Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29

Разговор о позиции православной церкви, вообще духовенства по отношению к советской власти – особый. Но можно отметить, что во взаимоотношениях церкви и советского государства проявились крайности двух сторон. Позиция советской власти определялась официальными документами, декларировавшими отделение церкви от государства. Однако в ходе гражданской войны большинство церковных иерархов проявили однозначное неприятие новой власти и таким образом дали повод обвинить себя в политических действиях. И советская власть в конечном итоге встала на путь преследования религии, объявив ее опиумом для народа, отбирая у нее имущество, соборы, монастыри, земли и др. Со стороны церкви крайность проявилась в неприятии новой власти. Дело в том, что долгое время православная церковь была составной частью системы российского государства. Она настолько слилась с государственной бюрократической системой, что имела соответствующий аппарат, вмешивавшийся и в светские дела, в определение свободы прессы. Духовная цензура имеет свою во многом негативную историю[164]. Нарушение традиций взаимоотношений церкви и государства, изменение ее статуса вызвали яростное сопротивление духовного руководства. Эти же настроения преобладали в зарубежной православной церкви.

Митрополит Нижегородский Сергий в своей «Декларации» занял другую позицию: «Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к советской власти, могут быть не только равнодушные к православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его, для которых оно дорого как истина и жизнь, со всеми его догмами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом. Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи...»[165]. Митрополит считал, что духовенство эмиграции вредит отношениям советской власти и православной церкви. Он грозил исключить его из состава клира, подведомственного Московской патриархии.

Конечно, такая Декларация вызвала негативную реакцию со стороны большинства эмиграции. Иначе посмотрел на проблему Н. Бердяев, но тем не менее получил возможность высказаться на страницах «Последних новостей». Н. Бердяев утверждал: «Понять это до конца могут лишь люди, которые прожили годы в Советской России и потому способны воспринимать события, там происходящие, изнутри, а не извне». Он считал, что «Послание митрополита Сергия есть вопль сердца православной церкви в России, обращенный к православной церкви за рубежом: сделайте, наконец, что-нибудь для нас, для Церкви-матери, подумайте о нас, облегчите нашу муку, принесите для русской Церкви хоть какую-нибудь жертву, до сих пор безответственные слова ваших иерархов (Карловацкий Собор и Синод) вели нас в тюрьму, под расстрел, на мученичество, подвергали православную церковь в России опасности быть совершенно раздавленной и уничтоженной...»

Надо понимать положение православной церкви в России, замечает Н. Бердяев, – это мученическая церковь. Она «жертвенна в совсем ином смысле и претерпевает мученичество, неведомое и часто непонятное для церковных кругов эмиграции... Жертва эта совершается во имя спасения православной церкви и церковного народа в России, во имя сохранения ее в эти страшные годы испытаний». Митрополит Сергий не частное лицо, которое может думать лишь о себе. Перед нами, подчеркивает Н. Бердяев, стоит судьба церкви и церковного народа как целого. Митрополит говорит то, что «спасительно для церкви». В этом огромная личная жертва. В статье вспоминается такая жертва со стороны патриарха Тихона, митрополита Сергия, Александра Невского, когда последний ездил в ханскую Орду.

Какие же еще аргументы находит Н. Бердяев, оправдывая право церкви метрополии на вопль? Во-первых, то, что эмиграция – «понятие политическое или бытовое, но никак не церковное». Во-вторых, по Бердяеву, церковь «переживает один из величайших моментов своей исторической судьбы. В кровавых муках освобождается она от власти царства кесаря. Мы живем в эпоху углубленного церковного сознания, очищения церкви от искажавших ее исторических наслоений». Церковь порвала с самодержавием, властью. «Церковь возвышается над властью кесаря, в какой бы форме оно ни являлось, и она может существовать при какой угодно природно-исторической среде. И вместе с тем она действует в истории и тысячами нитей переплетается с царством кесаря». Такова диалектика отношений церкви и государства. «Отсюда бесконечная сложность исторической судьбы церкви, ее видимая замаранность. История церкви полна соглашениями и конкордатами, которые не менее тягостны, чем лояльность в отношении советской власти».

Из вышеизложенного вытекает третий момент в рассуждениях публициста: «Церковь всегда будет стремиться христианизировать всякую природно-историческую среду, всякое общество, всякое государство, всякую культуру, но она не может признать вполне и окончательно своей, христианской, никакую природно-историческую среду, никакое государство». Церковь вне политики, члены церкви могут быть в любой партии, и коммунистической тоже. «Коммунистическая власть родилась в состоянии смертного греха, она совершила много преступлений... Церковь принимает факт образования новой природно-исторической среды и может стремиться лишь к христианизации этой среды изнутри, духовно борясь против безбожия и растления во имя Христовой Правды».

