Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11

Это, впрочем, не означает, что Е. Киселев не имеет срывов, когда его чувства выплескиваются на экран без достаточно взвешенного анализа. Уже в первых вышедших по НТВ «Итогах» (10.10.93) был допущен резкий выпад против руководителя «Останкино» В. Брагина: поводом стали споры насчет того, имел ли он право отключать вещание по Первому каналу в ту октябрьскую ночь, когда шел штурм здания ТВ. Или не менее резкое суждение о М. Полторанине (28.11.93) в пору, когда тот выступал против разгосударствления Четвертого телеканала, на который претендовало НТВ.

Если уж искать недостатки у этой, несомненно, лучшей из аналитических, недельных программ, то они заключены в другом. Мне кажется, Е. Киселев склонен иногда усложнять вопросы, которые он обсуждает. Привлекая в качестве экспертов и комментаторов людей, обремененных докторскими степенями и профессорскими званиями, которые жаждут свою ученость показать, он ставит дополнительный барьер между собой и аудиторией. Я заметил, что когда во время отпуска Е. Киселева его заменял С. Доренко, то привлекаемые им в качестве экспертов журналисты-специалисты в той или иной области оказались более доступными для понимания. То же самое следует сказать и о М. Гефтере: философ, историк, литератор – он обладает даром говорить на понятном большинству языке. Е. Киселев одно время привлекал его для экспертных оценок, а потом перестал это делать.

Другой изъян Е. Киселева, как ведущего, – его страсть к драматически острым политическим сюжетам. В этом качестве политического тележурналиста нет ничего дурного. Скорее, наоборот. Но Е. Киселев иногда драматизирует те факты и события, которые того не стоят. Приведу пример с так называемой «Версией № 1» (20 и 27 марта 1994 г.), раздутой сверх всех допустимых размеров. Несмотря на то, что некоторые эксперты «Итогов» говорили в передаче о главной цели «Версии», как о стремлении отвлечь общественное внимание от других проблем, Е. Киселев продолжал снова и снова возвращаться к этой теме.

Третий упрек, который можно было бы сделать журналисту, – это неровность его работы. Вслед за превосходными выпусками «Итогов» могут появиться совершенно бесцветные, где глубокомысленные экспертные оценки и комментарии вызывают у зрителей ощущение скуки или, того хуже, раздражения. Перепады качества зависят, чаще всего, от насыщенности прошедшей недели значительными событиями. Политические сенсации, даже если они происходят в день выхода программы в эфир, будто подстегивают ведущего, придают ему сил. В считанные часы он успевает сделать яркую, насыщенную, напряженную программу. Но, понятно, не каждая неделя богата сенсациями: подлинный класс тележурналиста-политолога состоит в том, чтобы и рядовая, ничем внешне не выделяющаяся неделя, стала поводом для серьезной и содержательной передачи.

Думаю, и сам Е. Киселев согласится с подобной постановкой вопроса: ведь он – это чувствуется во всем его поведении на экране – исповедует солидный телевизионный стиль. А это, мне кажется, наряду с объективностью, один из ведущих принципов НТВ в целом. Он проявляется во всем: в том, как спокоен и устойчив ежевечерний ритм передач с «шагом» в 30 минут, в неизменности сетки вещания, объявленной накануне наступающей недели, в отсутствии подобострастной политической суетливости перед власти предержащими, в игнорировании быстротекущей телевизионной моды, которая заставляет многие телеканалы бессовестно обезьянничать друг по отношению к другу.

Солидность и самостоятельность в особенности заметны в кинорепертуаре НТВ. Как и в политических, информационных передачах, молодая телекомпания идет здесь своей дорогой. Она сразу же отказалась участвовать в гонке «мыльных опер» на экране. Ее специализация в телекино – мини-сериалы: они несравненно короче по количеству серий и настолько же выше по художественному качеству. Кроме того, НТВ обратилось к документальным и познавательным сериалам, посвященным самым знаменитым преступлениям, правящим монаршим династиям, истории авиации, великим полководцам и т. д. Кинофильмы – отечественные и зарубежные – четко распределены в рубриках: «Мир кино», «Кино 80-х», «Детям и взрослым», «Наше старое кино» и т. д.

Интерес к былому – не только в кино, но и на экране – также стал открытием НТВ. На этом канале можно увидеть отдельные выпуски популярных некогда телепрограмм: «Что? Где? Когда?», «КВН», «Кабачок „13 стульев"». И убедиться лично в том, насколько правы те из зрителей-ветеранов, которые говорят, что ТВ тридцатилетней давности было куда интереснее, нежели нынешнее.

