Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14

Эти организационно-правовые формы разделяются на две части. К первой относятся те формы, которые выбирает учредитель редакции, если основной целью ее деятельности не является извлечение прибыли. В таком случае редакция может быть зарегистрирована в форме государственного или муниципального учреждения, автономной некоммерческой организации и т.п. Но если основной целью деятельности редакции становится извлечение прибыли, то ее регистрируют как юридическое лицо в форме общества с ограниченной ответственностью или дополнительной ответственностью, производственного кооператива, унитарного предприятия, закрытого или открытого акционерного общества и др. У каждой из этих форм – свои особенности, выражающиеся в специфике владения имуществом редакции и ее доходами от предпринимательской деятельности, ее праве иметь самостоятельный баланс, свои счета в банковских учреждениях, свою печать, издательский и товарные знаки, а также владеть названием газеты и т.д. Организационно-правовая форма юридического лица редакции газеты определяет и зафиксированные в уставе редакции особенности отношений между учредителем и редакцией в лице главного редактора, управления ее коллективом. Так, например, редакция – автономная некоммерческая организация создается на основе добровольных имущественных взносов ее учредителей – администрации области, города, грантов и пожертвований других организаций и граждан. Главная ее цель – удовлетворение запросов читателей в массовой информации. Она имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс и банковские счета и вправе заниматься предпринимательской деятельностью для достижения стоящей перед нею цели. А управление такой редакцией осуществляется Советом учредителей, одну треть состава которого составляют работники редакции, а в остальную часть входят представители администрации и другие лица. Совет работает под руководством председателя, которым является главный редактор газеты. Он избирается журналистским коллективом редакции и утверждается Советом на срок не менее чем на четыре года. При главном редакторе действует редакционная коллегия.

Совершенно иные особенности организации хозяйственной деятельности у газетных редакций, избравших иную форму регистрации своего юридического лица – акционерное общество (АО). Эту организационно-правовую форму регистрации юридического лица избирают многие крупные редакции, основной целью хозяйственной деятельности которых является извлечение прибыли. Финансовая база такой редакции – ее уставный фонд, представляющий совокупность денежных вкладов учредителей или владельцев газеты в имущество редакции, – делится на определенное количество долей, обозначаемых ценными бумагами – акциями. Возможно использование двух вариантов АО. Редакция – открытое акционерное общество (ОАО) получает право свободно выпускать акции, продавать их на рынке ценных бумаг и производить подписку на них, увеличивая таким образом свой капитал, без согласия остальных акционеров. Второй вариант – редакция – закрытое акционерное общество (ЗАО): она не имеет права свободного выпуска акций и их продажи. Она вправе лишь выпускать ограниченное количество акций, которые распределяются только среди учредителей газеты или другого заранее определенного круга лиц, количество которых не должно превышать пятидесяти. Они имеют право преимущественного приобретения акций, продаваемых другими акционерами ЗАО.

Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров. Текущее управление редакцией осуществляет исполнительный орган – единоличный (генеральный директор, президент – главный редактор) или коллегиальный (правление, редакторат). В АО создается и контрольный орган – Совет директоров (наблюдательный совет).

в начало главы << >> в начало части

РЕДАКЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ЦЕЛИ, ВИДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ

Заниматься медиабизнесом невозможно, не учитывая требований редакционного менеджмента. Под менеджментом мы понимаем в данном случае, во-первых, управление коллективом редакции, систему методов и форм этого процесса. Во-вторых, определенную профессию, представители которой – менеджеры составляют команду управленцев, руководящих коллективом.

Экономический фактор оказывает сильнейшее влияние на весь процесс редакционного менеджмента. Он определяет его цели, направления и характер. Поскольку, как мы знаем, существование редакции, относительная свобода ее деятельности зависят от ее финансовой независимости, важнейшей целью ее руководителей становится обеспечение экономической базы издания, получение прибыли. Поэтому процесс управления редакцией, редакционный менеджмент приобретает экономический характер. Он становится экономическим управлением коллективом – всеми его работниками, без исключения.

