Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Не следует смущаться почти бесконечным обилием растительных иерофаний. Хотя их много и они различны, их можно довольно просто связать. Если взять только два из рассмотренных нами случаев, становится ясно, что главная разница между, например, Космическим деревом и Майским шествием — это различие между космологической идеограммой и ритуалом. Формула исполнения обряда — это не форма выражения идеограммы, мифа или легенды. Но все они имеют в основе одну и ту же мысль: что растительность — проявление живой реальности, периодически возобновляющейся жизни. Миф о деревьях, порождающих людей, о весенних растительных ритуалах, легенды о происхождении людей, о том, как герои старых сказок были обращены в растения, — все они выражают посредством символа или драмы то же умозрительное убеждение: растительный мир воплощает (или означает или участвует в ней) ту реальность, из которой сложена жизнь, которая неустанно созидает, которая всегда возрождается в бесчисленном разнообразии форм и никогда не исчерпывается. Коснуться дерева, чтобы забеременеть или чтобы защитить новорожденное дитя, означает определенное и полное отождествление человеческой реальности и жизни, воплощенных в растительности, и то же понятие подразумевается в идеограмме Космического дерева или мифах о Дереве Жизни: в каждом случае Жизнь проявляется через растительный символ. И так мы возвращаемся к идее о растительности, становящейся иерофанией — то есть воплощающей и проявляющей священное, — поскольку оно означает нечто другое, чем само растение. Ни одно дерево или растение никогда не бывает священным просто как дерево или растение; они такими становятся, потому что участвуют в трансцендентной реальности; они такими становятся, потому что означают эту трансцендентную реальность. Освящаясь, отдельная, «профанная» порода растений изменяет свою природу; в диалектике священного часть (дерево, растение) имеет смысл целого (Космос, Жизнь), профанное становится иерофанией. Иггдрасиль был символом Вселенной, но для древних германцев любой дуб мог стать священным, если соответствовал этому архетипическому условию, если он «повторял» Иггдрасиль. Таким же образом для алтайских народов

302

любая береза могла быть освящена и так стать Деревом Мира, и, поднимаясь по ней в соответствии с ритуалом, шаман в действительности карабкался бы на небеса.
Поэтому то, что классифицируется как разряд «растительных культов», сложнее, чем о нем говорит его название. Через растительность возобновляется в своих разнообразных ритмах и «почитается» вся жизнь, сама природа, ее просят, ей молятся. Силы растительной жизни — эпифания жизни всей Вселенной. Так как жребий человека зависит от этой природы и он думает, что может пользоваться этой жизнью в собственных целях, он принимает «знаки» растительности и пользуется ими (Майские шесты, цветущие ветки, «свадьба деревьев» и все остальное) или почитает их («священные деревья» и так далее). Но никакого подлинного культа растительности, ни одной религии, построенной только на растениях и деревьях, не было никогда. Даже в большинстве «специализированных» религий (культы плодородия, например), когда растительная жизнь почиталась и использовалась в культе, параллельно почитались и другие природные силы. То, что известно всем как «растительные культы», — в действительности сезонные торжества, которые нельзя объяснить только как растительную иерофанию, но которые составляют часть гораздо более сложных драм, охватывающих всю жизнь Вселенной. Действительно, иногда трудно отделить растительные элементы от религиозных элементов, связанных с Матерью-Землей или Эросом, или почитанием предков, или Солнцем, или Новым годом, или любыми другими феноменами. Здесь я выделил их, чтобы мы могли получить более ясное представление о природе растительных иерофаний. Но, как и во всем первобытном религиозном опыте, все различные иерофаний (растения, Мать-Земля, Эрос и так далее) в действительности появляются бок о бок и всегда образуют часть какой-нибудь системы. Применение растительных «символов» и чествование растительных «знаков» означает Жизнь во всех ее выражениях, неустанную и плодотворную деятельность Природы. Эти упоминания о Жизни и о Природе не должны быть поняты как своего рода пантеистический опыт, какой-то мистический способ соприкосновения с космической жизнью. Ибо, как я отметил раньше (§ 123), не естественное явление весны, сам ее действительный ход вдохновляет весенние ритуалы, — напротив, ритуал сообщает свою значительность приходу весны; именно символизм и церемониал показывают все значение обновления природы и начала «новой жизни», периодического повторения нового созидания.
В этом кратком изложении мы не упомянули так называемых богов растительности просто потому, что этот термин вызывает немалую путаницу. Хотя есть растительные эпифании, олицетворяемые некоторыми божествами, было бы трудно свести их к растительной иерофаний. Боги всегда обнаруживают больше, чем могла бы обнаружить простая растительная иерофания; их «форма», их карьера и их при-

303

рода «заходят» гораздо дальше, чем простое раскрытие живой реальности, жизни, возобновляющейся с временами года. Чтобы как следует понять, что такое «бог растительности», нужно сначала понять, что такое «бог» вообще.

