Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16

ГЛАВА 1

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГАЗЕТНОЙ ПЕРИОДИКИ

Условия деятельности и динамика газетной печати

Типологическая структура и количественные показатели газетных изданий

Штаты редакционных коллективов и авторский актив газет

Библиографирование и собирание газетной прессы

УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДИНАМИКА ГАЗЕТНОЙ ПЕЧАТИ

Период революции и Гражданской войны в России с октября 1917 по 1920 гг. характеризуется большим количеством газетных изданий. По нашим подсчетам, за это время выходило около 3000 наименований газет. Главной причиной появления такого количества изданий является то, что в условиях жесткого обострения социальных противоречий в обществе каждому политическому режиму, каждому мало-мальски серьезному общественному объединению для победы необходимо было разворачивать широкомасштабную агитационно-пропагандистскую работу в целях привлечения на свою сторону населения России. От того, каким политическим силам поверит большинство, и зависел, в конечном итоге, успех в борьбе. Именно поэтому все политические и общественные силы стремились, как можно больше развивать газетную прессу, т.к. она являлась в то время самым массовым средством пропаганды.

Из всех государственных образований, созданных на территории России в 1917–1920 гг., больше всего газет выпускалось на территории РСФСР. Большевики нуждались в целенаправленном манипулировании общественным мнением для упрочения своего положения. Созданная ими широкая сеть газетных изданий способствовала закреплению их идейного влияния в российском обществе. Основу газетной печати советской республики в октябре 1917–1920 гг. составляли издания советов и комитетов РКП(б). Широкая сеть центральных, губернских и уездных газет большевистских комитетов и советов была создана в советской России к весне 1918 г. В феврале 1918 г. в РСФСР одновременно выходило 293 газеты, из них 60 большевистских, 1 большевистско-советская и 232 печатных органа советов. По масштабу изданий они распределялись следующим образом: 13 из них были центральные, 90 – губернские и областные и 190 – уездные и городские. Издавались они в 68 губерниях и 216 городах РСФСР. В ряде уездов советской России выпускалось 2 и более газет[1].

Всего с октября 1917 по 1920 гг. было выпущено 2042 издания, многие из которых выходили только несколько месяцев[2]. Самую немногочисленную группу газет представляли центральные издания. Их количество постоянно сокращалось. Если в 1918 г. выходило 44 центральных газеты, то в 1919 г. – 36, а в 1920 г. – только 23. По сравнению с декабрем 1918 г. к декабрю 1920 г. количество центральных газет сократилось с 27 до 17 единиц. Сокращение вызывалось экономическим кризисом и острой нехваткой бумаги[3].

В целях усиления действенности большевистской агитации советское правительство не жалело средств на выпуск региональных и местных газет, что способствовало более эффективному внедрению в сознание людей большевистских стереотипов. Региональная пресса губернского и областного уровня развивалась по мере расширения территории, подконтрольной советскому правительству. Количество газетных изданий областного и губернского уровня увеличилось за три года Гражданской войны на 128 единиц. С октября 1917 г. по 1920 гг. вышло 1394 уездных и городских газеты, издававшиеся партийными органами большевиков и советами. Их сокращение наблюдалось только в 1919 г. в связи с наступлением белых армий. Так, если в 1918 г. выпускалось 209 республиканских, областных и губернских газет, то в 1919 г. их было лишь 136, а из 599 уездных и городских газетных изданий, выпускавшихся в 1919 г., к декабрю сохранилось только 186[4].

Лучше всего газетами был обеспечен Центральный промышленный район и Урал, где было много издательских мощностей и положение советской власти было достаточно прочным. В этом регионе с октября 1917 г. по декабрь 1920 г. выпускалось 1007 советских и большевистских газет. На втором месте по обеспеченности населения советскими газетами была Украина с ее хорошими, хотя и сильно пострадавшими во время Гражданской войны полиграфическими мощностями. На территории Украины за тоже время выходило 378 газет большевистских советов и комитетов РКП(б)[5].

Несколько хуже были обеспечены советскими газетами Северо-западный регион, Белоруссия и Прибалтика, а также Кавказ. В Белоруссии и Прибалтике было издано 146 газетных изданий. На Северо-западе России с октября 1917 г. по декабрь 1920 г. вышло 139 советских и большевистских газет, на Кавказе – 135. Хуже всего обстояло дело с выпуском советских газет в Казахстане, Средней Азии, Сибири и на Дальнем Востоке. В Казахстане и Средней Азии, самых отсталых регионах России, в то время было издано 96 газет. В Сибири и на Дальнем Востоке было выпущено 138 большевистских газет. Столь небольшое количество большевистских газет в этом крупном регионе, во многом, объяснялось тем, что советская власть была там прочно установлена только в конце 1919 г., да и то не на всей территории.

