Пиши и продавай! |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 ШУТЯ И ИГРАЯ... Восклицание, вопрос, многоточие... ОПАСНОСТИ ИГРЫ Развязность и фривольный намек История журналистики свидетельствует о постоянстве интереса к новостям, – как к любопытным сведениям и как к нужной информации, помогающей общаться со всем миром, лучше ориентироваться в нем. Этот двоякий интерес провоцирует этические неточности в практике репортера, выделяющей из лавины фактов «небесполезное» для читателя, но с учетом привлекательности сенсационного. Разным историческим периодам соответствовали разные запросы аудитории, разные требования к качеству репортерской продукции, а, значит – те или иные направления репортерской работы. Неверно соотнесение этой сферы журналистского труда только с ориентацией на сенсационные свидетельства, только с «пронырливостью» репортера. Исторически формировался и иной стиль, иной подход к сбору и обработке фактов, по мере усложнения требований аудитории. (Например, поучительна история движения «разгребателей грязи» в Америке начала XX века). В обществе все более ощущалась необходимость получать оперативные сигналы о том, что творится вокруг; все определеннее проявлялось намерение аудитории быть всесторонне ориентированной, дабы правильно оценивать действия властей и оказывать давление на их политику. Поначалу печать – детище образованной элиты, рупор политических баталий. Позже появляются массовые варианты печати, она становится более гибким инструментом общественных коммуникаций. Оттачивание, использование этого инструмента в качестве «оружия» связано, прежде всего, с журналистикой новостей, которая в XX веке, развиваясь со всей прессой, прошла и дополнительный путь усовершенствования. (Имеется в виду такая практика, которая не афишировалась, даже скрывалась от общества). Уже в Первой мировой войне 1914–1919 гг. репортерские новости активно использовались для дезинформации противника, затем их возможности в этом плане стали развивать (используя радиоканалы, листовки-однодневки) и подкреплять теорией, – сначала в милитаристской Японии, затем в геббельсовском ведомстве. (Где, например, учили использовать и так называемую «белую», достоверную пропагандистскую информацию и, по степени искажения действительности, – «серую» и «черную», попросту ложь). После Второй мировой войны 1939–1945 гг. с перепроверкой опыта предшественников и проведением масштабных исследований социальной психологии развернулось (прежде всего в США и Великобритании) целеустремленное идеологическое воздействие на аудиторию ряда стран в поддержку политики «наведения мостов» между Востоком и Западом. По другую сторону «фронта» идеологической войны тоже старались совершенствовать методы работы. В этих условиях репортерские новости показали себя действенным проводником тенденций. Продемонстрировали, сколь опасными они могут быть, – ведь оружие можно повернуть острием к себе, в ответственные моменты (скажем, во время выборов, в моменты формирования новой политики) почти незаметно подталкивать общественность к каким-то шагам, дезинформируя ее, подменяя убеждение внушением. Любые изменения в сфере журналистики – результат как внедрения новых технологий, так и отражение перемен в самом обществе. Не случайно, именно в XX веке выдвигались и укреплялись в разных странах необходимые «противовесы» вышеназванным опасным тенденциям – в виде законодательных актов, сдерживающих журналистику, уточняющих сферу ее влияния и возможностей. Очерчивались права журналистики, ответственной за свои действия, не мешающей, но помогающей обществу, если не в качестве мифической «четвертой власти», то в качестве силы, обладающей действенным средством огласки. (А огласка может сдержать власть реальную – политическую, экономическую – упредить их антиобщественные шаги). При таких запросах необходима пресса как инструмент «достаточно неидеологизированный» (как изящно выразился один из американских исследователей), для того, чтобы сохранять право на нелегкую роль, – быть самоназначенным наблюдателем жизни властных структур, хроникером важных событий в помощь демократическому обществу. Чтобы быть неофициальным арбитром поведения общества, надо стремиться к безупречности собственного поведения. «Ангажированность» (мягкий синоним «продажности»), «вторая древнейшая профессия» и т.п. формулы поведения, которые благодарная аудитория давно связывает с журналистикой, как ни странно, не отторгли иллюзий просветительства, с которых журналистика начиналась, не развеяли надежд на печать как одну из опор демократии. В XX веке с возрастанием критики прессы предлагались и пути выхода из кризиса доверия. Более всего надежд связывалось, и ныне связывается, с теорией социальной ответственности, с ситуацией «взаимного контроля». Предполагается, что пресса, преимущественно, контролирует властные структуры, проверяя, что в их деятельности во благо, а что – во вред, а саму прессу контролирует общество – так называемая «аудитория», в состав которой входят и просто читатели (слушатели, зрители), и «источники» полученной информации, и всевозможные «герои» публикаций (в том числе и обиженные журналистами люди). Проблемы зависимости-независимости прессы – сфера весьма сложная и запутанная. В нашей стране, как и во всем мире, и новые, и старые издания изо всех сил стараются приобрести или сохранить независимость от властей, партий, экономических групп не столько законодательно – декларативную (минувшие революции юридически утвердили «свободу прессы», кажется, повсюду), но реальную. Пути достижения этого – собственные корпорации, издательские дома, концерны и пр. – тема особая. Для целей нашего исследования важно отметить другие усилия современной журналистики, а именно: попытки как-то сбалансировать ситуацию, одновременно и выполняя гражданский долг (стараясь быть здоровой оппозицией властям, оперативным информатором важнейших событий), и «угождая» публике, ибо самая явная финансовая зависимость – это зависимость от благожелательности, по крайней мере – терпимости по отношению к работе конкретного издания. (Информационный «товар» должен «нравиться», чтобы находить сбыт!). На терпимость, тем более, на одобрение аудитории, можно рассчитывать, если печать достаточно чутка к моментам, которые могут спровоцировать недоверие и неудовольствие. Ее выступления как «поступки» постоянно дают основание для обсуждений, сопоставлений с нормами поведения, в том числе этическими. И журналистам приходится об этом помнить, какими бы гордыми словами (о четвертой власти и т.п.) ни был украшен фронтон монолита «пресса». Все проблемы репортерства связаны с особенностями этой сферы журналистики, удовлетворяющей интерес к миру фактов. От репортеров ждут сведений о новейших происшествиях, поступках, высказываниях, переданных в кратчайшие сроки Причем только сведений («Дайте факт!»), и более ничего, никаких комментариев. Отвечая на этот запрос, репортеры выработали: · особое отношение к исходному материалу; 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|
|