БИБЛИОГРАФИЯ

См. также библиографию к гл. IX, особенно работы У. Маннхардта, Дж. Фр» зера и Дж.-Дж. Мейера.

О священном дереве

Parrott N. Les Representations de 1'arbre sacre sur les monuments de V Mesopotamie et d'Elam. P., 1937; Danthine H. Le Palmier-dattier et les arbres sacres dans 1'iconographie et 1'Asie occidentale ancienne. P., 1937; Wensinck A. J. Tree and Bird as Cosmological Symbols in Western Asia // Verhandelingen der Koninklijke Akademie van Wettenschappen. Amsterdam, 1921. Vol. ХХШ. P. 1 - 56; Coomaraswamy A. Yaksas. Washington, 1928 - 1931. 2 vols.; Nilsson Af. P. Geschichte der griechischen Religion. Vol. I. Munich, 1941. S. 194 и ел.; 260 и ел., Przyluski J. La Participation. P., 1940. P. 41 и ел.; Hentze С. Mythes et symboles lunaires. Antwerpen, 1932. P. 41 и ел.; Bergema H. De Boom des Levens in Schrift en Historic. Hilversum, 1938. S. 337 и ел.

О перевернутом дереве
Coomaraswamy A. The Inverted Tree // The Goarterly Journal of the Mythic Society. Bangalore, 1938. Vol. XXIX. № 2. P. 1 - 38; Kagarow E. Der umgekehrte Schamanenbaum//AFRW. 1929. S. 183; ритуал перевернутых деревьев: Holmberg-Harva U. Der Baum des Lebens // AASF. Helsinki, 1922 - 1923. Series В. Vol. XVI. S. 17, 59, и т. д.; Finno-Ugric and Siberian Mythology. Boston, 1927 (в серии «Мифология всех рас»). Р. 349; Bergema H. De Boom... S. 275. № 116; Eliade M. Le Chamanisme. P.. 1951. P. 244 и ел.

06 Иггдрасиле и Космическом дереве у ранних германцев
ср.: ссылки и библиографию в работах De Vries J. Altgermanische Religionsgeschlchte. Vol. П. В.; Lpz., 1937. S. 402; Renter. Germanische. Himmelskunde. Munich, 1934. S. 229; Bergema H. De Boom. P. 551.
Marshall J. Mohenjo-Daro and the Indus Civilization. Vol. I. L., 1931. Fgs. 63 - 67. P. 52; Contenau G. La Deesse nue babylonienne. P., 1914, везде; Contenau G. Le Deluge babylonien. P., 1941. P. 159; Aunran C. La Prehlstoire du Christianisme. Vol. I. P., 1941. P. 124; Albright W. F. The Babylonian Sage Ut-Napistim Nudu // JAOS. 1918. Vol. XXXVIU. P. 60 - 65; Albright W. F. The Goddess of Life and Wisdom // JASS 1920. Vol. XXXVI. P. 258 - 294; Alhright W. F. Some Cruces in the Langdon Epic //JAOS. 1919. Vol. XXXIX. P. 65 - 90; Albright W. F. The Mouth of the RiverS // JASS. 1919. Vol. XXXV. P. 161 - 195; Albright W. F. Gilgamesh and Enkidu, Mesopotamlan Genii of Fecundity // JAOS. 1920. Vol. LX. P. 307 - 335; Nilsson M. R. Geschichte der griechisahen Religion. Vol. I. S. 260; Holmberg-Harva U. Der Baum des Lebens. S. 83; Hentze C. Fruhchinesische Bronzen und KultdarzteUungen. Antwerpen, 1937. S. 129; Marconi M. Riflessi medtterranei nella piu antica religione lazlale. Milan, 1939; Pmson A. W. The Religion of Greece in Prehistoric Times. Berkeley; Los Ange-

