Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14

СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

В культурной жизни нашего времени газете принадлежит одна из крупнейших ролей. Наша общественная и государственная жизнь с ее бесчисленными разветвлениями в настоящее время без газет совершенно немыслима. Лежащий в основе культурной деятельности цивилизованных народов идейный обмен внезапно приостановился бы, если б газета изо дня в день не приносила известий как об общем положении дел в мире, так и о мелких происшествиях, составляющих историю повседневной жизни, если б она не ставила нас в известность о тех отношениях и обстоятельствах, с которыми связаны наши индивидуальные и общественные интересы, и если бы, наконец, она не вскрывала пред нами значения общественных язв нашего времени, с которыми необходимо бороться.

Тем не менее вопрос об исчерпывающем определении существа газеты представляет значительные трудности. Эмиль Лэбль, талантливый автор сочинения «Kultur und Presse»[1], определяет газету, как «появляющуюся периодически, благодаря способности размножения путем печати, – общедоступную ведомость коллективного и разнообразного содержания, которое затрагивает всеобщие интересы и почерпается из событий ближайшего прошлого и настоящего».

Добавим еще, что этому «коллективному и разнообразному» содержанию придается некоторый общий характер, более или менее строго выдержанная внутренняя связь, определяющая тип каждого отдельного издания.

Роберт Прутц называет газету «дневником эпохи», в который эта последняя посредством ежедневных записей заносит свою текущую историю, подвергая ее критике и оценке. Журналистика является таким образом монологом эпохи о самой себе, поэтому в ней обнаруживаются наиболее сокровенные жизненные нервы времени.

Первоначально газета не имела такого значения. Она служила просто распространительницей новых известий, не сопровождаемых какими-либо критическими комментариями. Впоследствии к этой функции присоединялась вторая – обсуждение приведенных происшествий, вопросов текущей политики; при этом развивалась определенная критическая оценка общего положения дел; газета стала невольно выражать воззрения известной партии, отдельных слоев населения, а часто – чаяния и требования целой нации; она сделалась рупором общественного мнения. Но она не остановилась на этом; она овладела образованием эпохи, она стала рассадником просвещения в широких слоях населения, источником духовной жизни масс, почерпающих свои знания почти исключительно из газет.

Не следует забывать, однако, что пресса, как таковая, не создает научных ценностей, она служит только «резонатором, воспринимающим каждую новую научную ценность и распространяющим ее тысячекратным эхом по всей стране». Журнализм не имеет, следовательно, собственного содержания, он получает его из жизненных отношений, отражающихся в нем, и из науки, результаты которой он популяризирует. Вот почему пресса, как таковая, не является носительницей общественной силы, а только представительницей ее.

Некоторые независимые умы с резко выраженной индивидуальностью относятся к прессе отрицательно, считая ее исключительно «рупором масс»; они обвиняют ее в «нивелировке суждения», в «подавлении личности». Гёте за всю свою жизнь не мог преодолеть неприязненного отношения к печати; это отразилось в его многочисленных эпиграммах. Философ Эдуард фон Гаргман считал ежедневную печать «необходимым злом» культурной жизни, и советуя юношеству «не поддаваться соблазну газетного чтения», он требовал при этом, чтобы образованные молодые люди по крайней мере лет до 30 не занимались политикой.

Но практическое осуществление подобных воззрений привело бы к утрате одного из тех культурных факторов, без которого в наше время не может обойтись ни один образованный человек.

в начало статьи << >> в начало

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГАЗЕТ

Зачатки периодической печати мы находим еще в Древнем Риме. Приказ Юлия Цезаря об опубликовании протоколов сенатских заседаний, так называемых «acta senatus», положил основу регулярному обнародованию политических сообщений. Эти сенатские протоколы соответствовали нынешним извлечениям из отчетов о заседаниях парламентов. Но односторонность их содержания – в них затрагивались исключительно вопросы государственного управления – побудила Цезаря основать вторую ведомость, послужившую дальнейшим шагом на пути развития периодической печати. По его инициативе был вызван в жизнь официальный правительственный орган, выходивший ежедневно, «Ежедневная ведомость» (acta diurna publica, populi Romani), в которой, наряду с сообщениями с театра войны, описывались публичные празднества, а также и вообще все выдающиеся события дня. Немало места отводилось в них общественным и литературным вопросам и даже «пикантным» анекдотам из жизни римского общества. Каждый номер газеты переписывался в большом количестве экземпляров и получал широкое распространение по всей империи. Но ни один из списков, к сожалению, не дошел до нас. Долгое время ученые полагали, что так называемые «fragmenta Dodweliiana» представляют собой отдельные номера этой ведомости, но впоследствии была документально установлена подложность этих фрагментов. Тем не менее в сочинениях римских писателей сплошь и рядом встречаются выписки из этой газеты, свидетельствующие о богатстве ее содержания.