Статистика газет по регионам показывает, что в 1920 г. выпуск газет советами и комитетами РКП(б) стал сокращаться. Если в центре и на Урале в 1919 г. было издано 503 газет, то в 1920 – 436. В основном, это объяснялось дефицитом бумаги, имеющиеся запасы которой перераспределялись в пользу регионов, недавно отвоеванных у белых[6].

Идеологические руководители большевиков сумели приблизить пропаганду к населению. Основную часть советской газетной печати составляли уездные издания. Это позволяло лучше укладывать пропагандистский материал в привычную для аудитории систему ценностей и убеждений. По подсчетам А.А. Гончарова, всего на конец 1920 г. в советской России насчитывалось 497 газет. Большинство из них (305) было уездного уровня. Республиканских, губернских и областных газетных изданий было 175 наименований. Центральных газет, как уже говорилось, было только 17[7]. По сведениям организационно-инструкторского сектора ЦентроРОСТА, собранным в конце 1920 г, в РСФСР выходило 580 обыкновенных и 276 стенных газет. Преобладающая часть газет были уездными изданиями. Их насчитывалось 531 единица. Губернских газет было 327. Больше всего газет издавалось в промышленно-развитых губерниях Юга России, Урала, а также в Донецкой (21 наименование), Екатеринославской (22), Черноморско-Кубанской (29), Терской (20), Тамбовской (23), Вятской (27), Пермской (22), Екатеринбургской (21) губерний. Больше всего газет выходило в Смоленской губернии. В Сибири и на Дальнем Востоке печаталось 60 газет. В Средней Азии – 48[8].

После свержения летом 1918 г советской власти в Сибири, на Дальнем Востоке и Урале в целях укрепления власти антибольшевистских политических сил стала воссоздаваться сеть антисоветских газетных изданий. Началась денационализация типографий, восстановили свою деятельность печатные товарищества, кооперативы. По подсчетам известного сибирского журналиста кадета А.В. Адрианова, из 100 печатных изданий, о времени возникновения которых в 1918 г у него были точные сведения, половина из них появилась в июне (21 газета), августе (19) и декабре (10)[9]. По подсчетам Н.В. Семеновой, на территории Алтайской, Енисейской, Иркутской, Омской и Томской губерний с лета по конец осени 1918 г выходило 95 газет[10]. После прихода к власти Колчака количество газетной прессы стало увеличиваться Согласно «Списку изданий, выходящих на территории, освобожденной от большевиков к 1 апреля 1919 г.», в белой Сибири выпускалось 122 газеты[11]. Одним из крупнейших газетных центров на территории подконтрольной омскому Российскому правительству, был Дальний Восток. В 1919 г там легально выпускалось около 50 газет[12].

При белых практически в каждом сибирском городе издавалось не менее 2–3 газет, а в некоторых губернских и областных центрах их было около десятка. Особенно много газет выходило в Омске, столице белой Сибири, и старом культурном сибирском центре – Томске. В этих городах в начале 1920 г. выпускалось по 10 наименований[13]. На завершающем этапе Гражданской войны на первое место по численности периодических изданий выдвинулся Иркутск. Количество газет в Иркутске заметно возросло после вынужденного переезда сюда из Омска правительства Колчака в начале ноября 1919 г. Крупным издательским центром белого Востока России являлся Владивосток. В 1919 г там печаталось 15 русских газет[14].

С падением власти Колчака, на Дальнем Востоке стали создаваться официальные издания центральных и местных органов власти Дальневосточ­ной республики, земств, воинских частей, профсоюзов, политических партий всех направлений – от монархического до большевистского и анархистского. Во Владивостоке печатными органами правого направления являлись газеты «Блоха», «Владиво-Ниппо», «Голос крестьянства», «Русская мысль на Дальнем Востоке» и «Слово». Газетами общедемократического и социалистического направления были «Вечер», «Голос Родины», «Голос студента», «Дальневосточное обозрение», «Меркурий», «Рассвет» и др. Среди коммунистических и прокоммунистических газет выделялись «Красное знамя», «Крестьянская правда», «Уссурийский гудок», «Юный коммунист» и др. Был возобновлен выпуск газеты анархистов «Черное знамя»[15]. В каждом крупном центре ДВР выходило 2–3 газетных издания.

Властные структуры деникинского режима также стремились к развитию газетной прессы. По нашим подсчетам, в регионе выпускалось около 150 газет. Такое значительное распространение прессы в крае во многом объяснялось сложившимися традициями издательского дела. До Октябрьской революции Юг России обладал широкой сетью периодических изданий. По подсчетам Е.Е. Вороновой, в 1900–1917 гг. в регионе издавалось 470 газет, журналов, бюллетеней, сборников. Из них 185 – в Донской обл., 116 – в Кубанской, 120 – в Терской и Дагестанской, 49 – в Ставропольской губ[16].

