Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16

С осени 1918 г. началось увеличение числа совместных советско-партийных газетных изданий и сокращение периодики комитетов РКП(б). Однако газетная периодика большевистских комитетов до конца Гражданской войны являлась одной из самых стабильных групп прессы. Даже, несмотря на сокращение темпов роста, она все равно количественно увеличивалась и, если к декабрю 1919 г. насчитывалось 59 газет большевистских комитетов, то через год их было 94[89]. В общем, с октября 1917 г. по конец 1920 г. вышло 470 партийных газет. Больше всего газет издавалось в Центральном промышленном районе, на Урале и Украине, где насчитывалось 270 наименований[90].

Достаточно большой была большевистская легальная печать на территории Дальневосточной республики. 8 февраля 1920 г. вышел первый после падения колчаковского режима легальный номер «Красного знамени», который со следующего месяца стал органом Дальневосточного краевого и Приморского областного комитетов РКП(б). Летом 1920 г. дальневосточные большевики начали издавать массовую крестьянскую газету «Крестьянская правда». В Чите в апреле 1920 г. начал издаваться орган Дальбюро ЦК РКП(б) и Дальревкома, газета «Дальневосточная правда». В Хабаровске с 20 февраля начинает выходить газета «Коммунист» – орган хабаровского районного и городского комитетов РКП(б). Партийная организация г. Имани стала издавать газету «Рабоче-крестьянская правда». В начале марта в Верхнеудинске стала выпускаться газета «Рабочий и крестьянин Прибайкалья». В январе 1920 г. началось издание большевистской газеты на Сахалине – «Вестник острова Сахалин». Газета выходила вплоть до оккупации острова японцами в апреле 1920 г.

К печатным органам РКП(б) тесно примыкает пресса комсомольских организаций. Она находилась под пристальным контролем большевистских организаций и пропагандировала их политику. Зарождение комсомольской газетной прессы относится к 1918 г. Но ее становление как самостоятельного вида приходится на 1920 г. В это время было издано 162 наименования комсомольских газет. Основным типом комсомольских газет были республиканские, губернские и областные издания. Их количество достигало 92 наименований. До начала 1921 г. было выпущено 180 наименований комсомольских газет[91].

В связи с тем, что комсомольским организациям было очень трудно организовать выпуск собственных газет, в центральных и региональных большевистских газетах были организованы странички «Красная молодежь» для публикации материалов о комсомоле и молодежи. Большинство уездных и городских комсомольских органов имели свои «странички» в советских и большевистских газетах. Странички готовились комсомольскими комитетами при помощи и под контролем комитетов РКП(б). В 1920 г. такие странички появились и в большевистских газетах Дальневосточной Республики. Дальневосточное бюро ЦК РКП(б) обязало редколлегии партийных газет еженедельно предоставлять место для этих рубрик. Кроме газет РКП(б), странички начали печататься в газетных изданиях народно-революционных комитетов ДВР: «Амурская правда» (Благовещенск), «Голос трудящихся» (Хабаровск) и др.

Лидирующую роль среди газетных изданий политических партий на территории антибольшевистской России играли органы печати кадетов. Значительная часть кадетских изданий выходила в белой Сибири, на Урале и Дальнем Востоке. Кадеты в период от февраля к октябрю имели в Сибири 36 изданий[92]. После установления советской власти они были закрыты. Летом 1918 г. они возродились. Практически во всех городах Сибири выходили газеты партии народной свободы. Однако очень немногие кадетские газеты открыто указывали свою партийную принадлежность.

Официальным органом сибирских кадетов была газета «Наша мысль». Она выходила как печатный орган областного комитета партии народной свободы. Третья конференция сибирских кадетов в августе 1918 г. объявила «Нашу мысль» руководящим партийным изданием всех сибирских комитетов партии. Но общесибирской газета не стала. Ее информация касалась только деятельности Томского губернского комитета партии кадетов. Общесибирским кадетским органом, вокруг которого группировались сибирские либералы, стала газета «Сибирская жизнь» (Томск). Она являлась выразителем наиболее правого направления сибирского областничества. Газета была одним из наиболее информированных изданий. Количество ее сотрудников превышало 200 человек. Собственные корреспонденты этого органа печати имелись не только в крупных городах, но даже и в некоторых волостных центрах. Рупором сибирских кадетов, стоящих на самых правых позициях, являлась газета «Сибирская речь». Газета издавалась омским комитетом партии народной свободы и участвовала в формировании «большой» политики правительств белой Сибири. Газета получала значительные денежные суммы от колчаковских властей.