Н. Бердяев рассматривает революцию как состояние смертного греха, «где пробиваются к исторической активности новые социальные слои. Церковь призывает к покаянию и к очищению, и духовному преображению, но она не восстает против новых социальных слоев, против роли этих слоев в новом государстве, она хочет их лишь христианизировать изнутри. И спасение России придет от христианизации новых социальных слоев, от духовного перерождения рабоче-крестьянского общества». Таков прогноз Бердяева. Завершая свое произведение, он призывает церковные круги эмиграции пойти навстречу митрополиту Сергию, прекратить в зарубежных церквах великокняжеские и царские молебны, носящие характер политических демонстраций, политические речи на епархиальных съездах и т.п. В этом философ видит «ликвидацию в зарубежной церкви периода, связанного с гражданской войной». Таким образом, «церковь лишь освободится от тех соглашений и компромиссов, к которым она была вынуждена в прошлом». И это будет, по его мысли, «нашим духовным возвращением на Родину». Поразительная по силе мысли, логики и анализа статья. Ее появление в «Последних новостях» – яркое свидетельство неординарности редактора газеты, предоставившего трибуну Н. Бердяеву.

Газета «Последние новости» закончила свое существование 14 июня 1940 г. за несколько часов до прихода немцев в Париж. Некоторое время сотрудники газеты жили надеждой на ее возрождение. Но именно редактор П.Н. Милюков в письме к А. Седых откровенно заявил, что в новых условиях «Последние новости» «не могли и не могут возродиться в прежнем виде»[166]. И это был взгляд не только опытного редактора, но и аналитика-историка.

«Возрождение». Оппонентами «Последних новостей» в Париже были газеты «Возрождение» и «Дни». Орган русской национальной мысли «Возрождение» появился на свет 3 июня 1925 г., выходил до 7 июня 1940 г. Газету основали П.Б. Струве, редактировавший ее первые годы, и нефтепромышленник А.О. Гукасов, финансировавший ее.

Петр Бернгардович Струве (1870–1944) – известный экономист, философ, публицист, редактор ряда журналов легального марксизма («Новое слово» – 1897, «Начало» – 1899, «Жизнь» – 1900). Один из теоретиков и организаторов либерального союза «Освобождение», редактор его нелегального печатного органа «Освобождение» (1902–1905), позже – один из лидеров партии кадетов, член ЦК, редактор журнала «Русская мысль». После Октября 1917 г. активно боролся с большевиками, входил в правительство П.Н. Врангеля, впоследствии эмигрировал.

При П.Б. Струве ежедневная газета «Возрождение» была умеренно-консервативным изданием. Он выступал за объединение всех сил эмиграции для борьбы с советской властью. Был председателем оргкомитета «Всемирного русского съезда», который начал работу 4 апреля 1926 г. и на открытии которого П.Б. Струве призвал эмиграцию «бороться всячески и во всех направлениях», имея в виду советскую власть. В этот день газета «Возрождение», ставшая летописью съезда, вышла с передовой статьей, напоминающей о том, что большевики заинтересованы в розни сил эмиграции, поэтому единение необходимо для усиления борьбы с ними. Редакция высказывала опасения: «Большевики только и мечтают о том, чтобы можно было использовать постановления съезда как реставрационные вожделения» (1926. 5 апр.). В этом утверждении содержалось обращение к наиболее ярым монархистам умерить свои требования.

Однако монархические настроения и на съезде были столь сильны, что «Возрождению» в ответ на обвинения иностранной печати пришлось выступать с опровержением по поводу того, что съезд никого не объявлял наследником романовского трона (1926. 9 апр.). Подводя итоги работы этого форума, газета констатировала, что он так и не создал центра сплочения «вокруг великого князя» (1926. 12 апр.)

Первое время в «Возрождении» сотрудничали И.А. Ильин, С.С. Ольденбург, А.А. Салтыков и др. В газете печатались теоретические и проблемные статьи И.А. Ильина, идеи которых позже легли в основу его книги «О монархии и республике». «Возрождение» остро полемизировало с милюковскими «Последними новостями» и «Днями» А.Ф. Керенского, отвергая любую возможность компромисса с большевиками. П.Б. Струве считал, что «политическая эволюция советской власти полицейски невозможна», уступки, которые они порой допускают, преследуют цель самосохранения большевизма[167].