Вторая цель редакционного менеджмента – воспитание у всех работников редакции экономического мышления, сознания того, что их деятельность влияет на экономическую базу редакции и газеты.

При этом руководители редакции теперь исходят в процессе управления ее коллективом из нескольких экономических принципов. Первый из них – принцип прибыльности периодического издания. Только получение прибыли может обеспечить существование газеты. Поэтому деятельность всех ее работников подчинена достижению этой цели.

Второй принцип – обеспечение конкурентоспособности издания – также связан с прибыльностью его выпуска. Прибыль от него можно получить лишь в ходе острой конкурентной борьбы с другими периодическими изданиями.

Третий принцип – экономической достаточности (разумной экономии) – определяет стремление менеджеров редакции к достижению своих целей с использованием наименьших средств, сил и энергии. Разумная экономия на всех направлениях их деятельности – одно из условий получения оптимальных результатов в наименьшее время, кратчайшим путем и самым экономным способом.

Стремление достигнуть целей редакционного менеджмента сказывается на всех характеристиках коллектива редакции и ее деятельности. В последующих главах нашей книги показаны все стороны происходящих в последние годы серьезных изменений величины газетной редакции, ее состава и структуры. Поэтому ограничимся здесь констатацией того факта, что эти изменения все быстрее приводят к разделению редакционного коллектива на две части – творческую и экономическую. В первую входят творческие структуры редакции, в которых работают журналисты – управленцы и корреспонденты, а также технические подразделения, сотрудники которых обеспечивают условия для эффективной работы журналистов. Вторую часть редакции составляют экономические, коммерческие структуры. У каждой из этих частей – свои задачи, каждая имеет своих руководителей – главного редактора в первой, генерального менеджера – во второй. Каждая выполняет свои задачи достаточно свободно и независимо от другой, но в то же время обе непрерывно взаимодействуют и влияют друг на друга. И в той и в другой работой сотрудников управляют в процессе непрерывного менеджмента. Но в каждой из этих частей редакционный менеджмент имеет существенные особенности – в соответствии с спецификой задач, стоящих перед их работниками.

В первой – творческой части редакции коллектив журналистов обеспечивает под руководством главного редактора подготовку и выпуск номеров газеты. Журналисты заняты здесь производством журналистской информации – созданием текстов и иллюстраций и их подачей на полосах газеты. Управленцы – главный редактор и другие руководители творческих структур заняты производственным менеджментом.

Во второй – экономической части редакции руководители-менеджеры решают свои задачи, занимаясь собственно экономическим, прежде всего финансовым менеджментом. Основа обоих видов редакционного менеджмента общая, но у каждого – своя специфика.

в начало главы << >> в начало части

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В нем учитывают все элементы процесса подготовки и выпуска, производства продукции редакции: место и роль его участников, условия этого процесса, связанные с ним расходы, предпосылки достижения наибольшей эффективности, возможности экономии материалов, сил и средств и др.

Разумеется, важнейшее значение при этом приобретает формирование коллектива творческих работников – журналистов, определение его размеров, состава и структуры, организация его работы. Все это требует немалых усилий и еще больших расходов. Их объем зависит от ситуации на рынке журналистского труда, от имиджа газеты, от возможностей редакции оплаты труда ее работников и от множества других факторов. В зависимости от типа газеты, ее объема, периодичности ее выхода главный редактор определяет минимальное количество штатных творческих работников редакции, которые могут обеспечить выпуск газеты, удовлетворяющей запросы аудитории и способной увеличить ее. Их количество он может уменьшить, привлекая нештатников, – это позволит снизить расходы редакции на зарплату журналистам. Но в каждой редакции существует предел уменьшения количества ее журналистов без снижения уровня газеты.