Кроме Омска, органы печати кадетов и примыкавших к ним политических организаций выходили также: в Тобольске – «Сибирская речь», в Барнауле – «Народная свобода», в Семипалатинске – «Свободная речь», Бийске – «Алтай», Новониколаевске – «Русская речь», Петропавловске – «Приишимье», Томске – «Наша мысль», Красноярске – «Свободная Сибирь», Иркутске – «Свободный край», «Сибирский курьер».

Газеты кадетского направления составляли основу газетной прессы белого Юга России. В число этих изданий входили многие газеты, организованные журналистами и политическими деятелями, бежавшими из советской России. Среди них выделялись: «Великая Россия», «Маяк», «Новое время», «Русское время» и т.д. Характеризуя направленность данных изданий, Энгельгардт писал: «”Свободная речь”, прямая наследница былой милюковской “Речи”, была органом Национального центра. “Россия”, в дальнейшем переименованная в “Великую Россию”, отражала воззрения умеренных монархистов. Руководил ею Н.Н. Львов, одно время сотрудничал в ней Шульгин, с нею были связаны деятели Совета государственного объединения. Газета поддерживала Добрармию, позволяла себе легкий монархический уклон... “Вечернее время”, наследница суворинской газеты того же названия, под редакцией сотрудника “Нового времени” Ксюнина, придерживалась, как и ее прародительница, правительственной линии. Тот же характер носили “Маяк”, “Русское время”, “Черноморская газета”»[93].

В регионах, контролируемых другими небольшевистскими политическими силами, кадетская пресса получила меньшее развитие. В РСФСР она была запрещена в первую очередь.

Одним из самых многочисленных отрядов партийной газетной периодики являлись издания мелкобуржуазных партий и, прежде всего, меньшевиков и эсеров. Больше всего эсеровских и меньшевистских газет издавалось на территории белой Сибири в 1918 г. после свержения там советской власти и до колчаковского переворота, когда меньшевики и эсеры были лидирующими политическими силами белого Востока России. Пресса мелкобуржуазных партий была не только самой многочисленной, но и самой противоречивой, отражавшей существование разных направлений и течений в среде мелкобуржуазных политических организаций. Сначала власти не преследовали эсеровские и меньшевистские издания. Позднее печать меньшевиков и эсеров попала в жесткие цензурные рамки и зачастую вынуждена была скрывать свое политическое лицо под маской беспартийности.

Органом Всероссийского комитета эсеров была газета «Голос народа». В качестве официальных губернских органов партии эсеров издавались: в Иркутске – «Борьба», в Красноярске – «Знамя труда», в Тобольске – «Земля и воля», в Томске – «Наш голос», в Барнауле – «Наш путь», в Омске – «Дело Сибири». Омская газета «Дело Сибири» в 1918 г. выходила под названием: «Дело труда», «Понедельник», «Путь Сибири». Эсеры имели сеть своих газет в городах и уездах. Такими газетами являлись: в Минусинске – «Знамя труда», в Бийске – «Думы Алтая», в Тюмени – «Народовластие», в Енисейске – «Новый путь» и др. На крайне правых позициях стояли эсеровские газеты «Понедельник» (Томск) и «Труд» (Минусинск).

Центральным изданием сибирских меньшевиков считалась газета «Заря», издававшаяся Бюро сибирских организаций РСДРП в Томске. Решение об издании общепартийной краевой газеты было принято на Всесибирской конференции социал-демократических организаций, состоявшейся во второй половине августа в г. Томске[94]. Органы печати РСДРП издавались также: в Тобольске – «Тобольский рабочий», в Тюмени – «Рабочая жизнь», в Барнауле – «Алтайский луч», в Красноярске – «Дело рабочего», в Иркутске – «Дни» и т.д. Некоторые из них, как, например, красноярская газета «Дело рабочего» являлись совместными изданиями губернского и городского комитетов партии.