Довольно быстро между издателями обнаружились серьезные разногласия. А.О. Гукасов и его сторонники отражали настроения Российского торгово-промышленного и финансового союза, неофициальным органом которого и являлось «Возрождение». Их не устраивали политическая линия П.Б. Струве и его ориентация на интеллигенцию. А.О. Гукасов считал, что «в газете восторжествовали снобизм и кружковщина, ее высокомерный тон и стиль отпугивают простого читателя-эмигранта»[168]. В итоге П.Б. Струве уходит из газеты. Пост редактора занимает Ю.Ф. Семенов, и «Возрождение» превращается в открыто промонархическое издание, явно правого направления, рассчитанное на широкую обывательскую аудиторию. Газета активно пропагандировала идеи Российского общевойскового союза, нацеленного на самую активную борьбу с советской властью и требовавшего боевой готовности к ней. А.О. Гукасов ежемесячно ассигновал РОВС восемь тысяч франков[169]. Руководители РОВС генералы А.П. Кутепов, Е.К. Миллер со страниц газеты обещали организовать крупные выступления подрывных сил против Советов.

В 30-е годы «Возрождение» открыто приветствовало победу на выборах в Германии Гитлера, успехи «огненных крестов» во Франции, Муссолини в Италии, мятеж Франко в Испании и др. Вместе с тем публиковалась разнообразная информация о политической и общественной жизни русского зарубежья. Возможность обеспечить литературный отдел высокими гонорарами позволяла редакции привлечь к сотрудничеству известных писателей, поэтов, критиков. По словам М.В. Вишняка, В. Ходасевич «попал в “Возрождение” поневоле, по тяжкой нужде, выговорив себе “автономию” в своем литературном отделе; тем не менее он отдал свой труд и талант на поддержку гукасовского предприятия»[170]. В газете публиковались А.И. Куприн, чьи рассказы 1929–1933 гг. составили сборники «Колесо времени» и «Жанета», А.В. Амфитеатров, А. Яблоновский, Б. Зайцев, И. Сургучев, И. Шмелев, иногда И. Бунин. Б. Зайцев, перешедший в «Возрождение» из «Последних новостей» в октябре 1927 г., напечатал в газете около двухсот произведений[171].

Но авторитет «Возрождения» постепенно падал, уменьшалось число читателей, что заставило редакцию в 1936 г. перейти на еженедельный выпуск газеты. «Возрождение» перестало выходить одновременно с немецким вторжением во Францию.

Газеты эсеров. Второй парижский оппонент «Последних новостей» – газета «Дни», была одним из эсеровских изданий. Социалисты-революционеры, находясь в эмиграции, сумели наладить целую систему своей печати. В начале июля 1920 г. А.Ф. Керенский после успешных переговоров в Праге с Т.Г. Масариком и Э. Бенешем, обещавшим оказать материальное содействие делу русской свободы и культуры, собрал в Париже совещание видных деятелей партии социалистов-революционеров. На нем присутствовало около тридцати человек[172]. В течение нескольких дней обсуждались политическое положение и задачи, вытекающие из него для российской эмиграции. Участники совещания пришли к заключению, что в новых условиях на первое место выдвигается пропаганда, поэтому было решено расширить издательскую деятельность и наряду с ежедневной газетой, выпуском книг, брошюр и листовок создать «толстый» журнал, традиционный для русской аудитории. Были организованы группы по выпуску газеты, книг и журнала. Партийные средства, главным образом чехословацких друзей, выполнявших свои обязательства в 30-е годы, служили источником финансирования всего издательского дела.

Имея тесные связи с чехословацкими либералами и поддержку правительства Масарика-Бенеша, эсеры считали своим центром Прагу, где обустроилась заграничная делегация ЦК ПСР во главе с В.М. Черновым, Н.С. Русановым, В.В. Сухомлиным, И.А. Рубиновичем и где выходили ее официальные издания – журнал «Революционная Россия» (1920–1931) и газета «Воля России» (1922–1921). В Париже правыми эсерами был создан наиболее популярный в эмиграции журнал «Современные записки». В Польше савинковцы активно сотрудничали с газетой «Свобода» («За Свободу!») в 1920–1932 гг.

Газета «Дни» издавалась еженедельно сначала в Берлине, затем в Париже (1922–1928), позднее стала двухнедельным журналом (1931–1933). Ее редактором и вдохновителем, главным публицистом был Александр Федорович Керенский (1881–1970), юрист, адвокат, государственный деятель. В IV Государственной думе возглавлял фракцию трудовиков, деятельный член ПСР. Уже в 1905 г. начал сотрудничать в эсеровской печати (газета «Буревестник»). Наиболее ярко проявилась востребованность А.Ф. Керенского в эпоху Февральской революции. Он входил во Временное правительство и с сентября по октябрь 1917 г. возглавлял его, будучи одновременно Верховным главнокомандующим. Показал себя блестящим оратором революции. После октября эмигрировал.