На белом Юге России было два крупных центра газетной издательской деятельности Донская и Кубанская области. В Екатеринодаре выходило около 20 газет. Среди них «Воля Кубани» – печатный орган Кубанского краевого правительства, «Вестник Верховного круга», «Голос кубанца», «Казак», «Кубанская земля», «Кубанское слово», «Утро Юга» (издавал Союз возрождения), военная газета «Сын Отечества» и др. Издательскими центрами Донской области являлись Новочеркасск и Ростов-н/Дону. Самой крупной из новочеркасских газет были «Донские ведомости».

В Ростове-н/Д выпускалось около 20 газет. Из них выделяются: «Благовест», «Великая Россия», «Донская речь», «Жизнь», «Заря России», «Донская волна», «Народная газета», «Народная мысль», «Огни», «Парус», «Призыв», «Южный край». Одной из самых старых и известных газет этого региона был «Приазовский край». Среди других издательских центров региона следует отметить Киев, Одессу и Харьков, где выходило по 10–15 газет.

На территории, контролируемой войсками Врангеля, газеты выходили во всех крупных городах Крыма и Таврии. Журналист С. Оболенский считал, что их было около двадцати. «Газеты росли как грибы», – вспоминал он[17]. Крупнейшим издательским центром на врангелевской территории был Севастополь. Там выпускалось 9 газет: «Великая Россия», «Вечернее слово», «Военный голос», «Заря России», «Крымский вестник», «Русский вестник», «Царь-колокол» и др. Вторым центром являлся Симферополь, где издавались: «Вечерний курьер», «Время», «Земля», «Крестьянский путь», «Таврический голос» и др.

Северная область была бедна газетными изданиями. Фактически единственным издательским центром области являлся Архангельск, где, по нашим подсчетам, выпускалось 11 газет. Не очень широкое развитие получила газетная пресса в Северо-западной области России и в приволжских губерниях, контролируемых Комучем. Крупнейшим издательским центром на белом Северо-западе являлся Псков, у Комуча – Самара, где издавалось 5–7 газет.

В годы Гражданской войны массами можно было достаточно легко манипулировать. Множество людей в те годы очутилось в условиях неустойчивого и ненадежного существования, а потому испытывали острую потребность в новых эффективных идеях, в новых харизматических лидерах. Одно из главных направлений деятельности политических режимов России того времени заключалось в монополизации газетного дела. Эта монополизация и являлась основой манипулирования социальным поведением людей. Правительственные органы ставили газетные издания под свой контроль, материально поддерживали газетную прессу, пропагандирующую их программу и деятельность, снабжали ее бумагой, обеспечивали типографиями и оборудованием.

Центральный комитет РКП(б) внимательно следил за положением печатных органов большевистских комитетов и активно финансировал издания большевистских газет. В мае-июне 1918 г. секретариат ЦК РКП(б) разослал 218 партийным организациям анкету с вопросами о выпуске ими газетных изданий[18]. В январе 1918 г. на заседании ЦК РСДРП(б) для издания в Москве газеты «Правда» в связи с предстоящим переездом туда советского правительства было выделено 200 тыс. руб.[19] Значительную помощь оказывал ЦК региональной партийной прессе. В письме Таврическому губернскому комитету РСДРП(б) от 10 декабря 1917 г он сообщал, что на издание печатного органа губкома – газеты «Таврическая правда» отпущено 800 руб.[20]

ВЦИК и СНК проявляли постоянную заботу о развитии и совершенствовании советской прессы. Они постоянно оказывали материальную помощь советским большевистским газетам. Так в ноябре 1917 г. Совнарком выделил газете «Деревенская беднота» ссуду в размере 250000 руб.[21] А в июле 1918 г. было принято постановление об отпуске в распоряжение Наркомзема 350 тыс. рублей на издание ежедневной газеты и еженедельного журнала[22].

