Пиши и продавай! |
Раздел III ТЕЛЕВИДЕНИЕ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ XX столетие называют веком автомобиля, компьютеров, расщепления атомного ядра, освоения космического пространства. Все это верно, как безусловно верно и то, что XX столетие – век телевидения. В сущности ни одно из многочисленных достижений научно-технической революции не вошло столь быстро в быт всего человечества и не оказало на его развитие столь коренного и всеобъемлющего влияния, как это произошло с телевизионным вещанием – самым массовым, а следовательно, изначально самым демократичным средством информации. Будучи одним из наиболее совершенных на сегодняшний день средств отражения реальной действительности, жизни общества во всех ее проявлениях, телевидение в то же время представляет собой богатейший источник информации, удобный инструмент изучения общества, его развития. ТВ одновременно и отражает животрепещущие проблемы современности, и оказывает существенное влияние на возникновение определенных потребностей у тех или иных слоев общества. В мире, несмотря на всеобщее тяготение к унификации, существует немало телевизионных систем. Можно говорить о различных технических системах производства и распространения информации, о региональных телевизионных системах, обслуживающих ту или иную территорию, о национальных системах (в этом случае на одно из первых мест выступает язык вещания), но при всем этом важным фактором развития телевизионного вещания следует признать стремительное движение к единому общемировому информационному процессу, который превратится в реальность благодаря утверждению всемирного телевидения. Современное электронное ТВ имеет весьма специфическую техническую особенность: если радиоволны (длинно- и средневолнового диапазонов) распространяются вокруг земного шара (поэтому Лондон, Вашингтон и Каир мы прекрасно слышим в Москве, а московское радио слушают в Пекине, Дели и Мехико), то телесигнал, имея очень короткую длину волны, обладает свойством двигаться прямолинейно, т.е. прием его возможен лишь в зоне прямой видимости с телевышки. Поэтому на первом этапе любая телестудия могла обслуживать строго ограниченную аудиторию, и следовательно, где бы эта студия ни находилась – в центре или на местах, в столице или в провинции, ее вещание было территориально ограниченным. Статус первой в нашей стране московской Центральной студии телевидения (ЦСТ) по сути ничего не менял: она всецело отвечала нынешнему определению «местная». Не так уж долго просуществовали отечественные телеорганизации в режиме технической изоляции, но именно в это время складывались традиции, кристаллизовалась организационная структура, отбирались, готовились, воспитывались кадры, устанавливались планы и финансирование, заказывалось необходимое оборудование. В истории отечественного телевидения 50–60-е гг. отмечены не только бурным развитием местного телевещания, но и радикальными процессами его централизации. На помощь пришла техника: сначала при помощи радиорелейных линий, затем строительства ретрансляционной сети, а впоследствии благодаря созданию спутниковых систем связи преодолевался «островной» характер телевизионного вещания. Вещательные островки местных студий постепенно сливались в архипелаги, в итоге превратившись в телевизионный материк единой информационной системы отечественного телевидения. Эта система, получившая название Центрального телевидения (ЦТ), дала возможность распространения информации по всей территории страны и в тот период имела безусловно прогрессивный характер, поскольку отражала и достаточно полно реализовала коммуникационную природу телевещания. Перестройка местного телевещания, которая была уместна уже в 70-е гг., либо не была начата, либо не дала желаемых результатов, поскольку не имела научно обоснованной концепции. В результате возобладало явно ошибочное мнение об идеологической нерентабельности регионального ТВ. По приказу свыше был закрыт ряд местных студий. Процесс централизации отечественного телевидения соответствовал тоталитарному характеру государственного устройства. Перемены в стране, начавшиеся в 1985 г., привели к изменению политики и в этой области. Расширение и утверждение гласности, демократизация общественной жизни обусловили понимание необходимости развития всех средств массовой информации, в том числе и местного телевещания. В 1986 г. было принято важное правительственное решение о расширении местного телевизионного вещания путем создания 67 новых программных телестудий в областных центрах и центрах национальных автономий, где их