При том, что сегодня и в других телекомпаниях (в особенности, в ТВ-6 «Москва») резко повысился уровень показа кинофильмов (не путать с телефильмами, которые во всем мире, даже больше, чем у нас, резко уступают им в своем качестве), НТВ превосходит остальных разнообразием кинорепертуара. Это, в значительной мере, зависит от вкуса и энергии В. Арсеньева, руководителя редакции художественных программ. Хотя, понятно, в большом числе демонстрируемых в течение каждой недели лент нередко попадаются и весьма негодные. В качестве примера приведу откровенно-конъюнктурную, безнадежно-бездарную картину «Назад в СССР» (30.01.94), причем, к сожалению, подобные произведения проникают сквозь строгое сито отбора в НТВ.

Информационные передачи и кинопоказ составляют, в совокупности, львиную долю эфирного времени НТВ. Это дало основание недоброжелателям компании (а их немало – в связи с тем, что многим, как уже говорилось выше, не дают покоя высокие заработки журналистов НТВ) бросать в адрес НТВ обвинения типа недавно прозвучавшего в газете «Московский комсомолец» из уст Элины Николаевой, ведущей «ТелеГазеты»: «А тут еще, – писала она, – некоторые телекомпании, например, НТВ, взяли в моду вообще не производить художественные программы, ссылаясь на их дороговизну. Схема телевидения с каждым днем упрощается в сторону незатейливого выбора: новости + мыло...» (МК, 2.06.94. Выделено Э. Николаевой).

Сказанное здесь не соответствует действительности: никто из руководителей НТВ на дороговизну никогда не жаловался. И свои собственные программы они производят, или заказывают независимым продюсерам, что одно и то же. О них я хотел бы сказать подробнее.

Самое большое место в сетке вещания (после информационных и кинематографических программ, разумеется) занимают спортивные передачи. Они выходят под разными рубриками: «Такова спортивная жизнь», «Футбольный клуб», «Теннис в полночь», «Автоспорт: высшие достижения», «Футбол планеты». Над их созданием работают известные спортивные тележурналисты А. Бурков, К. Кикнадзе, А. Дмитриева. Последняя, в прошлом знаменитая теннисистка, ведет передачи о своем виде спорта, выгодно отличающиеся от таковых, идущих по другим телеканалам: напомню, к примеру, рассказ в эфире о входящем в четверку турниров «Большого шлема» Открытом чемпионате Франции, изуродованном в «Останкино».

Впрочем, справедливости ради следует сказать, что у той же А. Дмитриевой, когда она выходит за пределы своего вида спорта, случаются неудачи: напомню «Век Олимпиады», где она в диалоге с Ю. Ростом обсуждает проблему допинга в спорте, применяя к этой проблеме принципы свободы личности. Получается, исходя из них, каждый человек вправе распоряжаться своим здоровьем, а посему и волен применять допинг. Странная, надо сказать, логика!

Кроме названных выше программ, которые НТВ производит в своих недрах, есть и заказные, сделанные на REN-TV и АТВ. У каждого из этих, широко известных телеобъединений, есть свое лицо, свои предпочитаемые формы и темы. REN-TV славится производством недорогих программ, в центре которых стоит какая-то популярная личность. На НТВ были «Шесть вечеров с Юрием Никулиным» или передачи Ю. Роста из его мастерской-«конюшни». Все они построены, кроме того, на мастерстве рассказчика, на его обаянии. Э. Рязанов, понятно, обладает и мастерством и обаянием. Ю. Рост – тоже. Жаль, правда, что то ли в погоне за дешевизной и простотой в производстве, то ли из-за отсутствия времени передачи эти обладают уж какой-то особой бесхитростностью, если не сказать, примитивностью драматургии.

Вот, скажем, как построены все шесть серий-вечеров, посвященных Ю. Никулину. Они сидят вдвоем с Э. Рязановым, вспоминают шаг за шагом творческий путь артиста цирка и кино. Тот живо и, как всегда, остроумно рассказывает о каком-то эпизоде своей биографии, описывая свой цирковой номер или же кинороль. После этого на экране возникают этот самый номер или фрагмент фильма. Зрителю предлагается посмотреть иллюстрацию-подтверждение к тому, что ему только что было рассказано на словах. Эффект свежести восприятия исчезает.