304

les, 1942; Bemadin S. A. De mannelijke en de vrouwelijke godheid van de boomcultus in Minoische golsdienst. Amsterdam, 1942; Pestalozza U. Pagine di religione mediterranea. Vol. П. Milan, 1945.
Schnidt H. Die Erzahlung von Paradies und SundefaU. Tubingen, 1931; Humbert P. Etudes sur Ie recit du paradis et la chute dans la Genese. Neuchatel, 1940; Bergema H. De Boom... S. 120 и ел.
Contenau G. L'Epopee de Gilgamesh (translation with commentary). P., 1939; discussed in: Furlani G. La Religione babilonese-assira. Bologna, 1921. Vol. П. P. 50; P. 83, no 69, bibliography; also Dhorme E. Les Religions de Babylonie et d'Assyrie. P., 1945. P. 328; Virolleaud C. Le Voyage de Gilgamesh au paradis // RHR. 1930. Vol. CI. P. 202 - 215.

Иранские тексты, собранные и переведенные: Bamett L. D. Yama, Gandharva and Glaucus // BSOAS. 1926 - 1928. Vol. IV. P. 703 — 716, particularly P. 709 и ел.; Christensen A. Le Premier Hommt et le premier roi dans 1'histoire legendaire des Iraniens. Vol. II. Uppsala; Leiden, 1931. P. 11 и ел.

Восточные легенды о «Дереве жизни», вошедшие в научный оборот"
Wunsche A. Die Sagen vom Lebensbaum und Lebenswasser. Altorientalische Mythen // Ex Oriente Lux. Vol. I. Leipzig, 1905. Nos. 2-3; Hopkins E. W. The Fountain of Youth //JAOS. 1905. Vol. XXVI. P. 1 - 67; Frundlander I. Die Chadirlegende und der Alexanderroman. Lpz., 1913; Holmberg-Haroa U. Der Baum des Ledens. — По всей работе; Bergema H. De Boom des Levens. S. 238 и ел.
Eliade M. lerburile de sub Cruce. First published in: Revista Fundatulor Regale. November, 1939. P. 4; La Mandragore et les mythes de la naissance miraculeuse // CZ. 1942. Vol. Ш. P. 1 - 48, particularly P. 22; Ohrt F. Herba, Gratia Plena. Die Legenden der alteren Segenspruche uber den gottlichen Ursprung der Heil- und Zauberkradter. Helsinki, 1929 // FFC. № 82; Delatte A. Herbarius. Recherches sur le ceremonial usite chez les anciens pour la cueillette des simples et des plantes magiques. 2nd ed. Liege; P., 1938.
Wunsche A. Lebensbaum. S. 33; Graf A. Miti, leggende e superstizioni del Medi Evo. Turin, 1925. P. 61 (библиография. Р. 126, п. 6); Cartojan N. Carnie populare in literatura romaneasca. Vol. I. Bucharest, 1929. P. 123; Bergema H. P. 503; Walk L. Lebensbaum-Kreuzesbaum: П; Kirchenkunst // OZK. Vol. DC. S. 53 - 57; Baltrusaitis J. Quelques survivances des symboles solaires dan 1'art du Moyen Age // GBA. 6th series. Vol. ХУЛ. P. 75 - 82; Nava A. Albero diJesse nella cattedrale d'Orvieto e la pittura bizantina // RIASA. Vol. V. P. 363 - 376; Hildburgh W. L. A Medieval Brass Pectoral Cross // AB. 1932. Vol. XTV. P. 79 - 102; Detering A. Die Beleutung der Eiche seit der Vorzelt Leipzig, 1939. S. 126. Fig. 51.
Holmberg-Harva U. Baum des Lebens. S. 26 и ел. Finno-Ugric Mythology. S. 338; Coomaraswamy A. Elements of Buddhist Iconography. Harvard University Press, 1935. P. 82; Mus P. Barabudur. Vol. I. Hanoi; P., 1935. P. 117 и сл„ 440 и ел.; Granet M. La Pensee chinoise. P., 1935. P. 324; Lecher G. The Tree of Lite in Indo-European and Islamic Cultures // AI. 1937. Vol. IV. P. 369 - 416; Bauerreiss R. Arbor Vit. Der «Lebensbaum» und seine Verwendung in Liturgie, Kunst und Brauchtum des Abendlandes. Munich, 1938; Eliade M. Le Chamanisme... P. 244 и ел.; ср. библиографию к гл. U со ссылкой на деревья шаманов и др.
Krappe A. H. The Science of Folklore. L., 1930. P. 233; Hentze С. Mythes et symboles lunaires. Antwerpen, 1932. P. 155 и ел.; Wilkt G. Der Weltenbaum und die beiden Kosmischen Vogel in der vorgeschichtlichen Kunst // MB. Vol. XIV. 1922. S. 73 - 99.