Источники финансирования эсеровских и меньшевистских газет составляли членские взносы, средства кооперативов, профсоюзов и земств.

Эти издания были менее богатые, чем кадетские. Иногда усилия и средства местных партийных комитетов почти полностью уходили на выпуск органа печати. Так, например, на совещании представителей организаций эсеров Енисейской губернии, состоявшемся 15–17 июля 1918 г., делегат из Минусинска сетовал, что на издание газеты «Знамя труда» уходят почти все партийные деньги[95].

На территории Сибири выходили коалиционные издания эсеров и меньшевиков. Как правило, они выпускались на средства сибирской кооперации. Эти газеты называли себя либо независимыми, либо изданиями «объединенных социалистов». Данная группа представлена газетами: «Сибирь» (Иркутск), «Дело» (Иркутск), «Народная Сибирь» (Новониколаевск), «Заря» (Омск), «Тобольское народное слово» и др. Органы печати ПСР и РСДРП наиболее последовательно и полно выражали позицию сибирских социалистов по основным вопросам политики того периода, активно выступали за демократию, Учредительное собрание, за созыв областной думы, усиленно пропагандировали идею народовластия.

Свободно издавались эсеровские и меньшевистские газеты на территории Комуча. В Самаре и Уфе выходили: «Голос рабочего» (Уфа), «За свободу» (Самара), «Народная жизнь» (Уфа). На территории, контролируемой деникинскими армиями, эсеровская и меньшевистская пресса преследовалась и была слабой и немногочисленной. В число наиболее крупных газет этой ориентации входили: «Знамя» (Харьков), «Парус» (Ростов-н/Дону), орган севастопольского и крымского областного комитета РСДРП «Прибой»; газета главного комитета РСДРП на Украине «Путь рабочего» (Киев) и т.д.

В РСФСР печатные органы меньшевиков и эсеров выпускались в 1917 – первой половине 1918 г. В Москве и Петрограде выходили: центральные эсеровские газеты: «Дело» (Москва) и «Воля народа» (Петроград), «Рабочая газета» – орган Организационного комитета и Петроградской организации меньшевиков, «Вперед» – орган Московского комитета и ЦК РСДРП, «Искра» – орган меньшевиков-интернационалистов, «Новая жизнь» – издание группы социал-демократов интернационалистов, объединившимися вокруг журнала М. Горького «Летопись». Среди региональных меньшевистских и эсеровских газет РСФСР выделялись: «Наш голос» (Харьков) – орган главного комитета РСДРП на Украине, «Знамя труда» – орган Киевской областной и городской организаций РСДРП, «Рабочая жизнь» – орган Киевского комитета и Киевского областного комитета РСДРП(О), «Рабочее дело» (Ростов-н/ Дону) – орган Донского областного центра и Донского комитета РСДРП, «Воля и земля» – издание Самарского комитета эсеров, «Воля народа» – печатный орган Костромского губкома эсеров, «Воля» – газета Сарапулского (Пермская губ.) эсеровского комитета).

До левоэсеровского мятежа в РСФСР выходили газетные издания левых эсеров. Так, в Минусинске издавалась газета «Земля и воля», В Иркутске – газета «Трудовой народ». Последняя являлась печатным органом иркутской левоэсеровской группы и фракции этой партии при Центросибири. С июня 1918 г. там стала выходить газета «Свободное слово».