Не стану углубляться в анализ аналогичных программ Ю. Роста: в них тоже, наряду с удачами («Печальное путешествие на Кавказ») есть явные промахи («Спрыгни на Аляску»). Дело, впрочем, не в достоинствах и недостатках отдельных передач. Для портрета телеканала важнее другое: заказывая независимым продюсерам программы (или покупая уже готовые), руководство НТВ достаточно снисходительно относится к результатам их творчества. Я бы не стал делать столь категорических выводов, если бы некоторая неуверенность НТВ в тех случаях, когда оно имеет дело со сложными (неинформационными) передачами, не обращала на себя внимания.

Приведу в качестве примера две программы, которые НТВ получила «по наследству» от Четвертого канала, когда он еще принадлежал «Останкино», – это «Воскресенье с Дмитрием Дибровым» и «Времечко». Подробнее о них сказано в других очерках. Здесь остановлюсь лишь на некоторых качествах Д. Диброва, которые получили развитие на волнах НТВ. В частности, на его корыстолюбии. Он, впрочем, не скрывает этого, говоря, что приехал в столицу за славой и деньгами (см. программу от 10.04.94). В конце концов, стремление к славе и богатству не может считаться порочным. Другое дело, средства, какими достигается эта цель.

Д. Дибров с очарованием непосредственности может сообщить во время передачи, в каком именно магазине он приобрел свой шикарный пиджак, делая ему бесплатную рекламу (6.02.94). Может грозить столичному ГАИ за то, что с его машины сняли номера за парковку в неположенном месте (20.03.94). Может, наконец, открыто рекламировать проводимую принадлежащим ему АО «Диос» телефонную викторину «05». Не стану описывать суть этой грабительской для зрителей игры: о ней написали чуть ли не все газеты. Судебная палата по информационным спорам сделала Д. Диброву замечание и передала связанные с нею материалы в прокуратуру. Люди, получившие после этой игры немалые телефонные счета, стали жаловаться повсюду, в том числе и звонить в студию во время дибровской передачи. Меня, признаться, не меньше, чем самая афера с игрой-викториной, покоробила высокомерно-развязная манера, с какой кумир публики отвечал несчастным в прямом эфире.

Другой случай с Д. Дибровым, который значительно пошатнул его авторитет, – приглашение на передачу лидера «Памяти» Д. Васильева (15.05.94) и обещание ему позвать еще и некоего «Александра Петровича», в коем многие угадали А. Баркашева. Думаю, эти два эпизода в творческой биографии Д. Диброва отвратили от него не только многих зрителей, но и руководство НТВ, которое, как я уже говорил, склонно строить респектабельную, солидную программу.

С этой точки зрения, мне кажется, не очень подходит к стилю и позиции НТВ «Времечко». Родившаяся в недрах Четвертого канала передача эта была понятна, пока звучала пересмешником по отношению к громоздкой системе казенной телеинформации, воплощаемой бессмертной программой «Время». В НТВ, где информация поставлена и полно, и объективно, такая передача, в которой, кстати, факты сообщаются с большим опозданием и не всегда точно, вряд ли была нужна.

В обеих этих программах есть объединяющие их черты. Во-первых, нескрываемая вульгарность (я ее происхождение связываю с молодежным стёбом). Во-вторых, обратная телефонная связь со зрителями. Первое, как нетрудно догадаться, резко противоречит направлению, проводимому в НТВ. Второе, напротив, близко принципам телекомпании, стремящейся использовать в своей работе современные средства вещания, которые немыслимы без обратной связи. Расставание с подобными передачами может лишить канал той живости, которой, наряду с солидностью, он привлекает к себе. Поэтому, наверное, отказавшись от одной из этих программ, НТВ сохранило другую.

P.S. Я сказал в начале, что название НТВ не было расшифровано устроителями молодой телекомпании. Зрители и критики сразу же стали искать разгадки аббревиатуры. Вариантов было немало: «Новое», «Независимое», «Негосударственное», даже «Не наше» (так называли телеканал патриоты, углядевшие в ней зарубежные творческие влияния). Я бы, признаться, предложил расшифровать первую букву названия, как «Нормальное». Впервые, наверное, в нашей истории появилось такое ТВ, каким оно и должно быть. Четко выстроенное. Добротное. Информационное. Объективное. Развлекательное.

Нормальным также я вынужден признать и данные, которые сообщают об НТВ социологи. На вопрос, какие программы НТВ они стараются посмотреть, зрители выстроили рейтинг-«пирамиду» предпочтений. Так вот, как и во всех других телеканалах, здесь тоже пальму первенства держат художественные фильмы. А, скажем, превосходная информационная программа «Сегодня», гордость компании, собирает в три раза меньшую аудиторию, нежели фильмы. Увы!