Мы имеем достоверные данные относительно продолжительности существования первого из этих изданий. Тиберий запретил выпускать acta senatus в то время, когда участились процессы по государственной измене и в сенате произносились обличительные речи, в высокой степени нежелательные правительству, затрагивавшие нередко особу императора и членов его семьи. Что касается acta diurna, то они просуществовали еще несколько столетий и прекратились лишь при вторжении германских народов в Римскую империю, тогда, когда вообще все культурные установления в Италии мало-помалу пришли в полный упадок и миродержец Рим превратился в груду развалин. Впоследствии та же газета появилась вновь при византийском дворе, но, просуществовав здесь лишь короткое время, она вскоре исчезла бесследно и навсегда.

Когда в Европе наступил тяжелый период переселения народов, гонимая культура должна была искать убежища на дальнем востоке, в Китае. Там были, между прочим, произведены верные опыты книгопечатания, с которыми связано появление первой газеты в Пекине. Согласно преданию, газета вышла в свет в 911 г. по Р. Хр. [Рождеству Христову. – Прим. ред.] под названием «Кинг-Пао» («Столичный вестник»). Она существует и в настоящее время, являясь, таким образом, древнейшей газетой в мире.

Культурному развитию Китая, как известно, в скором времени был положен предел, благодаря чему и китайская пресса на многие века застыла в своем зачаточном состоянии. Замкнутость Китая исключала возможность проникновения китайских газет, а с ними и сведений о книгопечатании в другие страны, так что европейским народам пришлось совершенно самостоятельно изобретать то и другое... Когда бурный период переселения народов прекратился, когда европейская жизнь снова вошла в свою колею, в главных торговых центрах обнаружилась большая потребность знать важнейшие события европейской жизни. Стали появляться лица, занимающиеся собиранием известий, которые получались по почте и с заходивших кораблей. Эти известия записывались на особых листках, которые затем раздавались на ярмарке или рассылались в форме писем по почте.

Главным торговым центром в средние века и поэтому главным сборным пунктом для всех новостей была Венеция, вскоре получившая значение первого и самого важного источника политических известий: известий с Востока, о турецких войнах, о происшествиях при папском дворе в Риме и при императорском дворе в Вене. Богатство и разнообразие сведений, которые стекались сюда со всех концов света, потребовало учреждения особого бюро, взявшего в свои руки систематизацию материала и распространение его в публике. Бюро было основано в самом центре города, где издаваемые им писанные листки (notizie scritte) продавались за мелкую разменную монету – gazetta. Это название впоследствии было перенесено на самые листки, благодаря чему все возникавшие в Италии и потом в Германии ведомости назывались gazetta'ми. В Германии, впрочем, существовали и другие названия: «Novo», «Aviso», «Pagell», «Zeddell», но наиболее употребительным и живучим оказалось слово «Zeitung», от Zeit (время). Этот термин связывался с понятием о новом известии политического характера. Главнейшими центрами для политических известий в Германии были Нюрнберг, названный Лютером «око и ухо Германии, которое видит и слышит все, что никогда не проникает в провинцию», затем Аугсбург, Франкфурт-на-Майне, Страсбург, Лейпциг и Виттенберг. В Западной Европе такое значение получили города Антверпен, Бреславль[2], Париж и Лондон. Большою известностью пользовались писанные ведомости Фуггеров, отличавшиеся богатством содержания и большой добросовестностью в передаче сообщений. Знаменитая фирма Фуггеров в Лейпциге поддерживала сношения со всеми культурными государствами и вступала в денежные сделки с владетельными князьями и торговыми корпорациями всех стран, нередко также с германским императором и римской курией. Легко понять, что при таких условиях ей была необходима полная осведомленность в событиях внутренней и внешней политики. Все получаемые ею сообщения подвергались систематической обработке в писцовых комнатах торгового дома, списывались на отдельные листки и рассылались подписчикам, вносившим определенную годовую плату. Многие из нашумевших в то время событий, как, например, покушение Жана Шателя на жизнь французского короля Генриха IV и связанные с ним интересные разоблачения деятельности иезуитского ордена, сделались известными в Германии благодаря газете Фуггеров. В Hofbibliothek'e[3] в Вене хранятся годовые комплекты этой газеты за промежуток 1568–1604 гг. В эпоху реформации виттенбергские известия находились в центре общественного внимания. Над собиранием и сводкой их особенно потрудился здесь Меланхтон, распространявший их в форме писем-ведомостей («Zeitungsbriefe») по всей стране. О популярности этих ведомостей у современников свидетельствует одно место в письме прусского герцога Альбрехта к Меланхтону, в котором он просит последнего «писать по возможности чаще», так как он «находится у себя, в Пруссии, на краю света» и часто остается в полной неизвестности о том, «что творится вокруг него».