305

Sainbanu L. Basmele Rornanilor. Bucharest, 1898. P. 449 — 457; Emsheimer E. Schamanentrommel und Trommelbaum. - ES. 1946. № 4. S. 166 - 181; Eliade M. Le Chamanisme... P. 51 и ел., 160 и ел.
Ваитапп H. Schopfung und Urzeit des Menschen im Mythos afhkanischer Volker. В., 1936. S. 224 и ел.; Vokhardt E. Kannibalismus. Stuttgart, 1939. S. 456 и ел.; Engelmann G. J. Die Geburt bei den Urvolkem. Eine Darstellung der Entwicklung der heuugen Geburtskunde aus den naturlichen Gebrauchen aller Rassen. Vienna, 1884. S. 77 и ел.; Hartland E. S. Primitive Paternity. The Myth of Supernatural Birth in Relation t the History of the Family. Vol. I. L., 1909. P. 44 и ел.; Henize С. Mythes et symboles lunaires. P. 155; Krappe A. H. La Genese des mythes. P., 1938. P. 278; Van Gennep A. Mythes et legendes d'Australie. P., 1906. P. 14; Matsumoto N. Essai sur la mythologie japonaise. P., 1929. P. 120; PrzyluskiJ. Un Ancien peuple du Penjab: les Udumbara//JA. 1926. P. 25 - 36; Bagchi P. C. Pre-Aryan and Pre-Dravidian in India. Calcutta, 1929. P. 154; Przyluski J. Les Empales // Melanges chinois et bouddhiques. Vol. IV. Brussels, 1936. P. 1 — 51; Eliade M. lerburile de sub Cruce; La Mandragore et les mythes de la naissance miraculeuse // CZ. 1940 — 1942. Vol. II. P. 3 — 48; иранские тексты, относящиеся к рождению Машьяг и Машьянаг из растения, собраны и переведены А. Кристинсеном в Le Premier homme et le premier roi dans 1'historie legendaire des Iraniens. Vol. I. Uppsala, 1918. P. 21 и ел., 73 и т. д.
Nyberg В. Kind und Erde. S. 195 и ел.; Saineanu L. Basmele Pomanilor. P. 307 и ел.; Gosoum E, Les Contes indiens et 1'occident P., 1922. P. 84 и ел.; Eliade M. lerburile de Sub Cruce. P. 15 и ел.; La Mandragore, P. 34 и ел.

По концепции фруктов и цветов
имеется библиография в: Bolte; Polivka. Ammerkungen zu den Kinder- und Hausmarchen der Bruder Grimm. Leipzig, 1913 - 1930. 4 vols: Vol. П. S. 125; Vol. IV. S. 257; Penzer N. M. The Pentamerone of Giambattista Basile. L., 1932. P. 158 и ел.; Thompson S. Motif-Index of Folk-Literature. Vol. V. Helsinki, 1935. P. 302 и ел.
FrazerJ. The Golden Bough. Abridged ed. L., 1922. P. 114 и ел., Schmidt R. Liebe und Ehe in alien und modemen Indien. В., 1904. S. 406 и ел.; Nyberg В. S. 195 и ел.; Boulnois J. Le Caducee et la symbolique dravidienne indomediterraneenne de 1'arbre, de la pierre, du serpent et de la deesse-mere. P., 1931. P. 8 и ел.; Abbot J. The Keys of Power. A Study of Indian Ritual and Belief. L., 1932. P. 335 и ел.

О майских ритуалах
работы Mannhardt W., Frazer J., Meyer J. J. and Liungman W. quoted in the text. Ср.: too Runeberg A. Witches, Demons and Fertility Magic. Helsinki, 1947.

