Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Послание римского папы к византийскому императору дает ясное представление о духе, который стал господствовать в отступившей от первохристианства церкви. Это был идолопоклоннический дух. Но, никогда не будем забывать, что и в этой, так низко упавшей церкви, всегда, во все века были души, искренне любившие Христа и светившие Его светом.

Поскольку мы говорим об иконоборчестве, нельзя не упомянуть об Иоанне Дамаскине. Он родился в городе Дамаске в Сирии, захваченной в седьмом веке арабами. Отец Иоанна перешел на службу к арабам и стал первым министром дамасского халифа (наместника) Абдалмелеха. Воспитателем Иоанна был пленный монах, прививший ему любовь к восточнохристианской церкви. Как и его отец, Иоанн поступил на службу к арабам и после смерти отца занял его высокий пост.

Живя за пределами Византийской империи, Иоанн интересовался всеми происходившими там событиями. В самый разгар иконоборчества Иоанн Дамаскин написал ряд писем, направленных против иконоборчества, проводимого византийским императором Львом III Исавраянином.

"Я почитаю, - пишет Иоанн, - не вещество, а Творца вещества, Который сделался для меня вещественным, чтобы посредством вещества соделать мое спасение. Иконы составляют для неученых то же самое, что книги для тех, кто умеет читать; они то же самое для зрения, что речь для слуха". Развивая дальше свою мысль, Иоанн говорит, что Бога мы познаем через вещественные предметы. "Вещественны и чернила, которыми писались Евангелия, вещественна и бумага, на которой они написаны; вещественны сосуды, из которых причащаются христиане; наконец, вещественны даже тело и кровь Спасителя". Здесь Иоанн впадает в крайность. Нельзя сказать, что изображение священного события на картине то же самое, что и глубокая проповедь об этом же событии. Картина не может заменить должным образом глубокую проповедь. А самое главное зло в том, что народ, по своему невежеству, превратил эти изображения в предметы поклонения. Такой человек, как Иоанн Дамаскин, мог отдавать себе отчет, что он преклоняет колени не перед веществом, а перед Тем, Кого это вещество изображает, масса же необразованного народа легко впадала в идолопоклонство.

Византийский император Лев III, узнав о ревностной деятельности Иоанна Дамаскина в защиту иконопочитания, решил нанести ему удар. Он поручил одному из своих чиновников изучить почерк Иоанна Дамаскина и, подделавшись под этот почерк, написать от имени Иоанна на имя императора Льва III письмо, в котором Иоанн, якобы, обещает Льву III предать Византии Дамаск. Когда такое письмо было сфабриковано, Лев III отослал его дамасскому халифу, чтобы показать ему продажность его министра - Иоанна Дамаскина. Получив фальшивое письмо от Льва III, халиф вскипел яростью и приказал немедленно арестовать Иоанна. Здесь мы видим, какими нехристианскими средствами боролся с иконопоклонением византийский император Лев III. Он был не воин Христа, а политик, небрезговавший никакими средствами для достижения своих целей.

Халиф вскоре понял, что Иоанн стал жертвой провокации, и освободил его из-под стражи, предложив вернуться на свой прежний пост. Но Иоанн отказался снова занять высокое положение, удалился в монастырь и занялся богословскими трудами. Им написан также и целый ряд песнопений, которые до сего дня поются в православной церкви.

Папа римский Григорий II после своих писем к императору Льву III жил недолго. Его сменил папа Грогорий III, который также ревновал об иконопоклонении. Он созвал совещание епископов северной Италии, которое приняло решение следующего содержания: "Если впоследствии кто-либо из презрения к древним и верным обрядам всех христиан, в особенности апостольской (римской) церкви, станет разорителем и хулителем освященных икон нашего Бога и Господа Иисуса Христа, Его матери - непорочной Девы Марии, благословенных апостолов и всех прочих святых, тот должен быть отлучен от Тела и Крови Господа, а также от общения со вселенской церковью".

Византийский император, раздраженный такой позицией папы Григория III, приказал арестовать его послов и снарядил армию и флот для оккупации всей Италии и для ареста самого римского папы. Но весь флот погиб во время страшной бури, не доплыв до Италии. После этого события в 741 году почти одновременно умерли император Лев III и папа Григорий III. На византийский императорский престол взошел сын Льва III - Константин V, а на римский папский престол - папа Захария. Константин на византийском престоле пробыл тридцать четыре года, продолжая деятельность своего отца, направленную против поклонения иконам, и проявляя при этом исключительную грубость и жестокость, которыми он только еще больше разжигал фанатизм в сердцах иконопоклонников.

Император Константин создал в Константинополе собор всех византийских епископов. Получивший приглашение на собор римский папа отказался принять в нем участие. Этот собор объявил все изображения, изготовляемые для религиозных целей, языческими и идолопоклонническими, вынес решение - ни в коем случае не помещать их в храмах. Константин после решения этого собора запретил искусство, носящее религиозный характер. Храмы, вместо религиозных изображений, приказал украшать картинами плодов, птиц и видами природы.

Такие распоряжения Константина привели в ужас многих служителей церкви. Мученическую смерть принял монах Стефан, проживший в монашестве шестьдесят лет. Добившись приема у императора, он ему смело заявил, что грубые действия иконоборцев оскорбляют веру в Иисуса Христа. В доказательство своих слов он вынул из кармана монету с изображением императора и, бросив ее на пол, стал топтать ногами. Император пришел в неописуемую ярость, расценив этот поступок как оскорбление своего императорского достоинства. Стефан был арестован, его волочили по улице за веревку, привязанную к ноге, до тех пор, пока он не умер, а затем его тело было разорвано на части и похоронено там, где хоронили казненных преступников.