Местные советы повсеместно оказывали материальную помощь советским газетам. В марте 1918 г. исполком Ковровского совета постановил ежемесячно выделять по 2000 руб. местной советской газете «Рабочий и крестьянин» и по 1500 руб. на распространение иногородних газет по фабрикам и заводам. Президиум исполкома Нижегородского совета 10 марта 1918 г. постановил выдать типографии газеты «Красное знамя» субсидию в размере 10000 руб.[23]

Временное сибирское правительство, Временное Всероссийское правительство и Российское правительство выделяли значительные средства для поддержания официальных и проправительственных газетных изданий. Деятельность официальных газет белой Сибири осуществлялась за казенный счет по смете МВД[24]. Совещание по делам печати регулярно выделяло средства для МВД на ведение агитационной работы и выпуск газет. В июне 1919 г. МВД перечислило управляющему Иркутской губернии 50000 руб. на превращение «Иркутских губернских ведомостей» в еженедельный орган и на увеличение его тиража[25]. В том же месяце Совещание по делам печати отпустило в распоряжение МВД 30000 руб. на поддержку газеты «Амурское утро»[26]. В следующем месяце было выделено 300000 руб. для расширения дела агитации и пропаганды в Енисейской губернии и на помощь газете «Енисейский вестник»[27].

Правительственные структуры подыскивали для официальной газетной прессы полиграфические возможности, снабжали ее бумагой. В середине 1919 г МВД удалось добиться того, что из железнодорожного состава с газетной бумагой, следующего из Владивостока, на нужды официальных газет стали отпускать по одному вагону в Иркутске, Красноярске, Томске, Семипалатинске, Барнауле и Новониколаевске[28]. Общественные организации, налаживающие выпуск местных проправительственных газет, также поддерживались казенными средствами. В октябре 1919 г. Совещание по делам печати постановило ежемесячно выделять просветительскому обществу в Красноярске 20000 руб. на издание газет в уездах Енисейской губернии[29]. Даже в последние месяцы колчаковского режима официальным газетным изданиям продолжала оказываться достаточно солидная финансовая помощь. 24 сентября 1919 г. Совещание по делам печати выделило на помощь газетам 589040 руб.[30]

Под постоянным контролем держали выпуск газетных изданий власти на белом Юге России. Свобода деятельности газет здесь была сильно ограничена, хотя формально и не запрещена. Деникинское правительство оказывало сильное давление на редакции газет, заставляя их придерживаться определенного политического направления в духе главных задач Особого совещания. Оно финансировало официальные и проправительственные издания и обеспечивало их бумагой. Последняя поступала в распоряжение правительственного отдела пропаганды, и тот распределял ее по изданиям «только в достаточной мере послушным»[31]. Такая политика ставила остальные газеты в крайне невыгодное положение. И они вынуждены были следовать идеологическим установкам Особого совещания и «входить с ним в те или иные договорные отношения в целях получения бумаги, либо покупать таковую втридорога», – отмечал в 1920 г «Таврический голос»[32].

Врангелевский режим также стремился превратить газеты в послушное оружие пропаганды своей политики. Используя финансовую зависимость и бумажный голод, правительство белого Крыма подчиняло себе газетную периодику. У редакций выбора практически не оставалось, т.к. из-за дороговизны они с трудом сводили концы с концами. Только цена бумаги в Крыму за три года революции и Гражданской войны поднялась с 3 руб. до 80000 руб. за пуд[33]. Правительство поддерживало газеты правого монархического направления. Это соответствовало его политической линии. «Конечно, преобладание правых газет среди субсидировавшихся правительством не было простой случайностью, – отмечал крымский журналист Оболенский – Ибо если еще можно допустить, что «правые» руки могли творить левую (практическую) политику, то правая голова не могла говорить левые слова»[34].

Большинство изданий Крыма были послушным идейным оружием в руках военной верхушки. Характеризуя врангелевские газеты, руководитель правительственного Отдела печати Г.В. Немирович-Данченко отмечал: «…3/4 крымской печати носило официозный характер большая часть газет вынуждена была пользоваться субсидиями правительства, чтобы как-нибудь свести концы с концами»[35]. Без казенных субсидий и льготного получения бумаги обходились всего несколько изданий. Оболенский называет газеты: «Южные ведомости», и «Ялтинский вестник». Кроме них, более или менее независимую позицию занимали еще севастопольский «Юг России» и симферопольские «Известия крестьянского союза»[36].

На территории Северо-западной области России разрешения на издания давались тем газетам, которые поддерживали политику правительства. Так, командующий псковским районом полковник С.Н. Булак-Балахович разрешил выпуск газет «Возрождение» и «Новая Россия освобождаемая», за то, что они раздували его «мнимые доблести» и замалчивали «все безобразия». Другим газетным изданиям подобное разрешение было получить крайне трудно, а зачастую невозможно. Закрытая советской властью газета псковской интеллигенции «Псковская жизнь» так и не смогла возобновить свою деятельность при власти Временного правительства Северо-западной области России[37]. В Северной области правительство в первую очередь материально поддерживало «Вестник ВПСО», освобождало от службы в армии сотрудников его редакции. Когда, к примеру, потребовалось освободить от призыва сотрудника газеты А.И. Попова, правительство в качестве исключения пошло на это[38].

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16

сайт копирайтеров Евгений