Содержание этих писем-ведомостей составляли, конечно, прежде всего политические сообщения церковные распри и пр. Но известия об эпидемиях, о «чудесах природы», о кровавых дождях, о чудодейственных реликвиях, описание «картины неба» и прочее также находили себе в них место. Личное мнение составителя об изображаемых происшествиях оставалось неизвестным; настроение автора просвечивает редко и неотчетливо сквозь самую фабулу рассказа. Что касается языка, на котором писались ведомости, то это был преимущественно латинский язык, в то время доступный всякому образованному человеку; наряду с ним появляется впоследствии французский и немецкий языки.

Составители этих ведомостей имели иногда уже столь значительный заработок, что деятельность их утрачивала характер подсобного любительского занятия, приближаясь все более к типу самостоятельной профессии. Известно, что высокопоставленные лица, торговые фирмы и города, которым регулярно доставлялись эти письма, охотно платили большой гонорар своим корреспондентам. Император Рудольф II выплачивал «осведомленному» лицу в Кельне, сообщавшему ему известия о событиях во Франции и Нидерландах, 200 золотых гульденов в год.

Когда еще печатанных газет не было и в помине, отдельные письма-ведомости, представлявшие крупный общественный интерес, нередко отпечатывались получателем на частные средства и в таком виде быстро расходились по всей стране. Лютер и Меланхтон в своей переписке с друзьями неоднократно извещали последних, что доставленные ими интересные сообщения были отпечатаны в виде «летучих листков». Кроме того, и владельцы книгопечатен не упускали случая нажиться на важных сообщениях из частной переписки знаменитых современников: они приобретали их и размножали путем печатания. Обыкновенно, этим листкам, появлявшимся in quarto[4], придавалось весьма обстоятельное оглавление, рассчитанное на то, чтобы произвести сенсацию среди публики. Одно из них имеет следующее заглавие:

«Достоверная новейшая ведомость из Маастрихта и т.д. (следует перечисление городов) содержит в себе подробнейшее описание геройской вылазки, перестрелки, стычек, штурмов и других любопытных происшествий от начала осады вплоть до 11-го июня текущего 1579 года. Получено из города Ахена 12 июля от хорошего приятеля. Отпечатано в Кельне в 1579 г.».

Заглавие другого «летучего листка» гласит:

«Потрясающая ведомость о небывалом наводнении, случившемся в городе Берне. Вести из Франции и т.д. Напечатано в Нюрнберге Никласом Кнорром».

Впрочем, встречаются и лаконические надписи, например:

«Новейшая ведомость об анабаптистах в Мюнстере. Виттенберг. Иосиф Клуг. 1535 г.».

Древнейший листок под заглавием «Новая ведомость», принадлежащий Мюнхенской Hofbibliothek'e, помечен 1502 г. и содержит сообщение о взятии Мителены турками.

Но эти чисто случайные, не находившиеся в преемственной связи друг с другом, печатные известия не имеют прямого отношения к газете в современном смысле; это не более, как побочные явления в развитии периодической печати. Действительным прототипом оной служат письма, доставлявшиеся подписчикам в заранее определенные сроки.

Эти письма рассылались верховными вестниками, содержавшимися на счет крупных сановников, ганзейских городов, университетов, монастырей, купеческих гильдий и пр. Впоследствии последними были учреждены особые институты, соединившие в себе функции собирания и распространения известий, с многочисленными филиальными отделениями, служащие которых, так называемые вестники-ординарцы, или просто ординарцы, избороздили всю Европу вдоль и поперек. Уже в XV столетии Сэн-Галленское купечество установило правильное почтовое сообщение между Линдау, Равенсбургом и Ульмом, с одной стороны, и Нюрнбергом – с другой; вскоре сюда примкнул и Лион; другие разветвления почтовой линии шли в Нидерланды, во Францию и Италию. Путь от Мехелена до Инсбрука совершался ординарцами в среднем в 5,5 дней, от Венеции до Нюрнберга – в 20 дней. С основанием таксистской почты в конце XVI столетия институты ординарцев утратили в Германии свое значение. Имперский генерал-почтмейстер Леонард фон Таксис установил почтовое сообщение на государственный счет до Неаполя и Мадрида, с которым не могли конкурировать институты ординарцев. Сверх того, им приходилось сталкиваться со всевозможными трудностями и стеснениями, чинимыми имперскими властями; они поэтому все более оттеснялись таксистской почтой и вскоре совершенно должны были прекратить свое существование. Нюрнберг окончательно рассчитал своих ординарцев 2 апреля 1685 г.

Тем временем писанные ведомости пережили самих себя; кроме того, они подвергались систематическому гонению со стороны правительств, которые не могли контролировать содержавшихся в них известий, благодаря чему издание писанных ведомостей во многих местах было запрещено законом; так, между прочим, в Австрии в 1672 г. их место заняли печатные газеты, появившиеся в начале XVII столетия. Это время можно считать началом истории германской прессы.

в начало статьи << >> в начало

II. ГЕРМАНСКАЯ ПРЕССА

Первые германские газеты

Германская пресса в XVII столетии

Германская пресса в эпоху иностранного господства

Германская пресса домартовского периода

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14

сайт копирайтеров Евгений