1994

в начало

ТЫ И МОГУЧИЙ, ТЫ И БЕССИЛЬНЫЙ...

Еще не было в нашем лексиконе броского англоязычного термина «ток-шоу», а обозначаемое им явление – телепрограммы, в которых в студии присутствовали зрители, горячо обсуждающие предложенную проблему, уже существовали. Это был сагалаевский «12 этаж», вызывавший ужас и ненависть во властных структурах вплоть до Политбюро КПСС, максимовский «Музыкальный ринг», предлагавший весьма неординарные представления о современной музыке и, наконец, ставший надолго лидером нашего ТВ перестроенный «Взгляд», где властителями дум миллионов людей были молодые журналисты – Д. Захаров, В. Листьев, А. Любимов и, вместе с ними, А. Политковский, В. Мукусев, некоторые другие. Привычка еженедельно, поздним пятничным вечером, переходящим, чаще всего, в глубокую ночь, садиться к своим телеприемникам и вместе с тележурналистами, их гостями, звонящими в студию зрителями обсуждать и решать жгучие общественные проблемы переходного периода нашей современной истории, остро переживать непоследовательность нарождающейся российской демократии – все это связано для миллионов людей с неосознанным в ту пору телевизионным жанром.

С ним – с жанром – произошла удивительная метаморфоза: пока не было определенных его границ (да и самого термина), в нем присутствовало общественное и духовное напряжение, происходили серьезные открытия, не только творческие, но и социальные. Позже, когда ток-шоу стал гулять по всем каналам, побив по количеству передач рекорды (посмотрите рядовую недельную телепрограммку, и вы согласитесь со мною), он как-то померк в нашем сознании, стал менее значительным, перестал волновать, как прежде.

Я пытаюсь понять, что же произошло с еще недавно казавшимся одним из самых плодотворных, телевизионных по своей природе жанром. Пойду от внешних, простейших обстоятельств к более сложным, внутренним. Начну с того, что нередко модным словом «ток-шоу» обозначается нечто, не имеющее к нему никакого отношения. Так, скажем, пять раз в неделю, по будням в 8.15 по каналу «2x2» идет ток-шоу «В фокусе», которое, на самом деле, представляет собой 15–20 минутную беседу журналиста В. Горькаева с приглашенным в студию человеком, чаще всего чиновником или общественным деятелем. Если в этих разговорах можно при желании обнаружить «ток», то уж «шоу» там и не ночевало. Обычное телеинтервью, причем, даже не в прямом эфире.

В других передачах, правда, формальные признаки ток-шоу сохраняются. Это, во-первых, ведущий программы (причем, не просто журналист-репортер, интервьюер, комментатор и т. д., но именно шоумен). Во-вторых, человек или проблема, которые положены в основу обсуждения-зрелища. В-третьих, люди в студии, так называемые «внутренние зрители», которые не только наблюдают происходящее, но и активно участвуют в нем. И, наконец, в-четвертых, естественно, миллионы глядящих происходящее на своих домашних телеприемниках.

Названное обстоятельство, при самоочевидности, оказывается, как говорится, последним по порядку, но не по значению. Ток-шоу, к которому равнодушна массовая аудитория, не имеет права занимать место в эфире. Ток-шоу по природе своей – программа-чемпион, передача, ставящая рекорды. Во всем мире принято: как только запущенное на орбиту ток-шоу начинает терять достигнутый рейтинг, сразу же встает вопрос о замене программы на другую. Приведу два примера: один из сферы вымысла, другой – конкретный. В художественном фильме «Телесеть» американского режиссера Сидни Люмета (он был показан по НТВ в серии лент-победителей премии «Оскар» 31.08.96) эта история стала частью сюжета. А двумя месяцами раньше многие российские газеты сообщили об уходе с ТВ знаменитого Фила Донахью – создателя жанра «ток-шоу» и его классика. Причиной финала блестящей телекарьеры стало снижение рейтинга программ мастера.

Так вот, многие из наших телевизионщиков, затевая новую программу и без особых раздумий присваивая ей высокое жанровое наименование, не очень-то заботятся о том, чтобы их ток-шоу было жизнеспособным, имело подлинный зрительский интерес, оказалось способным выдержать конкуренцию в эфире. Об этом свидетельствуют данные конкретных социологических исследований аудитории. В те дни, когда писались эти строки, «Вестник телевизионной информации», издаваемый РИА «Новости», как всегда, приводил проценты-рейтинги основных передач, причем, группируя их по жанрам: «художественные фильмы», «сериалы», «ежедневные информационные программы» и т. д. Там, наряду с «публицистическими программами в форме интервью», «документально-публицистическими», представлены и «публицистические программы в форме ток-шоу». Довольно условная жанровая градация, которую применяет НИСПИ для фиксаций с помощью электронных приставок-аудиометров с максимальной полнотой и точностью размеров телеаудитории оказывается весьма показательной.

