Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

Постепенно специалисты PR начинают играть все более видные роли в политике и политических партиях. Результаты успешной работы менеджеров политических партий в 80-е и 90-е гг. XIX в. стали следствием усовершенствования процессов печати, увеличения производства дешевой бумаги, повышения грамотности населения. Перечисленные факторы, кстати, с другой стороны, способствовали росту количества и тиражей газет.

Рождение новых методов в проведении политических шоу ознаменовала энергичная и эффективная предвыборная кампания Брайана – Маккинли в 1896 г. Партии обоих кандидатов имели в Чикаго штаб-квартиры, в которых печаталась масса брошюр, рекламных плакатов, пресс-релизов. Та эпопея очень походила на подобные мероприятия в современной Америке. Она послужила прообразом последующих предвыборных кампаний. Тогда, кстати, демократ У.Дж. Брайан впервые организовал специальный рекламный поезд. Идея используется до сих пор кандидатами, демонстрирующими свою «близость к народу».

Распространение средств массовой информации привело к появлению профессии рекламного агента и росту использования пресс-агентов в целях отстаивания интересов бизнеса.

Первый корпоративный отдел Паблик рилейшнз в современном понимании этого термина был создан в 1889 г. Джорджем Вестингаузом. Его «Новая электротехническая корпорация» соперничала с «Электрической компанией», организованной Томасом Эдисоном. Дело в том, что Т. Эдисон инициировал акцию по запугиванию потребителей переменным током, схему использования которого разработал Дж. Вестингауз. Вот что пишет об этом Мак-Дональд: «Edison General Electric Company попыталась помешать развитию системы переменного тока, развернув неблаговидную политическую деятельность и избрав беспринципную тактику антирекламы... Эта антирекламная деятельность представляла собой серию эффектных ходов, рассчитанных на искусственное раздувание смертельной опасности, которую представляет для человека переменный ток высокого напряжения. Самым впечатляющим из этих ходов были разработка и рекламирование электрического стула, предназначенного для казни преступников»[3].

Именно с того времени специалисты стали заниматься организацией встреч с общественностью и налаживанием контактов со СМИ. Когда же система переменного тока Дж. Вестингауза получила, вопреки жесткой пропагандистской кампании Т. Эдисона и его помощника С. Инсалла, общественное признание, стало очевидным, что организация связей с общественностью может быть весьма эффективным и прибыльным делом.

Итак, начало подлинного интереса к общественному мнению со стороны профессиональных групп можно отнести к середине XIX в.

История Паблик рилейшнз в США переплетается с бесконечной борьбой работодателей и наемных работников. Большой бизнес в конце XIX – начале XX в. придерживался принципа: чем меньше общественность наслышана о том, что происходит в недрах корпораций, тем эффективнее, прибыльнее и полезнее для общества их деятельность. Эту эпоху в истории PR обозначают словами «к чертям общество!».

Эксплуатация людей и природных ресурсов рано или поздно должна была повлечь за собой активизацию масс. Волевые решения руководства начинают уходить в прошлое. Им на смену идет научный менеджмент. Корпорации осознают важность преодоления неприязненных взаимоотношений с общественностью, стараются теперь завоевать симпатии людей. И появляются специалисты, способные наладить необходимые связи.

Последние два десятилетия XIX в. породили самую разнообразную практику связей с общественностью. Стремительное развитие промышленности, средств коммуникации, СМИ создало добротную основу для развития PR в XX в. Профессия рекламного агента, пресс-агента становится все более востребованной.

К началу XX в. функции менеджеров политических пресс-бюро почти во всем были подобны функциям PR-специалистов. А в результате широкого использования радио и газет массовые коммуникации завоевывают ведущую роль в американской политике.

Немаловажную роль в развитии PR сыграл еще один фактор. Возникновение могущественных монополий, концентрация богатства и власти вызвали в начале XX в. мощную волну протестов, в свою очередь, инициировавших серию реформ. Борьба противоборствующих сил во многом сформировала современный Паблик рилейшнз.