В «Днях» активно сотрудничали Е.Д. Кускова, С.Н. Прокопович, В.М. Зензинов. Литературным отделом заведовали писатель М.А. Алданов и критик, искусствовед, публицист М.А. Осоргин. Некоторое время поэтический отдел вел В. Ходасевич, выступая с литературно-критическими статьями.

В целом газета не пользовалась успехом, не имела широкой аудитории. «Про “Дни” из уст в уста передавали, – вспоминает Б.Н. Александровский, – что единственными читателями ее были редактор и наборщик очередного номера»[173]. А.Ф. Керенский рассылал свое издание по известным ему адресам бесплатно.

Более популярной газетой эсеровской ориентации была газета «Свобода», выходившая в Варшаве в 1920 г. (с 1921 г. «За свободу!»). Ее редактировал Д. Философов, один из создателей этического учения символизма, в прошлом поэт. Издание финансировалось правительством Пилсудского и, по словам Л. Любимова, «с лакейской угодливостью» «восхваляло ясновельможное польское начальство»[174]. «“За свободу!” представала перед своим читателем, – пишет современный исследователь Н.А. Богомолов, – как издание, чувствующее постоянную ответственность за судьбу и русского населения, живущего в непосредственной близости от СССР, и всей Польши, служащей одним из форпостов Запада против коммунистической экспансии. Эта особенность чувствовалась буквально во всем строе газеты, начиная с названия, выдержанного в призывном стиле. Подобная наступательность определяла дух и тональность большинства газетных публикаций...»[175].

Редактор поддерживал в «Свободе» яростное антисоветское направление. Ему активно помогали в этом ближайшие сотрудники – Б. Савинков, Д. Мережковский, З. Гиппиус, А. Амфитеатров. В газете работали М.П. Арцыбашев (рубрика «Записки писателя»), К.Д. Бальмонт, литератор-мемуарист А.А. Кондратьев, поэт Игорь Северянин. Уехавшие из Варшавы в ноябре 1920 г. Мережковские продолжали сотрудничать с газетой. Рассматривая борьбу с большевизмом как с неким абсолютным злом, подчеркивает З. Гиппиус, они всегда были за интервенцию против Советов[176].

Центральным органом ПСР была газета «Воля России». Ее судьба подтверждает общее правило преобладания в типологии периодики русского зарубежья журнала. «Воля России» как ежедневная газета просуществовала около года (с сентября 1920 г. по октябрь 1921 г.), превратившись сначала в еженедельник, затем в журнал. Издателем газеты был старый эмигрант-эсер Е.Е. Лазарев, редакторами – известные партийные деятели В.М. Зензинов, В.И. Лебедев и О.С. Минор. Активно сотрудничали В. Чернов, А. Керенский, В. Сухомлин, М. Слоним.

«Воля России» была чисто партийным изданием, разрабатывавшим стратегию и тактику эсеров. В ней публиковались основные их документы: платформа социалистов-революционеров, обращение ЦК ПСР ко всем членам партии от 26 апреля 1921 г., декларация по поводу приговора социалистам-революционерам советского суда за враждебную деятельность эсеров, письмо осужденных в Советской России за антисоветскую деятельность и др. Газета была боевым органом, противопоставлявшим себя большевизму. В. Чернов на ее страницах выступил с обоснованием особого конструктивного социализма (1921. 7 июля). Эта публикация позже получила обобщение в книге «Конструктивный социализм» (Прага, 1925). «Воля России» стала центром, где обсуждались проблемы борьбы с большевиками. В период кронштадского восстания (февраль-март 1921 г.) газета превратилась в штаб-квартиру этой борьбы. В. Чернов с большой группой эсеров в конце февраля переехал поближе к России в Ревель и 27 марта создал «Российское правительство», обратившееся с просьбой о его признании и оказании помощи в борьбе с большевиками. Редакция газеты выпустила брошюру-реквием кронштадцам – «Правда о Кронштадте: Очерк героической борьбы кронштадцев против диктатуры Коммунистической партии, с картой Кронштадта, его фортов и Финского залива. Приложение комплект “Известий Временного Революционного комитета матросов, красноармейцев и рабочих города Кронштадта”» (Прага, 1921).

