Пиши и продавай! |
Кит №1. Тема и жанр Итак: каждый жанр работает с определенным типом жизненного материала. Жизненный материал, попавший в поле зрения журналиста – это тема. Момент выбора темы есть шаг к выбору жанра. А разве нельзя выбрать жанр заранее? (Бывает же задание – «На первую полосу нужен репортаж»). Можно, но тему тогда придется выбирать именно «репортажную» – соответствующую. А разве нельзя написать на одну и ту же тему нескольким журналистам в разных жанрах? Можно, если имеется в виду тема в широком смысле слова – как целостный объект, имеющий множество разных сторон и граней. Например, журналиста направляют на объект: открытие новой областной библиотеки. Там будут и коллеги из других газет; все напишут как будто об одном и том же, однако каждый на свою тему. Одному поручено показать церемонию открытия с разрезанием ленточки, другой доставит в редакцию рассказ об уникальном архитектурном решении, третий повернет событие острой гранью и не без ехидства выскажется о наконец-то завершенном долгострое... Каждая из бесчисленных сторон объекта – особый предмет журналистского внимания и отдельная тема в более узком, конкретном понимании. Так вот именно теме как предмету соответствует определенной жанр. В нашем примере с разрезанием ленточки – ходом события – связан репортаж, с рассказом архитектора о решении сложной строительной задачи – интервью, с печальным опытом долгостроя – критическая заметка или корреспонденция, смотря в каком масштабе будет рассмотрен факт. Значит, сколько тем, столько и жанров? Но ведь тем бесконечное множество! Здесь требуется уточнение: предметная ориентация жанра – но не на каждый отдельный жизненный материал, а на определенный его тип. Репортаж, например, может быть о спортивном поединке, о полете в космос, о пожаре – но обязательно о событии, точнее, о ходе события. Статья «работает» только с проблемами. Интервью – с мнениями. Рецензия имеет дело не с самой действительностью, а с ее отражением в фильме, в книге, спектакле... И так для каждого жанра – свой материал. Нарушение этого порядка приводит либо к полной нелепости, либо к необходимости подделывать внешнюю форму, имитировать жанр. Попробуйте, например, написать рецензию на нехватку минеральных удобрений! Или сделать интервью с собеседником, у которого ни о чем нет собственного мнения: разбить кучу банальностей на вопросы – не сложно, но ведь не будет в публикации никакой новизны. И читатель получит только видимость интервью, а на деле – ноль информации. Если же предметная ориентация жанров журналистом осознана вполне, то уже при получении задания он кое-что знает о форме будущего произведения, о возможности работы в том или другом жанре. Самой большой свободой пользуется тот, кто самостоятельно выделяет из объекта («большой» темы) предмет – тему конкретную. В этом случае можно реализовать свое личное пристрастие к определенному жанру. Тот, кому лучше всего удаются зарисовки, будет и в событийном материале выделять «роль личности», поворачивать тему человеческим лицом к себе. Но для этого журналист должен отчетливо представлять не только «фактуру», но и задачу, которую ему предстоит решать. Осознавать цель будущего выступления. А каждый ли думает о том, для чего он приступает к работе? Кит №2. Жанр и творческая задача Известна притча о двух каменщиках, каждого из которых спросили: – Что ты делаешь? – Ворочаю камни, будь они прокляты, – ответил один – Я строю собор, – сказал другой. Этот второй думал о цели своего труда. И он работал в другом жанре: не мучился, а творил. У журналиста, конечно, тоже всегда есть цель. Даже не одна, а несколько. Выполнить задание редакции. Помочь герою добиться справедливости. Продемонстрировать любимой свою гениальность. Объяснить, кто виноват в случившемся. Вставить фитиль коллегам. Заработать гонорар, в конце концов! Какая из этих целей сильнее всего влияет на определение жанра будущего произведения? Та, которая формулируется, прежде всего, как информационная задача: «объяснить». Объяснением по преимуществу занимается корреспонденция. И если объяснять придется конкретное законченное происшествие (а не перспективы развития, или, скажем, произведение искусства), то предметно-функциональные отношения сложатся в пользу именно указанного жанра. Функция корреспонденции – ответить на вопросы «почему, в чем причина», «кто виноват». Функциональная обоснованность – второй кит, на котором держится жанр. У жанра может быть несколько функций. Та же корреспонденция, например, в течение многих десятилетий использовалась для распространения передового опыта и проверки выполнения планов и обязательств. Но в основе неизменно оставалась все-таки информационная задача – выяснение причины (успеха или неудачи) в конкретном случае. Про обязательства газеты уже не пишут, а причинами всего происходящего по-прежнему интересуются. Можно ли одну задачу решать разными средствами? Да. Целый ряд жанров используется, скажем, в целях полемики: статья, памфлет, реплика, открытое письмо... Однако у каждого из этих жанров полемическая функция – одна из возможных, дополнительных, а при этом имеется собственная основная специальность. Статья, например, специализируется на постановке и решении проблем, поиске ответов на вопрос «что делать»? Функции других жанров распределяются таким образом, что с их помощью обеспечивается решение наиболее распространенных, «типовых» познавательных задач. Заметка сообщает новости и отвечает на вопрос «что происходит?», репортаж показывает – как это происходит, корреспонденция – объясняет «почему», интервью – «что об этом думает?..», обзор и помогает представить положение дел в целом, обозрение – увидеть в этом целом перспективные тенденции... Вот почему так важно для газеты разнообразие жанров: при разделении труда все вместе обеспечивает полноту и всесторонность знания о «мире сегодня». Главные (информационные) признаки жанра остаются неизменными в течение столетий. Остальные более подвижны, но изменения их для жанра весьма чувствительны. Вот как это выглядит на практике: |
|
|
|