Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11

ПРОБЛЕМЫ

НОВОЕ? НЕЗАВИСИМОЕ? НЕТ – НОРМАЛЬНОЕ!

ТЫ И МОГУЧИЙ, ТЫ И БЕССИЛЬНЫЙ...

С ПЯТОЙ ПОПЫТКИ

ДЛЯ НАЧАЛА ОНИ ЗАЛОЖИЛИ СВОЮ КВАРТИРУ

О МОСКОВСКОЙ ТЕЛЕТУСОВКЕ – ПО ГАМБУРГСКОМУ СЧЕТУ

СЕДЬМОГО НЕ БУДЕТ

«ДВОЙКА» НА КАЧЕЛЯХ

СРЫВАЯСЬ НА ФАЛЬЦЕТ

«В СССР НЕТ ПОЧВЫ ДЛЯ ДВУХ ТВ...»

ТА ИЛИ ЕТА?

ТОСТ ЗА ЛЮБИМОГО ОЛИГАРХА

ЦЕНЗУРЫ ЗАХОТЕЛОСЬ?!.

НОВОЕ? НЕЗАВИСИМОЕ? НЕТ – НОРМАЛЬНОЕ!

Вячеслав Брагин, руководивший в течение года с небольшим – с конца 1992 до начала 1994 г. – крупнейшей телекомпанией «Останкино» и снискавший единодушное неодобрение (специально выбираю самое вежливое определение) профессионалов, критиков, политиков, войдет в историю отечественной электронной прессы как человек, сыгравший существенную роль в разрушении государственной монополии на ТВ. Именно он создал невыносимые условия для живых, думающих людей в своей компании и подвигнул их уйти из нее, рискнув поработать на ниве независимого телетворчества. «Заслуга» Брагина в том, что ушли не один-два, а большая группа людей. И не рядовые или, тем более, малоодаренные, – а самые лучшие. Ушли: второй человек в компании, ее Генеральный директор И. Малашенко, шеф Информационного Агентства О. Добродеев, ведущий самой серьезной политической программы Е. Киселев, лучшие журналисты Т. Миткова, М. Осокин, Л. Парфенов...

Не стану описывать сложностей жизни, которую начали эти люди. Скажу лишь о том, что видно было и со стороны. На первых порах новая телекомпания (а ее назвали «НТВ», не расшифровав аббревиатуры, в которой очевидными были только две последние буквы) не имела своего канала и пользовалась эфиром Пятого, Санкт-Петербургского. Забегая вперед скажу, что арендный договор с коллегами из северной столицы был заключен на три программы: «Итоги», «Намедни» и «Сегодня». Причем заключен весьма тщательно, с такими юридическими гарантиями, чтобы изгнание НТВ с Пятого канала грозило последнему огромными штрафными санкциями. Такая предусмотрительность оказалась весьма нелишней: уже первые недели вещания НТВ породили у некоторых весьма влиятельных особ из властных структур желание уничтожить независимую телекомпанию проверенным партийным способом. Чужими руками: расторгнув ранее заключенный договор. Не удалось. Это, кстати сказать, стало первым, весьма показательным свидетельством основательности, с какой была задумана и воплощена в жизнь новая телекомпания.

Следует отметить, шаги НТВ производят впечатление последовательностью и четкостью как организационных, так и творческих решений. Договор с Пятым каналом не помешал продолжающейся борьбе за свой, Четвертый канал. Он был получен через несколько месяцев после того, как началось вещание НТВ. Этот недостаток – отсутствие своего канала – компания сумела обернуть достоинством: легче начинать тремя отдельными передачами, нежели сразу сеткой вещания. Было дополнительное время для подготовки остальных программ.

Умно было проведено перенесение «Итогов» с Первого, «останкинского», канала на Пятый. Уже во всю велась работа над будущими передачами НТВ, а программа Е. Киселева продолжала выходить по ТВ-1. Это продолжалось до 19 сентября, а спустя два воскресенья, с 10 октября мы уже смотрели «Итоги» из Санкт-Петербурга.

Я начал свой разговор об НТВ с некоторых фактов организационно-административного характера не случайно. Если б меня спросили, чем выделяется новая телекомпания на фоне всех остальных, я бы, пожалуй, назвал вначале не передачи или их авторов, – а именно тех, кто сумел придумать и последовательно осуществить непривычный для отечественного ТВ план вещания, при котором все основные компоненты находятся в единстве и гармонии. Создается такое впечатление, что НТВ существует в эфире не один десяток лет: настолько тут все солидно, неслучайно, зрело. А ведь компания не только по стажу работы в электронной прессе, но и по возрасту весьма далека от солидности. Если сравнивать по этому показателю НТВ с «Останкино» или «Россией» – двумя государственными компаниями-гигантами, – молодость новорожденной компании станет в особенности очевидной. Но дело, понятно, не в паспортных данных, в том, как начали работать новички эфира. Как сразу, без раскачки и мучительных поисков, определили высокую планку в эфире.