В 775 году император Константин V умер. Ему наследовал его сын Лев IV, который продолжал иконоборчество, но в более умеренной форме. Через пять лет Лев IV умер. Сын его Константин IV был еще малолетним, поэтому правительницей, при несовершеннолетнем наследнике престола, была избрана его мать Ирина. Это была волевая, тщеславная, гордая, хитрая и чудовищно жестокая женщина. Она приказала выколоть глаза своему родному сыну - наследнику престола, когда он подрос и пытался взять власть в свои руки.

Седьмой вселенский собор (Никейский 787 г.)

Ирина была сторонницей иконопоклонения, она решила начать непримиримую борьбу с иконоборчеством. Но начала это делать очень осторожно, вначале тщательно скрывая свои планы, выжидая удобного момента, когда можно будет нанести сокрушительный удар противникам иконопоклонения.

Начиная с 787 года она решила действовать открыто. В том же году она созвала в городе Никее вселенский собор, в котором приняли участие епископы восточной (православной) церкви, а также и представители западной (католической) церкви. Этот собор вошёл в историю христианства под наименованием Седьмого вселенского собора (Никейского). Это последний вселенский собор, в котором приняли совместное участие представители западной и восточной церквей. Все епископы, которые были известны как противники иконопоклонения, на собор допущены не были. Папе римскому было послано приглашение, но он сам лично не присутствовал, а послал своего представителя, прочитавшего на соборе послание папы. В этом послании папа увещевал вселенский собор "исправить незаконные дела их предшественников восстановлением иконопочитания в церкви".

В заседаниях собора приняли участие около 350 человек. Было принято следующее решение: "Кроме досточтимого и живоносного креста, должно помещать святые иконы, будут ли они в красках, из мозаики или из другого какого материала, в священных храмах Божиих, на освященных сосудах и облачениях, на стенах и досках, в домах и на улицах. Иконы, то есть изображения нашего Бога и Спасителя Иисуса Христа, пречистой Матери Божией, высокочтимых ангелов и всех святых должны содержаться как святые воспоминания; должно их почитать и ценить, однако не воздавая им поклонения, которое приличествует одному невидимому, непостижимому Богу. Все, кто этому древнему преданию церкви противодействуют и стараются силою или хитростью снять какую-либо икону, должны быть отлучены" (то есть исключены из церковного общества).

Собор не довольствовался этим решением. Было принято еще одно постановление:. "Мы все верим, все утверждаем и подписываем это. Это есть вера апостолов, вера церкви, вера православных, вера всего мира. Мы поклоняемся Святой Троице, почитаем иконы. Кто этого не делает, тот да будет отлучен! Отлучен каждый, кто называет икону идолами! Отлучены все, кто имеет общение с непочитающими икон! Вечная слава православным римлянам, Иоанну Дамаскину! Вечная слава Григорию в Риме! Вечная слава всем проповедникам истины!"

Руководящее положение на Седьмом вселенском соборе занимал патриарх константинопольский Тарасий - ставленник Ирины. Принимая решение об иконопочитании, собор не руководствовался Словом Божиим. Никто из выступавших на соборе епископов не ссылался не Слово Божие. Выступавшие на соборе пересказывали "Жития святых", рассказывали всевозможные "чудесные истории", связанные с почитанием икон.

Седьмой вселенский собор резко отличается от шести предыдущих соборов, на которых были более серьезные выступления. Предыдущие соборы совершенно справедливо осудили такие лжеучения, как арианство, несторианство, монофизитство, монофелитство. Решения предыдущих соборов были гораздо ближе к истине, чем решения Седьмого собора.

После Седьмого вселенского собора Ирина употребила всю свою власть для подавления иконоборческих взглядов и настроений. Седьмым вселенским собором иконопочитание было утверждено, как неотъемлемая форма христианства, и была произнесена анафема на всех инакомыслящих. Активные иконоборцы стали подвергаться безжалостному гонению.

В вопросе поклонения в христианстве предметам большую роль сыграли две женщины: мать римского императора Константина I, Елена, жившая в четвертом веке, и византийская правительница Ирина, жившая в восьмом веке. Елена была богобоязненная женщина, но она сделала ошибку, положив начало поклонению священным предметам, которое в дальнейшем приняло уродливые формы. Чудовищная Ирина утвердила иконопочитание, поклонения священным предметам, хотя для нее, судя по ее поступкам, не было ничего святого.

Какой вывод мы можем сделать по вопросу об иконоборчестве? Лев III, начавший иконоборчество, был далек от Христа. Хотя он и сказал, что вместо поклонения иконам "следует заботиться о подражании на деле святым, добродетели которых должны служить как бы одушевленными иконами", но всей своей деятельностью он доказал, что сам он добродетелями не отличался. Вместо того, чтобы терпеливо, с любовью, призывать к возрождению духа первохристианства, он, применяя грубую силу, хотел единым ударом покончить с иконопоклонением. Ничего иного от него, как от невозрожденного, не исполненного Духом Святым человека, нельзя было ожидать. Ирина, ополчившаяся на иконоборцев, оказалась еще более ужасным человеком, чем Лев III. Одним словом, руководители как одного, так и другого лагеря были не на высоте. К такому выводу обязательно придет любой человек, объективно, без предвзятых мнений изучающий историю христианства.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Дабы говорить им об основах христианства
Карев А. История христианства. Учебник библейские курсы ЕХБ 4 христиан
вляющиеся программой для реформации
Карев А. История христианства. Учебник библейские курсы ЕХБ 7 приговор
В 397 году иоанн был избран на кафедру константинопольского епископа богачей христианства

сайт копирайтеров Евгений