После свержения власти Колчака, на территории Дальневосточной республики появилось большое количество мелкобуржуазной газетной прессы, представляющей партии эсеров, левых эсеров, меньшевиков, анархистов и т.п. Особенно много было левоэсеровской прессы. В городах Дальнего Востока выходили: «Слово» (Владивосток), «Голос Родины» (Владивосток), «Уссурийская жизнь» (Владивосток), «Свет» (Харбин), «Родной голос» (Харбин). Среди эсеровскихх газет этого региона выделялись: «Дело народа», «Наше слово» (Хабаровская организация эсеров), «Воля», «Крестьянская воля», «Народное дело», «Труд», «Знамя максималиста», «Наш голос», «Знамя труда», «Свободная мысль», «Волна» (Хабаровск), «Народная газета» (Никольск-Уссурийск), «Крестьянский труд» (Верхнеудинск), «Вольная мысль» (Чита) и др.

Газетные издания других партий (народных социалистов, анархистов и т.д.) были очень немногочисленными и не оказывали заметного влияния на общественную жизнь России.

Небольшой процент российской газетной прессы представляют издания неполитических общественных организаций. Среди них выделяется пресса профсоюзов, молодежных объединений и русской православной церкви. В советской России функционировало небольшое количество профсоюзных газетных изданий. К пяти профсоюзным газетам, начавшим выходить еще до революции, в первые восемь месяцев после установления большевистской власти прибавилось 28 газет. Всего в первой половине 1918 г. профсоюзы имели 30 газет[96]. Из 18 профсоюзов, местные организации которых выпускали периодику, 11 вели издательскую деятельность вне Москвы и Петрограда. Ими издавалось 18 газет. Однако позднее в связи с военными действиями и усилившимся бумажным голодом началось сокращение профсоюзных изданий, пик которого пришелся на второе полугодие 1919 г., когда выходило всего 48 профсоюзных газет и журналов[97]. С 1920 г. число профсоюзных периодических изданий в РСФСР снова начинает расти. Это объяснялось восстановлением профессиональных союзов на занятой Красной армией территории. По подсчетам В.А. Федоренко, во втором полугодии 1920 г. профсоюзы располагали 136 газетами и журналами[98]. Центральная профсоюзная печать (издание ВЦСПС и ЦК союзов) имела в своем составе 5 газет[99].

Местная профсоюзная печать была представлена областными, республиканскими, губернскими, межсоюзными и отраслевыми изданиями. Самостоятельно в конце 1920 г. советами профсоюзов издавалось 14 газет.

Газеты были в основном еженедельными, а 2 – двухнедельными[100]. Наибольшее количество газетных изданий имели губотделы профсоюзов железнодорожников и водников. Они издавали 3 ежедневных газеты (В Петрограде, Саратове и Киеве), одну, выходившую 2 раза в неделю (Омск), 7 еженедельных (в Курске, Самаре. Киеве, Ростове-н/Дону, Томске. Одессе и Баку) и др.[101].

В РСФСР издавались также профсоюзные газеты, находящиеся под влиянием меньшевиков. Среди подобных изданий выделялась газетная периодика профсоюза печатников. В 1918 г. в Москве и Петрограде выходили газеты, имевшие подзаголовок: «орган Московского профсоюза рабочих печатного дела» и «орган Петроградского союза рабочих печатного дела». Это были издания: «Утро Москвы» и «Вечер Москвы», «Утро Петрограда» и «Вечер Петрограда». Несколько позднее в Москве дважды в неделю выходила «Газета печатников», являвшаяся органом Московского профсоюза рабочих печатного дела. Эти издания существовали недолго, поскольку советская власть их закрывала.

Профсоюзные газеты выходили и на территории небольшевистских режимов. Особенно много таких газет выпускалось в белой Сибири. По неполным данным, во второй половине 1918–1919 гг. в Сибири выходило 10 газет, принадлежащих профсоюзам. Профессиональная пресса Сибири была представлена в основном газетами меньшевистского толка. К сибирским профсоюзным меньшевистским газетам относились: «Железнодорожник» (орган рабочих и служащих Томской железной дороги), «Сибирский судоходец» (орган Союза судоходных служащих и рабочих речных районов Западной Сибири), «Рабочее знамя» (Томск), «Рабочий путь» (Омск) и др. В ряде профессиональных газет белой Сибири большую роль играли социал-демократы интернационалисты, и даже большевики. Наиболее заметна роль большевиков была в газете «Рабочее знамя», выходящей с 26 июня по 4 авг. 1918 г. Газета являлась печатными органом Томского городского совета профсоюзов. Она довольно резко критиковала политику сибирских правительств. Профсоюзные газеты находились в чрезвычайно тяжелом положении. Примерно через 2–3 месяца после выхода первого номера они закрывались властями[102].