Достоинства любой телекомпании сегодня основываются на трех «китах». На информационных передачах, на специальных программах, на демонстрируемых фильмах. Самое необходимое, позволяющее отличить солидную компанию от той, что крутит старые киноленты, обильно перемежаемые рекламой, – блок собственных информационных программ. Как ежедневных, так и недельных. Начав свое вещание с «Сегодня» и «Итогов», НТВ очень скоро утвердило себя как лучшая в России информационная телекомпания. Впрочем, «Итоги» имели превосходную репутацию и тогда, когда выходили в программах «Останкино». А вот «Сегодня» стала нововведением НТВ.

На примере этой передачи я бы рискнул рассказать об основных творческих принципах, на которых строится работа НТВ. Сначала – о том, чего там нет. Нет ставших за многие годы привычными пороков отечественной телеинформации, – сообщений о тех событиях, которые кому-то из власть предержащих кажутся очень важными и появляются на экране в результате «телефонного права», пафосных комментариев, заменяющих сообщение о реальных фактах, суконного, канцелярского языка, переполненного газетными штампами и ничего не значащими выражениями, фигур умолчания, возникающих из-за политических (и даже уже – групповых, партийных) причин.

Всего этого – и многого другого, с чем прекрасно знаком наш отечественный зритель, живший прежде в пору, когда существовала лишь одна разновидность государственного, партийного ТВ, – на HTВ нет по определению. «Ну, и что, – возражают поклонники государственного ТВ, – зато в НТВ есть другая, не менее жесткая, зависимость, – от капитала, от тех структур и  личностей, которые щедро финансируют новую телекомпанию». И вспоминают Сильвио Берлускони, владельца итальянских телесетей, который с их помощью в течение нескольких месяцев сумел создать новую партию, победить на выборах и стать премьер- министром.

Разговор о деньгах как источнике всех успехов НТВ ведется постоянно. Сначала говорили о высоких зарплатах (да еще в «зеленых»!), которыми, дескать, сманили с ТВ-1 лучших журналистов. Затем – о щедрости в покупке для показа лучших зарубежных и отечественных лент. Даже газета «Известия», ценящая НТВ за ее творческие достижения, интервью с руководителем редакции художественных программ, занимающейся формированием кинорепертуара, озаглавила «Было бы что купить – и НТВ не пройдет мимо» (8.04.94).

В подобных разговорах сквозит раздражение и обида. Действительно, на госТВ зарплаты сегодня ниже, чем на НТВ. (Правда, многие ушлые телевизионщики компенсируют ее «левыми» доходами от заполонившей экраны рекламы.) И фильмы, демонстрируемые в эфире, не такого высокого качества. Но достаточно проанализировать и новостные, и кинематографические программы НТВ, чтобы понять: не в деньгах тут дело. Если уж искать непременно корыстные причины, то они, скорее всего, в разбуженном на НТВ авторском самолюбии, кураже, который позволяет журналистам, что называется, прыгнуть выше головы. Достаточно сравнить «Сегодня» с «Вестями» («Россия») или «Временем» (ТВ-1), чтобы убедиться в этом.

Начну с первого, что видит зритель, – с титра. Имя ведущего включено в название программы: «Сегодня с Михаилом Осокиным» или «с Татьяной Митковой». То есть, информационные программы, которые у господ конкурентов существуют обезличенными, с чередующимися без всякой видимой логики ведущими, тут являются авторскими. И зритель знает, что всю эту неделю он будет видеть на экране М. Осокина, а на следующей «Сегодня» поведет Т. Миткова. И очень скоро замечает, что у этих двух журналистов информация выглядит по-разному.

Другое важное качество, также определяемое с первого же взгляда, – построение выпусков новостей на НТВ. В отличие от «Вестей» и «Новостей», здесь каждый сюжет более основателен, он занимает больше времени, в нем нет привычного скольжения по поверхности событий. И нет, конечно, торчащих из информации «ушей», указывающих на то, говоря терминами латинян, «кому это выгодно». Никогда прежде мы не имели столь объективную информацию в эфире.

