1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15
ЧАСТЬ I
ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЮТ И ЧТО
ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЖУРНАЛИСТА
ГЛАВА 1. КАК СВЯЗАНЫ
МЕЖДУ СОБОЙ ИНФОРМАЦИЯ И ТВОРЧЕСТВО
Беседа
первая. Что же такое творчество!
Беседа
вторая. Можно ли творчеству научиться?
ГЛАВА 2. ЧЕМ ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫ МАССОВЫЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ
Беседа
третья. Зачем людям
массовая информация!
Беседа четвертая. Сколько ликов у
массовой информации!
ГЛАВА 3. В КАКИХ ОТНОШЕНИЯХ СОСТОЯТ
МАССОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ И ЖУРНАЛИСТИКА
Беседа пятая. Есть ли у потоков
притоки!
Беседа шестая. Что «остается» журналисту!
ПРЕДЛОЖЕНИЯ И
ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ СФОРМИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ОБСУЖДАЕМЫЙ
МАТЕРИАЛ
ГЛАВА 1.
КАК СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ ИНФОРМАЦИЯ И ТВОРЧЕСТВО
Беседа первая
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ
ТВОРЧЕСТВО!
– Вы
сказали, что целевая установка курса – обучение способу творческой деятельности журналиста. Но что для вас творческая
деятельность и разве можно творчеству научить?
Это был один из
первых вопросов, заданных Алексеем.
Ответила я ему
тоже вопросом:
– Допустим, у человека есть способности к музыке или танцам, к рисованию,
наконец. Скажите, сможет он без соответствующих занятий, без учебы стать
признанным творцом в области музыкального искусства, балета, живописи? Алеша
пожал плечами:
– Насколько
мне известно, в истории такие случаи были, но их, надо признать, единицы.
Сейчас музыканты, художники, танцовщики, как правило, начинают учиться сызмальства.
Но ведь здесь другое... Здесь техника разная. Их учат технике!
– Только-то?! Такое количество учебных лет
на одну лишь технику?.. Вовсе нет!
Как Вы-то
понимаете, что такое творчество?
– Я
думаю, что это способность создавать новое, то, чего не было. И она не у
всякого есть. Недаром говорится: «С горы не дано – в аптеке не купишь».
– С первым Вашим утверждением трудно не согласиться:
это положение общепризнанное. А вот со вторым я бы поспорила. Думаю, правы те
ученые, которые считают, что способность к творчеству – общее свойство человека как биологического вида.
Да,
разным лицам оно присуще в разной мере: есть более, есть менее творческие люди.
Но в принципе всем дано создавать объективно или субъективно новые реальности
вещественно-энергетической или информационной природы.
– А нельзя ли чуть понятней? – слегка улыбнулся Алеша. – Ну, хоть «объективно – субъективно» расшифровать... И насчет природы?..
– Можно,
конечно. Только сложного, в общем-то, здесь ничего нет. Вы просто испугались
терминов. А без них не обойтись, когда дело касается теории какого-либо предмета:
термин заключает в себе общий смысл того или иного явления в свете определенной
научной концепции, как бы кодирует систему понятий, экономя слова. В сущности,
изучение теории есть овладение терминами, освоение системы понятий, в которых
описывается предмет.
Так по поводу «расшифровки»... Понятие «объект» согласно
распространенной научной традиции обозначает предметы и явления
действительности, которые противостоят человеку как то, что существует
независимо от его сознания и на что направлена его деятельность. Понятием же
«субъект» обозначается носитель активности, направленной на объект, то есть
деятель, человек. Соответственно объективным называют все, что оказывается
принадлежностью реального мира и обретает возможность существовать независимо
от человеческого сознания, а субъективным – все, что
характеризует субъект, является его чертами, свойствами, его принадлежностью.
В нашем случае в соответствии со сказанным получается,
что творчество как феноменальное свойство человека заключается в способности
создавать и объективно новое – то, что не существовало раньше
в мире вообще, и субъективно новое – что уже
имеется в реальности, но для данного человека ново, создается им впервые, без
жесткой ориентации на существующие аналоги. В этом смысле «изобретать велосипед» – тоже акт творчества, проявление способности творить
(если, конечно, речь именно об изобретении, а не о копировании или «сборке по
образцу»).
– Такое творчество можно наблюдать у детей, да?
Когда они играют, иногда ведь настоящие сценарии сочиняют.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15
|