Церковная печать в период революции и Гражданской войны насчитывала сравнительно небольшое число газет: советская власть активно закрывала церковные издания. Из изданий, выходивших при антибольшевистских режимах, лучше других была представлена церковная пресса белой Сибири. За время с июля 1918 по конец 1919 гг. ее представляли: «Известия Омской епархии» – официальный орган Омской епархии, «Енисейские епархиальные ведомости», «Тобольские епархиальные ведомости» и др. В Барнауле издавался «Сибирский старообрядец», в Иркутске – газета «Голос церкви». В Красноярске выпускались: орган «общественной христианской мысли» газета «Общее дело» и газета «Енисейские епархиальные ведомости». Наряду с церковными проблемами в этих газетах публиковались статьи по вопросам текущей политики, как правило, монархической ориентации. Общественную позицию отличную от других церковных газет занимало «Общее дело». Оно заявило себя как орган общественно-христианской мысли, и выражала откровенные симпатии социалистической идее.

Отдельную группу российской газетной прессы представляли кооперативные издания. Они выходили в РСФСР, на белом Юге России, в пределах Северной и Северо-западной областей России. Особенно много кооперативных газет издавалось в Сибири после свержения там советской власти. Данное положение объясняется широким развитием кооперации в этом регионе. В начале 1919 г. в условиях Гражданской войны кооперация продолжала охватывать 62,5% всех крестьянских хозяйств и 50,6% всего населения края[103]. Кооперативная газетная пресса региона была представлена органами печати общесибирских, губернских, и местных союзов. Сибирская кооперация располагала собственной полиграфической базой, запасом бумаги, краски и всем необходимым для выпуска повременных изданий. Например, сибирская закупсбыткооперация имела большую типографию – 8 печатающих машин и 150 человек обслуживающего персонала. В число сибирских кооперативных газет входили: «Единство» (Петропавловск), «Алтайская мысль» (Барнаул), «Алтайский край» (Бийск), «Каменская мысль» (Каменск), «Народное дело» (Красноярск), «Наша деревня» (Минусинск), «Известия Семипалатинского союза кооператоров» (Семипалатинск), «Северосоюз» (Усть-Иртыш), «Томский кооператор» (Томск)[104]. Почти все российские кооперативные газеты носили экономический, общественно-политический и литературный характер.

Особое место среди газетных изданий в Гражданскую войну занимали газеты партизан. Наиболее значительную группу данных изданий представляют собой газеты Сибири и Дальнего Востока. Практически в каждом повстанческо-партизанском районе Сибири выходили газеты. Из известных партизанских газет более половины готовились на пишущих машинках или гектографах. Печатались они в землянках, подвалах и везде, где позволяли условия. Бумагу доставали через подпольщиков из городских типографий и со складов. По подсчетам исследователя Н.С. Ларькова, в Сибири выходило 12 партизанских изданий[105]. Среди них: «Вестник партизан», «Забайкальский клич», «Известия штаба 3-го корпуса» (Камень), «Известия» Шиткинского и Тасеевского военно-революционных штабов, преобразованные в «Военные известия» Армейского совета Северо-Канского фронта, «Знамя борьбы и труда» (4-ый Крестьянский корпус алтайских партизан), «Красная армия» (Восточно-сибирская партизанская армия), «Красный клич» «Крестьянская правда», «Соха и молот» и др. Возникали они, как правило, на базе советских и большевистских газет, эвакуированных в тайгу после свержения советской власти. Продолжительность существования партизанских газет была различной. Если «Знамя борьбы и труда» и «Красная армия» выходили всего 1–1,5 месяца, то такие газеты, как «Известия» Шиткинского и Тасеевского военно-революционных штабов вместе с «Военными известиями» Армейского совета Северо-Канского фронта, издавались практически в течение всего 1919 г.