Но, как уже отмечалось, в условиях эмиграции чисто партийное издание не могло иметь большую аудиторию. «Воля России» становится журналом левых эсеров с более широкой программой, чем газета.

«Руль». В Берлине наиболее авторитетной была ежедневная газета «Руль», издаваемая правыми кадетами (1920–1931)[177]. Создание двух газет, их постоянная полемика как бы зафиксировали раскол партии конституционных демократов. Во главе газеты «Руль» стоял долгое время опытный издатель и редактор, один из партийных лидеров и видных публицистов Иосиф Владимирович Гессен (1866–1943). Вместе с П.Н. Милюковым он редактировал газету «Народная свобода», затем журнал «Право», газету «Речь». Оказавшись в эмиграции, И.В. Гессен организует одно из наиболее крупных издательств «Слово», создает «Архив русской революции» – периодическое издание, положившее начало целому ряду такого, типа сборников документов, воспоминаний и исследований. Этим имя И.В. Гессена вписано в историю культуры России. Одновременно он вел большую общественную, организаторскую работу, возглавлял Союз русских журналистов и писателей в Германии, Американский фонд помощи русским беженцам. Его активность была такой, что в среде эмигрантов шутили: «Мир стал тесен – всюду Гессен».

Вместе с ним газету редактировали один из лидеров партии кадетов В.Д. Набоков (убит монархистом в 1922 г.), профессор А.И. Каминка. И.В. Гессен сначала организует при посредничестве немецкой фирмы «Газетное и книжное издательство “Ф. Улльштейн”» свое издательство «Слово», коммерческую часть в котором ведет Ф. Улльштейн, а издательскую – И.В. Гессен. Когда возникла идея о выпуске в Берлине кадетской газеты, связь с немецкой фирмой была использована. 5 ноября 1920 г. между «Газетным и книжным издательством “Ф. Улльштейн”» и обществом с ограниченной ответственностью «Руль» был заключен договор, согласно которому Ф. Улльштейн, не являясь компаньоном этого общества, брал на себя типографский заказ, управление издательским процессом с участием в прибылях. Редакции газеты «Руль» предоставлялось право на информационную службу фирмы и помещение. И.В. Гессен был председателем наблюдательного совета общества, директором-распорядителем – А.И. Каминка. От фирмы Ф. Улльштейна в совет входило два-три представителя (зав. отделом объявлений, заведующий распространением газеты). Наблюдательный совет контролировал коммерческую деятельность и деловые издательские мероприятия, не имея права оказывать какое-либо влияние на политическое направление газеты.

Редакция, в которой первые два года значительную роль играл В.Д. Набоков, фактически определявший политическое направление газеты, в отличие от «Последних новостей» П.Н. Милюкова, отстаивала старые принципы и тактику партии кадетов. Она выступала хранительницей ее традиций, что сказывалось даже на оформлении. Советский обозреватель Н. Казмин отмечал еще в 1923 г., что эта газета имела такую же «внешность», что и дореволюционная кадетская «Речь»: «...тот же рисунок заголовка, подбор шрифтов, манера верстки, да и сотрудников бывшей “Речи” в “Руле” было немало»[178]. Согласно программе, опубликованной в первом номере, газета являлась политическим изданием, направленным против большевизма, с которым не может быть компромиссов. Редакция обещала сообщать читателю «объективные факты из жизни Советской России», ее «неприглядной» действительности, давать ответы на основные вопросы, которые «встанут перед Россией в момент ликвидации большевизма». В целом направление газеты было боевым. Она постоянно полемизировала с левыми кадетами, с социалистами разных оттенков, разоблачала сменовеховцев, вообще просоветские течения в эмиграции.

И.В. Гессен смог создать дееспособный, интересный, профессионально работающий журналистский коллектив. Используя осведомительный аппарат фирмы Ф. Улльштейна, редакция тем не менее организовала сеть корпунктов в разных странах: Италии, Франции, Турции, Венгрии и др. Особые трудности для журналистского зарубежья представлял поиск информации из Советской России. Даже советская печать попадала в Германию нерегулярно. Кроме того, довольно часто «страстная погоня за сведениями из России» «наталкивалась на недобросовестность» информаторов. «Я всячески навострял редакторский нюх, – рассказывает И.В. Гессен, – чтобы распознать фальшь, и огромное число сообщений отправлялось в корзину»[179]. Несмотря на это, в газету нередко попадали искаженные факты и просто неверные сообщения. Так, появилась информация о смерти писателя И.С. Шмелева от истощения, на самом деле речь шла о гибели его единственного сына.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29

сайт копирайтеров Евгений