Особенно интенсивно в XX в. американский Паблик рилейшнз в государственных структурах развивался в кризисные времена. В их числе – Первая и Вторая мировые войны, американская депрессия, войны в Корее и во Вьетнаме, «холодная война» с СССР... Да и сейчас, когда то и дело происходят конфликты, подобные противоборству с Ираком, PR Америки далёк от состояния спячки!

PR и Россия

В России до XX в. элементы PR в политике и бизнесе, безусловно, присутствовали, хотя и в гораздо меньших масштабах, чем в США.

Сама история взаимоотношений власти и народа на Руси является ярким примером постоянного проведения акций по «связям с общественностью». Начиная с чтения царских указов на Лобном месте Красной площади, публичных казней и пыток, определявших лицо власти, и кончая внутридворцовыми интригами и переворотами, – все это можно смело отнести к мероприятиям PR.

В дальнейшем – с развитием социальных структур общества – усиливалась необходимость учета общественного мнения при принятии политических и социально-экономических решений.

Однако активный период российского PR связан с борьбой большевиков за власть. Для этого широко использовались разнообразные приемы и методы воздействия на массы. Весь мир давно признал, что глобальными социальными изменениями он обязан тому, что произошло в России в 1917 г. Перед Октябрьской революцией в России стали складываться и современные политические технологии.

В апреле 1917 г. партия большевиков – Российская социал-демократическая рабочая партия, затем РКП(б) – открыто заявила о намерении взять власть в свои руки. Это, как казалось, была не самая могущественная партия из 200 насчитывавшихся на тот момент в России. Но именно ей удалось захватить, а главное – удержать власть. Во многом – благодаря революционной пропаганде, умелому влиянию на массовое сознание российских граждан, наступательному характеру идеологической работы, использованию широкого ассортимента приемов и методов воздействия на общественное мнение.

Пока одни политические силы пытались создать какое-то подобие государственности, а другие молились на колыбель новорожденной российской демократии, большевики занимались очень конкретным делом. Все имеющиеся в их распоряжении ресурсы были брошены на управление массовым сознанием. Издавались газеты («Искра», «Правда», затем «Известия» и др.), печатались листовки, придумывались слоганы. Кстати сказать, у большевиков уже имелся удачный опыт создания эффективной информационной политики в период Первой русской революции 1905–1907 гг. Пригодились и богатые пропагандистские наработки на фронтах Первой мировой войны. В то время активно использовались как печатное (листовки, прокламации, газеты, плакаты), так и устное слово: митинги, лозунги и агитация. А также шествия и демонстрации.

С. Марков в своей книге «PR в России больше чем PR» отмечает: «Еще в 1914 г. большевики не скрывали намерений уничтожения российской государственности при помощи ее собственной армии. В начале войны, когда вся страна объединилась в патриотическом порыве, лозунг «Превратим войну империалистическую в войну гражданскую!» не сработал. Через три года война перешла в позиционную. Месяцами солдаты противоборствующих армий сидели друг против друга в сырых и грязных траншеях. Русская армия, способная одерживать блестящие победы и стойко переносить поражения, такой войны не выдержала. Как известно, любая армия, не занятая делом, разлагается. Это – аксиома. Одетый в серую шинель русский крестьянин не мог понять, почему он сидит, грязный и вшивый, в холодном окопе. Может, война никому и не нужна? «Правильно, не нужна эта война, – говорили большевистские агитаторы. – Штык в землю!» Армия начала разбегаться. Действительно, за что воевать – не понятно, а сеять давно пора»[4].