О празднике Холи
Crooke W. The Holi: A Vernal Festival of the Hindus // FRE. Vol. XXV. P. 55 - 83; Crooke W. Popular Religion and Folklore of Northern India. L, 1894. P. 342 и ел. (2nd ed. Vol. П. Р. 197, 318); Meyer J. J. Trilogie, alttndische Machte und Feste der Vegetation. Vol. I (Kama). Zurich; Leipzig, 1937. S. 16 и ел., имеется большая библиография.
Frazer J. The Dying God, везде; Liungman W. Tradiaonswanderungen: EuphratRhein. I - II // FFC. Helsinki. 1937 - 1938. № 118 - 119, везде; Traditionswanderungen Rhein-Jenissei. Eine Untersuchung uber das Winter- und Todaustragen und einige hierhergehorige Brauche. I // FFC. Helsinki, 1941. N« 129; Frazer J. Der Kampf zwischen Sommer und Winter // FFC. Helsinki, 1941. Ne 130; Meyer J. J. Trilogie. Vol. I. S. 199 и ел.

306

Земледелие в предельно драматическом виде воспроизводит тайну возрождения растительной жизни. Человек действенно участвует и в сельскохозяйственных работах, и ритуалах по поводу них; потому жизнь растений и сакральные силы, заключенные в растительном мире, уже не чужды ему; взращивая и используя растения, он сам приобщается к этим силам. Для «первобытного» человека земледелие, равно как и прочие основные виды деятельности, не является просто профанным занятием. Поскольку оно касается жизни, а его объект есть чудесное развитие этой жизни, обитающей в семени, борозде, дожде и духах растительности, оно в его сознании прежде всего является ритуалом'*. Так обстояло дело с самого начала, и так оно обстоит до сих пор во всех аграрных обществах, даже в наиболее цивилизованных областях Европы. Земледелец входит в сферу абсолютной святости и становится ее частью, а его труды имеют космические последствия, ибо они совершаются в рамках космического цикла, а также потому, что год, времена года, лето и зима, пора сева и пора жатвы — все они представляют собой целостные формы, каждая из которых обладает своей собственной, автономной онтологической значимостью.
Отметим вначале крайнюю важность времени и ритмов времен года для религиозного опыта в аграрных обществах. Земледелец имеет дело не только с сакральной сферой пространства (плодородной почвой, силами, действующими в семенах, почках и цветах); его работа также подчинена определенному ходу времени — циклу времен года, являясь его составной частью. Поскольку, таким образом, аграрные общества сильно зависят от замкнутых временных циклов, с ритуалами земледелия всегда тесно связано множество церемоний, в процессе которых провожается «старый год» и приветствуется «новый», изгоняются «болезни» и возрождаются «силы». Сами природные ритмы связывают их в единое целое и усиливают их эффективность. Как результат долгого общения с землей и цикличными изменениями, в ней постепенно возникает некоторый оптимистический взгляд на бытие: смерть представляется не более чем временной модификацией модели бытия; зима — это уже не конец, ибо за ней следует тотальное обновление природы, демонстрирующей новые, безграничные формы жизни; по сути, ничто не умирает — все лишь переходит в состояние

307

первичной материи и отдыхает в ожидании следующей весны. В любом видении мира, основанном на идее ритмов, присутствуют подобные драматические моменты.
Сельский труд — это ритуал, частично потому, что он проводится на теле Матери-Земли и высвобождает сакральные силы растительности; но отчасти и потому, что он неразрывно связывает жизнь земледельца с благотворными или пагубными периодами времени; потому, что этот труд таит в себе опасности (например, гнев духа — хозяина той земли, которую расчищают под пашню); потому, что он предполагает совершение ряда церемоний, различных по форме и происхождению, имеющих целью помочь росту злаков и освятить работу земледельца; наконец, потому, что он приобщает земледельца к сфере, в определенном смысле находящейся «в ведомстве» смерти. Невозможно было бы перечислить здесь даже самые важные типы верований и ритуалов, связанных с земледелием. Эта тема обсуждалась во многих исследованиях, начиная с В. Маннхардта и Дж. Фрэзера и вплоть до А.-В. Рантасало, И. Мейера и В. Люнгмана. Мы остановимся лишь на самых значимых ритуалах и верованиях, распространенных главным образом в ареалах, изученных наиболее методически, — таких как Финляндия и Эстония, которым Рантасало посвятил пять томов своего исследования «Der Ackerbau im Volksaberglauben der Finnen und Esten mit entsprechenden Gebrauchen der Germanen verglichen»'.

126. Женщина, сексуальность и земледелие

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Правый мифы народов мира
Но никакого подлинного культа растительности
Можно было бы даже сказать

Достижение солнечного бессмертия уже

сайт копирайтеров Евгений