Одной из самых интересных групп газетных изданий в годы Гражданской войны были крестьянские газеты. Они сыграли важную роль в истории России этого периода. Через них властные структуры политических режимов стремились оказывать воздействие на настроения самой многочисленной части населения России  крестьянства и завоевывать его доверие. Крестьянские газеты издавали практически все политические режимы. В советской России такие газеты издавались повсеместно и на всех уровнях (в столице, губерниях и уездах) и под разными названиями: «Крестьянин-бедняк», «Крестьянин-коммунист», «Крестьянская беднота», «Крестьянская газета», «Крестьянская жизнь», «Крестьянская правда» и т.д. Наиболее крупными советскими крестьянскими газетами были два центральных издания: «Беднота» и «Голос трудового крестьянства», а самой известной крестьянской газетой в годы Гражданской войны была, пожалуй, газета ЦК РКП(б) «Беднота».

Крестьянские газеты печатались повсеместно и на территориях, занятых белыми армиями. Они выходили под однообразными названиями: «Крестьянская воля», «Крестьянская газета», «Крестьянская жизнь», «Крестьянский вестник», «Крестьянский путь», «Крестьянское дело» и т.п. География белогвардейской крестьянской прессы обширна: на севере и востоке это – Омск, Иркутск, Владивосток, Челябинск, Красноярск, Новониколаевск, Уфа, Татарск, Орск, Чита, Тобольск; на юге и западе – Симферополь, Чернигов, Ростов-н/Дону, Харьков, Мелитополь, Одесса, Новороссийск. Часть газет являлись органами сельскохозяйственной кооперации, другая часть – органами земских управ и крестьянского союза России. Третьи выпускались партией эсеров. Интересны лозунги, под которыми издавались газеты. Они являлись, как бы, программой действий их издателей: «Нам нужна национальная крестьянская Россия», «Крестьянство – основа России», «Крестьянство – оплот порядка», «Вся власть Учредительному собранию», «Вся власть, вся земля всему народу».

Большое внимание изданию крестьянских газет уделяли в белой Сибири. Временное сибирское, Временное Всероссийское и Российское правительства много работали над тем, чтобы охватить агитацией сельские районы. Дело информирования деревни считалось настолько важным, что весной 1919 г Совещание по делам печати поддержало предложение МВД о реорганизации работы губернских и областных ведомостей в целях лучшей пропаганды среди сельского населения. Но при этом Совещание выдвинуло следующие условия: информирование сельского населения должно производиться изданием в виде особого номера газеты, выходящего примерно 3 раза в неделю «доступного и интересного для сельского среднего читателя». Эти издания должны состоять из: распоряжений правительства, которых «необходимо знать сельскому люду», агентских телеграмм, официальных сообщений с фронта, известий из политической и общественной жизни иностранных государств «в сжатой, но доступной форме», статей информационного характера, сведений, касающиеся местной жизни и другого материала, «чтение которого может заинтересовать сельского читателя»[106].

Антибольшевистские правительства Сибири стремились создать печатный орган специально для крестьян. В циркуляре МВД управляющим губерниями и областями от 12 апреля 1919 года говорилось о намерении министерства создать в регионах издания ежедневных бюллетеней, «где должны помещаться агентские телеграммы и важнейшие распоряжения правительства, касающиеся деревни»[107]. Создаваемую крестьянскую периодику правительственные структуры поддерживали казенными средствами. В справке начальника отделения по делам печати Департамента общих дел МВД управляющему министерства подчеркивалась настоятельная потребность материально поддержать красноярскую газету «Сельская жизнь» «т.к. издание ее наряду с официальным изданием “Енисейского вестника” будет преследовать одни и те же цели, но уже под флагом общественности»[108].

Однако надо отметить, что успехи в создании крестьянских газет у небольшевистских правительств были менее убедительными, чем у большевиков. Такое положение означало, что белые правительства оказывали менее интенсивное идеологическое воздействие на крестьянство и не могли активно манипулировать его поведением в антибольшевистском духе.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16

сайт копирайтеров Евгений