Третье – упор на личность репортера, который, в отличие от других компаний, где он существует строкой субтитра, присутствует в кадре и называет себя. Это именно качество, а не хорошая зарплата, привлекает к НТВ лучших журналистов. Сегодня там работают такие мастера репортажа, как В. Лусканов, В. Кара-Мурза, Е. Масюк, А. Зараелян, А. Герасимов, М. Светличный, П. Орлов, Э. Мацкявичюс. Причем, НТВ не только привлекает уже сложившихся звезд, но и помогает становлению новых. Скажем, последний из названных мною выше журналистов был приглашен на НТВ, будучи студентом журфака МГУ (причем даже не телевизионного, а газетного отделения), и вскоре стал парламентским корреспондентом НТВ. Ему принадлежат самые острые и интересные сюжеты с таким политиком, как В. Жириновский.

Надо сказать, начиная выпуск ежедневной информационной программы, НТВ бросалось в омут головой. Не было, в отличие от госкомпаний, ни одного корпункта, – ни в ближнем или дальнем зарубежье, ни в одном городе России. Из этой, казалось бы, безвыходной ситуации НТВ вышло с честью. В небольшой степени пользовалось информацией, полученной от крупнейших мировых телесетей. Но, главное, во все места, где происходили важные события, посылало своих корреспондентов. То есть, говоря профессиональным языком, от системы собкоров перешло к системе спецкоров. Объявив своим девизом «Новости – наша профессия», молодая телекомпания посылала журналистов в те места, где происходили самые важные события. Понятно, что в этих условиях охват событий был не беспредельно широким, зато выигрыш достигался за счет глубины.

Прошло какое-то время, и НТВ сумело наладить связи с талантливыми, прежде мало кому известными журналистами на местах. Заключило с ними контракты и стало широко использовать присылаемые с мест сюжеты. Из репортеров-контрактников особенно хорош А. Ткаченко из Киева. Его работа заслуживает тем более высокой оценки, что посвящена, чаще всего, очень острым и сложным политическим темам, в которых подчас сталкиваются лоб в лоб интересы двух славянских государств. Верный принципам НТВ, журналист смело, без оглядки на реакцию властей или же «ЦУ» редакторов высказывает свою точку зрения на происходящее.

В суждениях критики по поводу первых месяцев вещания на НТВ преобладают самые высокие оценки. Характерно, что, противопоставляя новую телекомпанию двум государственным гигантам, специалисты говорят, чаще всего, об объективности, как принципе информации. В спорах на тему: факт или комментарий к нему, – опыт НТВ приводится как подтверждение верности факту, в то время, как госТВ обычно обвиняют в тенденциозном стремлении насиловать реальные обстоятельства в угоду нужному власти комментарию-выводу. Внимательный анализ, однако, свидетельствует, что в информационных программах НТВ гораздо больше субъективного начала, нежели у госкомпаний. Вернее даже – личностного, потому что в нашей традиции термин «субъективность» принято воспринимать как нечто искажающее объективную, реальную картину мира.

Программа Е. Киселева «Итоги», которая для большинства зрителей выглядит эталоном глубины и объективности политического анализа, является, вместе с тем, весьма личностной. В первое время, когда программа выходила по каналу «Останкино», была заметна откровенно-пропрезидентская ориентация ее ведущего. За это, кстати сказать, в антипрезидентском «Парламентском часе» депутат И. Шашвиашвили обещал однажды первым среди журналистов после победы над Б. Ельциным расстрелять Е. Киселева. Затем стало заметно охлаждение ведущего «Итогов» к президенту. В День независимости России, 12 июня 1994 г. он привел ошеломляющие данные опроса социологов из фонда «Общественное мнение», согласно которому более половины россиян считают объявление независимости ошибкой.

Этот пример показывает, что Е. Киселев свою позицию выражает, чаще всего, через объективные данные или через всесторонний, скрупулезный анализ. Трудно согласиться с известным театральным критиком И. Соловьевой (см. «Вечерний клуб», 11 июня 1994 г.), «что тенденциозность программы с участием Лужкова и Чубайса, в которой он (Е. Киселев – А. В.) явно подыгрывал одной стороне, была видна всем». Речь идет об «Итогах» от 5.06.94, в которых подробно, в течение 38 минут (что скорее было бы основанием для упрека в нарушении композиции передачи ради одного сюжета), рассматривался конфликт вокруг путей приватизации в Москве. Прочтя суждение И. Соловьевой, я не поленился пересмотреть программу: в ней было дано слово каждому из спорящих, рассмотрены их аргументы, приведены, как заведено, суждения экспертов и т. д. Могу высказать свою гипотезу: очевидно, И. Соловьева считает одну из сторон стопроцентно правой, поэтому всякая попытка беспристрастного разбирательства сразу же воспринимается, как тенденциозная.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11

сайт копирайтеров Евгений