и мощам. Феодора подписала указ об истреблении огнем и мечом всех павликиан. По всей Византии начались розыски павликиан. "Отречение от павликианства или смерть", - требовала Феодора. Большинство павликиан твердо защищало свои взгляды. Как утверждают светские и церковные историки, во время краткого правления Феодоры было казнено не менее ста тысяч павликиан.

В истории поклонения священным предметам главную роль сыграли женщины. Мать римского императора Константина - Елена, в четвертом веке первая дала повод к почитанию священных предметов. Византийская императрица Ирина, известная своей чудовищной жестокостью, восстановила в восьмом веке иконопоклонение, когда ему угрожало уничтожение, и столь же жестокая византийская правительница Феодора в девятом веке снова восстановила иконопоклонение, когда ему вновь стало угрожать уничтожение.

Кровавая расправа Феодоры над павликианами привела в восторг римского папу Николая I. Впоследствии он писал о Феодоре: "Она решилась или возвратить павликиан к истинной вере, или искоренить их. Верная своему решению, она послала дворян и чиновников в различные провинции государства. Негодные люди были частью умерщвлены мечом, частью распяты, частью потоплены в море". А, обращаясь к самой Феодоре, папа воскликнул: "Ты следуешь руководству апостольского престола!"

Католические историки обычно говорят о павликианах, как о манихеях и самых отвратительных из всех еретиков. Но павликиане были в целом ряде вопросов гораздо ближе к истине, чем католики и православные, и они не были виновны в том, в чем обвиняли их враги. Небольшие группы, уцелевших от кровавой расправы павликиан, рассеялись в разные стороны.

Следует отметить, что павликиане совершили ошибку. Вначале они страдали как христиане, проявляя кротость и смирение, и Господь давал им великое утешение в скорбях. Но затем они стали себя защищать, начали оказывать вооруженное сопротивление гонителям. Остатки павликиан, перешедшие после расправы над ними Феодоры к вооруженной мести, были почти окончательно истреблены.

Фотиане и игнатиане (IX в.)

В восточной (православной) церкви в девятом веке видной фигурой был константинопольский патриарх Фотий. Он был знатного происхождения. В девятом веке в Византии вновь вспыхнуло иконоборчество. Фотий выступил как ревностный защитник иконопоклонения. В поклонении иконам он видел выражение уважения к тем, кто на них изображен. Он считал, что иконопоклонение является верной формой поклонения Богу. Он не мог допустить мысли, что Бог может благословить того человека, который не молится перед иконами.

В этом вопросе Фотий стоял на крайних позициях иконопоклонников. Но по сравнению с прочим православным духовенством он был несравненно выше во многих отношениях. Он имел разностороннее образование и талант писателя. Карьера его началась в гвардии византийского императора и продолжалась в государственной канцелярии. В его доме собирались любознательные люди, желавшие почерпнуть знания из его богатейшей библиотеки, в которой были собраны богословские и философские книги, а также художественные произведения языческой классической литературы. Фотий вслух читал своим слушателям книги и разбирал их со стороны внешней формы и содержания. По своему характеру Фотий был очень властен. От своих слушателей он требовал безусловного повиновения. Говорить мог только он, высказывать мысли мог только он, остальные должны были слушать и соглашаться. Фотий очень гордился своим греческим происхождением, он склонен был даже на римлян смотреть как на варваров.

В 858 году в Константинополе император Михаил II сместил патриарха Игнатия и решил на его место назначить Фотия, с которым уже был знаком и ученостью которого он восторгался. Это был редкий случай, когда в патриархи возводился человек из мирян; Фотий ведь не занимал никакой церковной должности и не имел никакого духовного сана. Однако подобный "пробел" император решил молниеносно наверстать: в течение нескольких дней Фотий прошел все степени церковной иерархии от диакона до епископа, и 25 декабря 858 года занял патриарший престол в Константинополе.

В глазах сторонников смещенного патриарха Игнатия Фотий был выскочкой и деспотом. Началась борьба в среде православного духовенства между сторонниками Фотия и Игнатия. Интриги следовали за интригами, подвохи за подвохами. Все духовенство разделилось на две партии - на фотиан и на игнатиан. Фотиане стали брать верх, и тогда руководители игнатиан в пику фотианам решились на такой шаг, который подорвал их авторитет среди основной массы православного духовенства Византии. Они обратились за помощью к римскому папе Николаю I, отправили к нему посольство с богатыми дарами и просили его прислать своих представителей в восточную церковь для наведения там порядка. Восточный епископат и священники в этом шаге усматривали унижение православной церкви перед церковью западной (католической). Византийское духовенство не признавало претензий папского престола на руководство всем христианством, а здесь получалось, что представители восточной церкви сами просили папу вмешаться в их дела.

Папа себя долго ждать не заставил. Он тут же отправил двух епископов с посланиями к византийскому императору Михаилу II и к патриарху Фотию. Он назвал деятельность Фотия незаконной и сказал, что римский папский престол не признает его патриархом. Несмотря на то, что вмешательство папы произвело самое неприятное впечатление в Византии и оскорбило национальное чувство византийцев, император Византии и духовенство не решались обострять отношения с папским престолом и пытались задобрить папских посланцев богатыми подарками, обещав все мирно уладить. Духовенство, возмущенное обращением Игнатия за помощью к папе, заставило его подписать отречение от патриаршего престола. Посланцы папы вернулись в Рим и показали папе письменное отречение Игнатия, уверяя, что он добровольно отрекся от патриаршего престола.

Папа собрал римское духовенство и объявил смещение Игнатия и избрание Фотия незаконными. Кроме того, он лишил духовного сана римских епископов, ездивших в Константинополь с папским посланием, за то, что они не проявили твердости, и, вернувшись из Рима, стали настраивать папу в пользу Фотия. Фотий же развернул широкую кампанию против римского папского престола, обвиняя западную церковь в различных уклонениях, в частности, в ведении целибата для духовенства, то есть обязательного безбрачия, которое повсеместно было установлено в западной церкви. А тем временем, подписавший письменное отречение, патриарх Игнатий по приказанию императора был заключен в тюрьму. Его заковали в цепи, били и требовали, чтобы он обратился ко всем сторонникам с призывом прекратить борьбу против Фотия. Многие сторонники Игнатия были арестованы и подвергались в тюрьме пыткам. Однако Фотий не одобрял эти крайне жестокие меры императора Михаила II. Собор, состоявшийся в 867 году под руководством Фотия в Константинополе, предал анафеме римского папу Николая I за грубые вмешательства в дела восточной церкви. Это был совсем доселе неслыханный случай. Само собой разумеется, что западная церковь не собиралась выполнять решение этого собора. Но все же папа римский Николай I так разгневался на Фотия, что даже скоропостижно умер.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

От отца исходит
Константинополь столица константинав 326 году
Карев А. История христианства. Учебник библейские курсы ЕХБ 3 британии
Много крови было пролито в войнах карла великого против саксонского королевства
Папа решил обложить французское духовенство налогом в свою пользу

сайт копирайтеров Евгений