до этого не было. Итак, в середине 80-х гг., когда в подавляющем большинстве развитых стран мира домашний экран стал инструментом для приема передач антенного, спутникового, кабельного ТВ , просмотра видеокассет с использованием дисплея персонального компьютера, в нашей стране 40% административных центров не имело собственных программных телецентров, первую программу ЦТ могли смотреть 96% населения (оставшиеся 4% – это 12 млн. человек!), два канала принимали 88% населения, три — только третья часть жителей страны. Несмотря на повсеместный переход на производство цветных телепрограмм, парк цветных телеприемников, имеющихся у населения, на две трети оставался черно-белым. Страна оказалась на обочине информационной революции. Рынок телевизионных программ отсутствовал даже в зачаточном состоянии, хотя для его возникновения существовали необходимые предпосылки: кроме ЦТ, телевизионные программы производили многочисленные региональные (республиканские и областные) телеорганизации. Вслед за ними эфирную продукцию начали создавать видеоредакции Агентства информации Новости (РИА-ИАН), ИТАР-ТАСС, журнала «Огонек», еженедельника «Совершенно секретно», ЦКТ (Центр коммерческого телевидения), «Рен-ТВ Лтд» и др. Разделение функций программных и вещательных организаций (одни создают телевизионную продукцию, другие ее транслируют) – безусловно продуктивный путь развития. Без рынка кадров невозможен рынок программ и утрачивает смысл рынок техники. Для его создания и успешного функционирования нужна взвешенная, дальновидная государственная политика. Здесь нельзя скупиться, хотя отдача будет не мгновенной и не подлежащей точным подсчетам. Речь идет о подготовке и системе повышения квалификации кадров современного телевидения, даже о появлении определенного избытка этих кадров. Полноценное становление трех названных рынков в свою очередь позволит насытить рынок зрительских интересов, т.е. даст возможность удовлетворить запросы и потребности многочисленных демографических групп, в совокупности составляющих потенциальную телеаудиторию. Как же выглядит сегодня отечественное телевидение? Когда резко упали тиражи газет, а центральные издания часто не доходят до провинции, когда литературно-художественные журналы растеряли своих подписчиков, а большинство кинотеатров пустует, когда многие книгоиздатели в погоне за коммерческим успехом оказывают предпочтение бульварному чтиву в ущерб настоящей литературе, телевидение остается не только главным, но и единственным для значительной части российской аудитории средством удовлетворения информационных и культурных потребностей, приобретения знаний, организации досуга. За последние годы телевизионный пейзаж неузнаваемо изменился: ассортимент программ в столице и во многих провинциях если и не достиг разнообразия магазинных витрин, то все же значительно превзошел самые смелые мечты недавнего прошлого. Экономические стимулы, внедрение рыночных отношений в телевизионное производство, изменение форм собственности – вот что стало золотым ключиком, широко распахнувшим двери в сегодняшнее телеизобилие. Однако рост числа каналов не всегда увеличивает возможности телевыбора. Вслед за распадом СССР автоматически рухнула система Гостелерадио СССР и Центрального телевидения, которое трансформировалось в государственную телерадиокомпанию «Останкино». При этом попытки превратить ТВ «Останкино» в межгосударственный телеканал СНГ завершились безрезультатно. За короткий срок, именуемый «переходным периодом», отечественная система телевидения проделала гигантский путь преобразований: перестала быть партийно-государственной монополией, произошло разделение телекомпаний на программопроизводителей (продюсерские компании) и вещателей (появились и посредники между первыми и вторыми – дистрибьюторы). В результате возник рынок программ. Если все «разнообразие» советского телевидения сводилось к делению на центральное и местное вещание, то середина 90-х гг. характеризуется более сложной классификацией: 1. По способу трансляции: а) эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя); б) спутниковое (например, «Космос-ТВ» – совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных компаний; в России эру непосредственного спутникового телевещания в конце 1996 г. открыли четыре телеканала «НТВ плюс»); в) кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России)[1]. 2. По типу деятельности: а) вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру); б) программопроизводящие (продюсерские фирмы); в) дистрибьюторы (своеобразная инфраструктура телевещания). |
|
|
|