Большевики смогли организовать десятки газет и других печатных изданий, которые без устали разъясняли гражданам России, что интересы народа может представлять лишь партия РКП(б). Причём задействовалась не только партийная пресса, но и вполне респектабельные газеты. К примеру, «Русское слово», выпускавшееся известным московским издателем Иваном Сытиным и бывшее весьма авторитетным источником для граждан России. Использование такой газеты в своих пропагандистских целях было большой удачей для большевиков. Ведь в России 1917 г., нисколько не преувеличивая, почти в каждом городском доме, в каждой школе и во многих крестьянских избах читали детище Сытина. Тираж «Русского слова» достиг миллионного рубежа! Газета сосредоточила основное внимание на политических событиях новой эпохи. Так, скажем, в день отречения царя – 3 марта 1917 г. – на её страницах появился призыв к народу признать новое Временное правительство во главе с князем Г. Львовым. Газета писала: «Появилась надежда, что новый порядок, только что установленный народом, обеспечит устойчивость правительства».

«Русское слово» было популярным во всех слоях общества. Публиковались многочисленные интервью. В числе опрашиваемых – поддерживающие большевиков и не поддерживающие, политэмигранты, находящиеся за границей или только что вернувшиеся в Россию, представители обеспеченных слоев и простые солдаты и рабочие.

Ленин, руководитель партии большевиков, высоко ценил «Русское слово». Рекомендуя Центральному комитету партии подталкивать рабочих к закрытию «буржуазных» газет, он ни разу не назвал в числе таких изданий «Русское слово». Позже он написал: «Московский Совет, взяв власть, банки, фабрики, “Русское слово”, получает гигантскую базу и силу»[5].

«Русское слово» было одним из первых печатных изданий, выразивших сомнение в успехе деятельности Временного правительства. Это играло на руку большевикам. Но оно же осудило переворот, совершенный партией Ленина 24 октября 1917 г., что большевиков устроить никак не могло. Декретом Совета Народных Комиссаров от 27 октября 1917 г. сытинская газета закрывается под предлогом «пресечения потока грязи и клеветы».

Инструментарий пропагандистской машины большевиков отличался широтой и разнообразием. В первую очередь, использовались слоганы, производившие в те политизированные времена заметное впечатление на народные массы. Они привлекали своей простотой и готовностью «указать врага», что отвечало ожиданиям простых людей. К наиболее удачным можно отнести: «Землю – крестьянам!», «Фабрики – рабочим!», «Мир – солдатам!». Это заявляли большевики – противники любой частной собственности. Массовое признание получили и лозунги «Мир хижинам – война дворцам», «Справедливый мир без аннексий и контрибуций», «Революция до полной победы коммунизма». Слоганами типа «Грабь награбленное» и «Экспроприация экспроприаторов» простому народу внушали, что он ограблен, но пришло время получить назад причитающееся по праву.

Итак, эффективные методы пропаганды и PR во многом способствовали успеху октябрьского переворота 1917 г. и последующему укреплению власти большевиков. О том, насколько большое значение большевики придавали СМИ, красноречиво говорит такой факт: в первые же дни после захвата власти они закрыли всю не принадлежавшую им прессу!

В дальнейшем элементы Паблик рилейшнз активно использовались в СССР в период «борьбы с контрреволюцией», индустриализации, коллективизации страны, Великой Отечественной войны, послевоенного восстановления народного хозяйства и контрпропаганды в ходе «холодной войны». Вершин развития российский пиар достиг в последнее десятилетие. С одной стороны, он развивается в русле мировых закономерностей Паблик рилейшнз, а с другой – отличается массой особенностей и своеобразных признаков, о которых речь пойдет в последней главе.

После необходимого краткого исторического экскурса пора определиться: что же кроется за термином «Паблик рилейшнз»? Каковы основные цели и задачи PR? Какие элементы входят в структуру PR? Наконец, каково место PR в информационном пространстве?

на предыдущую страницу <<< к содержанию >>> на следующую страницу

[1] См.: James L Crouthamel. Did the Second Bank of the United States Bribe the Press. Journalism Quarterly 36. Winter 1959.

[2] Цит. по: Overton Richard C. Burlington West. Cambridge: Harvard University Press, 1941. P. 158–159.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

сайт копирайтеров Евгений