Не стану говорить об очевидном: художественные фильмы, юмористические передачи, «мыльные оперы» лидируют в параде зрительских пристрастий. Так и должно быть. Но вот дальше бесстрастные приставки обнаруживают довольно неожиданные тенденции. Ток-шоу уступают в рейтингах не только информационным программам, но и документально-публицистическим передачам, а также и телевизионным интервью. Ниже них стоят только программы, посвященные серьезной музыке. В двадцатку самых популярных передач недели ни одно ток-шоу не вошло. И не входило в последнее время.

Уже одних этих цифровых показателей достаточно для того, чтобы установить безрадостный диагноз: жанр ток-шоу сегодня серьезно болен. Не берусь быть врачом-целителем жанра, тут, вероятно, нужен целый консилиум компетентных специалистов. Могу претендовать лишь на то, чтобы выразить одно из возможных мнений.

Пойду по обозначенным выше четырем важнейшим свойствам ток-шоу. Итак, первое, с чего начинается. Для зрителя, во всяком случае, ток-шоу – это ведущий. Если интересен он, то можно рассчитывать на внимание публики. Если неинтересен, то, увы, безразличие аудитории приходится преодолевать множеством уловок, не всегда приносящих успех.

Не стану касаться раннего этапа жанра на отечественном ТВ – имеющих шумный (и, нередко скандальный) успех программ «12-й этаж» и «Взгляд». К сожалению, из четырех основных авторов тех передач – Э. Сагалаева («Этаж»), Д. Захарова, В. Листьева, А. Любимова («Взгляд») – после прекращения этих передач работал в ток-шоу один лишь В. Листьев. Он дал жизнь «Теме», которая продолжает поиски в области ток-шоу. В ней, с самого начала хорошо, четко организованной, была гармония всех составляющих начал. В. Листьев, который был первым ведущим, старался соблюсти равновесие компонентов: он не «тянул одеяло на себя», был достаточно сдержан в студии, не позволял приглашенным, воплощающим поставленную на обсуждение тему, солировать и увеличивать свой и без того высокий общественный рейтинг, держал в узде и публику, собравшуюся в студии. Главным для него был четвертый компонент приведенной выше «лесенки» – зритель, сидящий дома перед своим приемником. Именно ему старалась потрафить передача, для него выкладывались и ведущий, и главные гости, и приглашенные в качестве «внутреннего зрителя».

После кончины В. Листьева. который еще при жизни оставил «Тему», пригласив туда для ведения Лидию Иванову, передача становилась все менее интересной. В дни, когда писалась эта статья, уже было принято решение, что Дмитрий Менделеев, заменивший Л. Иванову, уступит свое место следующему ведущему. Не найдя смелости для самокритики, люди из ВиДа, в котором делается «Тема» говорили о плановой ротации. Причем, рассуждая в духе тех остряков, которые обнаружили смену советских вождей в чередовании лысых и волосатых (Ленин – Сталин – Хрущев – Брежнев и т. д.), предположили, что после мужчины – женщины – мужчины, теперь наступает пора женщины-ведущей. И, пошел слух, что ею может оказаться вдова В. Листьева. Новым ведущим, впрочем, стал Ю. Гусман, который откровенно повернул программу от публицистики в сторону развлекательных жанров.

Но дело, конечно, не в этих метаморфозах. Нас здесь интересуют качества ток-шоу, воплощенные в нынешней «Теме». Ее ведущий, вроде бы, как и прежде, заботится не столько о своей персоне, сколько о миллионах телезрителей. Ради этого он использует такие «забойные» темы, как, скажем, двойники наших генсеков, начиная с В. Ленина и кончая М. Горбачевым, или нудизм, где обильно показаны хроникальные кадры пляжей с обнаженными их посетителями. Но эти и подобные им сюжеты сегодня мало кого удивляют: ведь политическая свобода позволяет как угодно смело трактовать наших прошлых и нынешних вождей, а «обнаженка» в западных (да и в наших) лентах, каждодневно демонстрируемых по всем телеканалам, куда хлеще тех невинностей, что нам показали в «Теме» с нудистами.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11

сайт копирайтеров Евгений