Пиши и продавай! |
Глава 2. ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИЙ – БАЗОВАЯ ОСНОВА PR-ТЕХНОЛОГИЙ Ни одно из человеческих качеств не явилось столь важным для развития цивилизации, как способность добывать, распространять и применять знания. Можно сказать, что цивилизация стала возможной в результате человеческого общения…[1] (Фредерик Уильямс) Стереотипная модель в центре кодекса «строителей коммунизма» Коллективное бессознательное… Вторичный источник… Ü Липман Уолтер (1889–1974) – американский политолог, публицист и социолог, автор книги «Общественное мнение» (1922). Эмоционально окрашенный стереотип… Ü Когнитивный образ (от лат. cognito –знание) – элемент процесса восприятия, представленный в субъективной репрезентации того или иного предмета. Положительный стереотип Отрицательный стереотип Моцарт Сальери Виды Диснейленда: Автомобиль «Порше» Стереотипы Значение стереотипов в человеческой жизнедеятельности огромно. Они проявляют себя практически в любой сфере социальной жизни. Для пиар-специалистов чрезвычайно важно знание стереотипов поведения людей. Приведем характерный пример. В ходе эксперимента опрашиваемым было предложено четыре задания: Назовите фрукт. – Большинство ответили: «Яблоко». Назовите цветок. – Большинство ответили: «Роза». Назовите поэта. – Большинство ответили: «Пушкин». Назовите часть лица. – Большинство затруднились с ответом. В данном случае сработали стереотипы мышления. Полученные ответы показали их устойчивое наличие. Стереотипов не было в вопросах – они были в сознании опрашиваемых. Стереотипы присутствуют, пожалуй, во всех формах общественного сознания – религиозной, философской, научной, эстетической и др. Нередко стереотипы отождествляют с народными традициями, мифами, ритуалами. Однако следует помнить, что стереотипы, имея определенное сходство с ними, все же в значительной степени отличаются от них в плане психологической основы. Функциональное поле стереотипов – граница сознательного и бессознательного. Там и формируются психологические структуры стереотипного восприятия, в то время как культурные традиции, обычаи, мифы и т.п. являются объективированными, чаще всего осознанными результатами такого формирования. Они закрепляются рационализированными (идеологическими, политическими, концептуальными) или иррационализированными (художественными, поэтизированными, мистически-религиозными) способами и средствами, в которых заинтересовано (либо не заинтересовано) общество. Словом, традиции и обычаи отличает их объективированная общезначимая открытость для «других». Стереотипы же остаются «внутри» – на уровне скрытых субъективных умонастроений. Такие умонастроения индивид и общество чаще всего от «чужих» намеренно скрывают. Впервые слово «стереотип» возникло в практике типографского дела. В последнее время оно все чаще употребляется для характеристики процессов, происходящих в рамках той или иной культуры (идеологии, государственной политики и т.п.). Речь идет о сферах, обусловливающих трансформацию основополагающих социокультурных ценностей народа (нации, государства). Стереотип представляет собой схематическое, оформленное в «стандарт» восприятие социального или культурного явления, обладающее большой устойчивостью. Термин «стереотип» в используемом ныне смысле ввел Уолтер Липман. Данное понятие отражает следующее содержание: |
|
|
|