В систему редакционного менеджмента входит проведение определенной кадровой политики редакции. Она осуществляется под руководством главного редактора газеты, который является работодателем, принимающим решение о приеме на работу нового сотрудника или об отказе ему. В некоторых крупных редакциях главному редактору в реализации кадровой политики помогает менеджер по персоналу. Кадровые вопросы, связанные с приемом новых работников в редакцию, перемещением сотрудников внутри коллектива или их увольнением, нередко обсуждают на редакционной коллегии газеты, где вырабатывают общее мнение по конкретному вопросу, окончательное же решение принимает главный редактор.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ с творческими работниками средств массовой информации по инициативе работодателя либо работника может заключаться срочный трудовой договор. Такой договор заключается на определенный срок не более пяти лет. Однако если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок. Варьируя формы трудового договора, работодатель – главный редактор может стремиться закрепить в редакции ценного работника, заключая с ним договор на неопределенный срок или не расторгая первоначальный срочный трудовой договор с ним в связи с истечением его срока. Тогда договор считается заключенным на неопределенный срок. И наоборот, принимая нового сотрудника, работодатель может заключить с ним трудовой договор на ограниченный срок – на год или полугодие, чтобы проверить в деле его способности и возможности. Такой договор становится в руках работодателя мощным средством воздействия на журналиста, управления им и, заметим, ограничения свободы его деятельности.

Разумеется, журналист газетной редакции получил в результате преобразования общества в России несравненно большую свободу для своей творческой деятельности. Для него более не существует политической цензуры Главлита, тематических, территориальных и должностных запретов и ограничений. Однако со временем выяснилось, что в условиях рыночной экономики на место прежней государственной цензуры встала экономическая цензура – не менее требовательная и жесткая. Редакционные производственные менеджеры внимательно контролируют тематику и содержание газетных публикаций, приводя их в соответствие с экономическими, финансовыми интересами редакции и владельца газеты. Журналист получил в соответствии с законом о СМИ немалые новые права на сбор информации и ее использование, но и его главный редактор получил новые широкие права в процессе производственного менеджмента корректировать и ограничивать деятельность своего сотрудника, если она может наносить ущерб экономике газеты. Требования к журналисту стали более жесткими – к его профессионализму, способностям и работоспособности.

Заметим, что если главный редактор газеты сам является наемным менеджером, то работодатель – учредитель или владелец газеты заключает с ним срочный трудовой договор. То же относится и к заместителю главного редактора и главному бухгалтеру редакции.

Вместе с учредителем и менеджером редакции – коммерческим директором определяют систему оплаты труда журналистов. В большинстве отечественных газетных редакций традиционно используют систему повременно-сдельной оплаты труда журналиста, которая состоит из помесячной зарплаты и гонорара за его публикации. В некоторых богатых редакциях к этому прибавляют третий элемент системы – регулярные премии, которые нередко превышают размер зарплаты. Реже выбирают другую популярную на Западе систему, отказываясь от гонораров и выплачивая журналисту лишь повышенную зарплату. Наконец, стремясь интенсифицировать труд журналистов редакции, иногда отказываются от выплаты им зарплаты и ограничиваются лишь гонорарами за публикации – как нештатникам. Впрочем, к последней системе прибегают крайне редко, когда руководителям редакции приходится спешно ликвидировать возникший финансовый дефицит.

Оплата труда работников редакции – не только журналистов, но и технических и коммерческих сотрудников – составляет одну из крупнейших расходных статей редакционного бюджета.

Бюджетирование – формирование бюджета редакции и разрабатываемого на его основе в бухгалтерии баланса, показывающего соответствие реальных расходов редакции расходным статьям бюджета, – важнейший инструмент редакционного менеджмента. Бюджет показывает руководителям редакции что находится в их распоряжении, какие средства они смогут использовать в течение определенного периода – финансового года – для обеспечения работы редакции и выпуска газеты.

