Пиши и продавай! |
Иоганн Кальвин умер в 1564 году, оставив после себя ряд весьма серьезных богословских трудов. Выход Нет сомнения, что как Эверест возвышается над многими горными вершинами мира, так Мартин Лютер возвышается над всеми религиозными деятелями в истории христианства шестнадцатого века. Его заслуги велики: он как бы снова открыл Библию и вернул ее человечеству. Он поставил на весьма высокий пьедестал забытые истины Евангелия и особенно учение об оправдании верою. Он создал церковную музыку и пение, а своим браком на монахине Екатерине Бора положил начало пресвитерской семейной жизни. Он дал протестантизму большой и малый катехизис и ряд ценнейших сочинений по вопросам практической христианской жизни. Мы знаем и многие темные стороны характера и жизни Мартина Лютера, но, невзирая на это, он все же является самой выдающейся личностью эпохи Реформации. Лютер умер там же, где он родился, - в Эслебене 18 февраля 1546 года. Как мы видели, Реформация в Швейцарии пошла своим особым путем, и ее вожди - Цвингли и Кальвин - сделали попытку синтеза церкви и государства, чтобы создать теократию, то есть правление Бога на земле. Но на обоих швейцарских реформаторах видны капли крови казненных ими в союзе с государством цюрихских анабаптистов и Михаила Сервета, сожженного за отрицание божественной Троицы, по настоянию Кальвина, в Женеве 27 октября 1553 года. Определенно отрадным явлением Реформации мы должны считать широкое анабаптистское движение, родившееся в Швейцарии, в Цюрихе, в 1525 году и затем постепенно распространившееся по всему континенту Европы. От анабаптистов цюрихского направления, самым видным представителем которых является, вне сомнения, Валтасар Губмайер, родились впоследствии менониты и баптисты нашего времени. Какие же дискуссии догматического характера происходили в эпоху Реформации между ее основными представителями? Мартин Лютер, Ульрих Цвингли и Иоганн Кальвин, будучи едиными провозвестниками учения об оправдании верою, ломали копья по вопросу о причастии (хлебопреломлении). Велись горячие дебаты вокруг слов Христа на Тайной вечери: "Сие есть Тело Мое... сие есть Кровь Моя". Анабаптисты, будучи едиными с вождями Реформации в учении об оправдании верою, кардинально расходились с ними в вопросе о крещении, проповедуя крещение только сознательно верующих во Христа как личного Спасителя и решительно отвергая крещение младенцев. Анабаптисты проповедовали также всеобщее священство, самостоятельность каждой поместной церкви, а также (что для них характерно) отказ от присяги и военной службы. Реакция католицизма на Реформацию Теперь перед нами вопрос: как же реагировала мощная католическая церковь на все события Реформации? Двумя мероприятиями: учреждением ордена иезуитов и созывом Тридентского собора. Орден иезуитов - оплот контрреформации Иезуитов с полным правом можно назвать "гвардией папы". Какова же история их возникновения? 19 мая 1521 года в сражении с французами под Памплоной испанскому рыцарю Игнатию Лойоле вражеская пуля раздробляет правую ногу, и эта пуля приобретает в истории христианства небывалое значение. Она порождает, если можно так выразиться, сильнейший орден католической церкви - орден иезуитов. Каким же образом? Тяжело раненный рыцарь Игнатий Лойола целый год лежал в постели, испытывая сильнейшие боли. Лежа на одре болезни, он обдумывает свою дальнейшую карьеру. Рыцарем при испанском королевском дворе он больше уже не может быть; не может он быть и рыцарем-миннезингером, то есть певцом своей "дамы сердца". Что ему остается делать? Ему попадают в руки "жития католических святых", и отчаяние его, хромого, разом кончается. Он посвятит себя рыцарским подвигам на другом поле битвы! Он будет воином святой католической церкви! Королем его будет Иисус Христос, а "дамой сердца" святая дева Мария! Покинув одр болезни, Игнатий Лойола совершает путешествие к гробу Господню и, вернувшись, поступает в испанский университет в Алкале. У него нет никаких материальных средств, и он вынужден просить милостыню на пропитание. Его не смущают никакие трудности жизни. Через некоторое время он переселяется в Париж и продолжает здесь свою учебу. Здесь же, в Париже, он основывает свое общество - "общество Иисуса". Среди его первых последователей уже известные люди, католические миссионеры Франц Ксавье и Петр Фабер. В 1537 году они отправляются в Рим, где на папском престоле сидит папа Павел III - дальнозоркий политик. Он сразу учуял полезность "общества Иисуса" для выгод католической церкви, и в 1540 году утверждает новый орден. Правилами этого "ордена иезуитов" являются строжайшая дисциплина и полная самоотверженность. Кроме трех обетов, обязательных для всех монахов, а именно - обетов нищеты, целомудрия и послушания, в ордене иезуитов установлен еще четвертый обет: полного послушания папе. Орден иезуитов, надо сказать, является чудом организаторского гения Игнатия Лойолы. В короткое время он превратился в настоящий форпост католической церкви и стал во главе всей контрреформации. Следуя своему основному принципу - "цель оправдывает средства", - он повсюду наносил ощутительные удары делу Евангелия. Карев А. История христианства. Учебник библейские курсы ЕХБ 12 современного |
|
|
|