Как и бюджет любого предприятия или организации, редакционный бюджет состоит из двух частей – расходной и доходной. В расходную часть бюджета входит ряд статей, содержание которых обеспечивает повседневную деятельность творческих – журналистских и технических подразделений редакции. К этим так называемым общередакционным расходам относятся средства, входящие в фонд оплаты труда, фонд материального поощрения и фонд социального развития. К ним присоединяются расходы, связанные с оплатой командировочных, использованием средств связи – телефонов, факсов, Интернета, переписки и др. Отдельную статью составляют транспортные расходы – за содержание автомашин, их заправку и парковку. Немалые средства уходят на покупку расходных материалов, необходимых для повседневной работы сотрудников редакции, – бумаги, использования фотоаппаратуры, ксероксов и другой техники.

Значительную часть общередакционных расходов составляют отчисления издательству, с которым связана редакция. Если она не владеет зданием или помещениями, в которых размещается, то вынуждена платить крупные суммы за их аренду, а также за использование мебели и технических средств, не принадлежащих ей, оплачивать электроэнергию. Если же редакция является владельцем ее помещений, мебели и оборудования, ей приходится выплачивать амортизационные расходы.

Все более возрастает значение расходной статьи бюджета, связанной со страхованием жизни журналистов. Выезжая в командировки в Чечню, Ингушетию и другие республики Северного Кавказа, в страны так называемого ближнего зарубежья, где происходят межнациональные и межрелигиозные столкновения, они подвергаются серьезной опасности. Ежегодно в таких поездках гибнут несколько журналистов российских СМИ, еще больше возвращаются, получив ранения и серьезные травмы. Значение этой расходной статьи редакционного бюджета возрастает в процессе производственного менеджмента.

Главному редактору и другим творческим менеджерам редакции приходится регулировать не только величину и состав коллектива, но и расстановку его работников. Наибольшей эффективности работы журналиста можно добиться, если он будет находиться на том месте, на той должности, которая в полной мере соответствует его профессиональной квалификации, творческим возможностям, способностям и интересам. Когда он окажется «на своем месте», он сможет работать в полную силу, принося редакции наибольшую пользу. Это выгодно экономически. Добиться такой оптимальной расстановки работников редакции – одна из целей производственного менеджмента.

Это имеет немалое значение и для формирования определенного имиджа газеты и ее журналистов. Имидж – устойчивый образ газеты, который складывается у ее читателей на протяжении длительного времени. Он связан с особенностями тематики и содержания публикаций газеты, ее дизайна – иллюстрирования и оформления. И в немалой степени от имиджа ее известных журналистов. О газете судят и по тому, кто в ней выступает. От этого во многом зависит ее популярность и конкурентоспособность на рынке периодических изданий. Руководители редакции учитывают имидж своих журналистов в процессе производственного, творческого менеджмента, стараясь использовать его для достижения наибольшего экономического эффекта.

Поэтому все большее экономическое значение получают проблемы, связанные с этической стороной творческой, производственной деятельности журналистов. При формировании имиджа газеты возрастает роль его составляющей – ее этического имиджа. Главному редактору и другим менеджерам редакции приходится контролировать соблюдение ее сотрудниками норм профессиональной журналистской этики. Ведь читатели судят о газете не только по содержанию и оформлению ее материалов, но и по ее отношению к нравственным нормам, принятым в обществе. Конечно, этический уровень газеты в немалой степени соответствует этическому уровню её аудитории: бульварное издание предназначается для читателей, которые ищут в нем, прежде всего криминальных и безнравственных сенсаций, качественная же газета этого избегает. Однако имидж издания не должен опускаться ниже определенной границы – общепринятых нравственных норм межчеловеческих отношений. В противном случае газета многое потеряет – не только в своем имидже. Это может привести к потере значительной части ее читательской аудитории и к прямым убыткам – необходимости публикации опровержений и крупным денежным выплатам по судебным приговорам в пользу лиц, посчитавших публикации газеты посягательством на их честь и достоинство.

Процесс производственного менеджмента конкретизируется с использованием системы различных методов управления творческим коллективом (см. гл. 11) и в ходе бизнес-планирования работы творческих и технических подразделений редакции. Это одно из важнейших направлений производственного менеджмента редакции. Он органично связан с ее экономическим, финансовым менеджментом.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14

сайт копирайтеров Евгений