Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20

В современной российской журналистике существует несколько типов расследовательских структур. Все СМИ, с определенной оговоркой, можно разделить на те, которые публикуют и не публикуют расследования. Это замечание существенно как для периодической печати, так и аудиовизуальных средств массовой информации. Расследовательские публикации можно увидеть в большинстве многотиражных отечественных газет (авторы журнальных изданий к этому жанру обращаются реже). К изданиям, избегающим публикации расследований или печатающим их очень редко, в первую очередь относятся газеты и журналы, которые включают себя в разряд качественных.

Практически не занимаются расследовательской тематикой также СМИ, которые считают себя прежде всего источниками оперативной (и чаще – деловой) информации для своей аудитории («Время новостей», «Экономика и жизнь» и др.). Но есть и другие причины, по которым то или иное СМИ не связывается с журналистскими расследованиями. Дело в том, что они являются как бы «высшим пилотажем» в журналистике. Одно хорошее выступление такого плана может прославить автора и издание. Но не каждый журналист способен подготовить его, так как при расследовании необходимо «прорабатывать» большой объем фактического материала, продумывать и проверять различные версии и тому подобное, что делает его для многих делом неподъемным.

Кроме того, главные редакторы, учредители или владельцы СМИ иногда просто боятся таких публикаций. Ведь расследование, как правило, задевает интересы сильных мира сего. Помимо этого, оно требует много времени для подготовки. Редактор же не всегда может (особенно если в редакции кадры – наперечет) оторвать опытного сотрудника для подготовки подобного материала. А неопытный может просто-напросто не разобраться в сложном деле и навлечь на редакцию неприятности. Очевидно, по этой причине, например, в региональной, местной прессе, как показывают наблюдения, журналистские расследования составляют вряд ли больше одного-двух процентов от общего числа всех публикаций.

Однако в некоторых СМИ журналистские расследования выступают в качестве «гвоздевых» публикаций и служат украшением полос или телепрограмм. Ряд изданий полностью пронизывает «дух расследовательства», и значимость их для читателей заключается именно в этой нацеленности на разоблачения, выявление всех и всяческих тайн. Именно это и позволяет называть такого рода издания «расследовательскими». Конечно, утверждать, что они полностью отдают свои полосы под такие материалы, было бы большой натяжкой. Хотя о «расследовательском тоне» изданий как предопределяющем их характер говорить вполне возможно.

«Звездами» авторитетной расследовательской журналистики в сфере периодической печати можно считать «Совершенно секретно», «Версию», «Новую газету», «Ваш тайный советник», «Stringer» («!») и некоторые другие. На счету этих изданий (к счастью, не всех) несколько громких судебных дел национального масштаба и трагически погибшие журналисты, которые занимались расследованиями. Посмотрим, как реализуется в них установка на статус «расследовательской журналистики».

в начало главы << >> в начало

«Совершенно секретно» и «Версия»

Эти издания входят в холдинг «Совершенно секретно» (ему принадлежит и ТВ с одноименным названием. Основное издание холдинга – газета «Совершенно секретно». В заголовочном комплексе сообщается, что она является международным ежемесячником и основана известным писателем Юлианом Семеновым в 1989 году. После его смерти особую роль в становлении расследовательской журналистики на страницах газеты сыграл Артем Боровик. Почему данный вид деятельности он считал важным для журналистов? Ответ на этот вопрос дан в интервью, которое взяла у него Наталия Попова (ТВ Парк. 1999. № 6):

«У нас совершенно не работают правоохранительные органы, прокуратура, судебная система, милиция. Расследования, которыми должны заниматься эти структуры, вынуждены брать на себя СМИ. А средство борьбы у прессы одно – гласность, информированность».

Работу холдинга «Совершенно секретно» Артем строил на нескольких четких принципах:

Во-первых. Нужно иметь много информации, чтобы, получив ее, читатель или телезритель размышлял, что гораздо важнее, сам. Комментарии журналистов ни в коем случае не должны носить менторского характера. И лучше, чтобы в количественном отношении фактология преобладала над комментарием.

Во-вторых. В любом материале должна быть эксклюзивная информация. Пусть только один факт, деталь, но – уникальная. По мнению Рустама Арифджанова, главного редактора газеты «Версия», Артем Боровик обладал способностью выуживать подобную информацию из всего – «гула улиц, кулуарных разговоров, доверительных бесед, вороха иностранных изданий, которые он привозил из зарубежных поездок». Это – своего рода талант, дар, без которого журналист не может работать в жанре расследования. Источники информации всегда нужно хранить в секрете. Таков опять же закон жанра.

В-третьих. Важнейшее требование, которое обязан выполнять каждый расследователь, работающий в холдинге «Совершенно секретно», – «проверь по своим источникам». Информация должна быть подтверждена сведениями как минимум из двух источников. Лучше, если они будут из разных – политических, экономических и прочих – сфер. Это гарантия от провокаций, «слива», попыток попросту использовать журналистов. Юридическая сторона дела, всегда немаловажная, в журналистском расследовании – едва ли не самое главное. А потому занятому им журналисту следует обращать особое внимание на соблюдение законности, заботиться, кроме всего прочего, и о собственной юридической безопасности, чтобы материал не обратился, как это нередко случается, против него самого: ведь известно, что наилучший способ защиты – нападение. Чтобы избежать этого, необходимо вести дело грамотно, не боясь погрязнуть в юридических тонкостях. Нелишним бывает и привлечение к работе квалифицированных юристов. После опубликования расследования автору часто требуется помощь адвоката, если «герои» материалов, пытаясь защитить свое «доброе», лишь «поруганное» журналистом имя, обращаются в суд.

В-четвертых. Использование документов (хотя это играет огромную роль в расследованиях) обязательно должно быть дополнено «полевой работой», личными наблюдениями, участием. Ведь важно передавать «вкус и цвет» происходящего. Иначе материал получается «неживой».

Журналистика – профессия «ходячая», как бы ни помогали компьютеры, Интернет. Только сообщение с места событий, некоторая репортажность способны оживить расследование, сделать его наглядным. Бесконечное нанизывание голых фактов, приведение документальных доказательств – все это в итоге притупляет внимание читателя.

Нельзя забывать, что многие читают газеты еще и с целью развлечься. Сделать выступление увлекающим читателя может то, что называется «детективностью» изложения. Напитать ею текст помогает именно личное участие журналиста в деле, создающее «эффект присутствия».

Артем Боровик трагически погиб, но и по сей день оставшиеся в строю «опекуны» его издательского детища придерживаются провозглашенных им принципов.

Первая полоса газеты «Совершенно секретно» целиком посвящена анонсам наиболее интересных статей номера. На 2–3-й страницах помещена реклама (ее много). На 4-ой и 5-ой полосах под рубрикой «Расследование», как правило, появляется «коронный» материал номера. 6–7-я страницы отведены материалам рубрики «Закулисье», 8-я и 9-я – темам «Деньги и власть», 10–11-я содержат «Скандалы», 12-я и 13-я публикуют «Точку зрения», 14–15-я идут под опознавательным знаком «Сенсация». Как видно, газета организована так, что каждая рубрика занимает один, а самая значимая – «Расследование» – два газетных разворота. На 16 полосе находится традиционная рубрика «Вихри врачебные». Восьмиполосное приложение «Жизнь без лекарств» составляет сердцевину газеты и носит подзаголовок «Вестник ортомолекулярной медицины». Рубрика «Курьезы» занимает 25-ю страницу. Следующие четыре отданы рубрике «Звезды под звездами». Здесь, как правило, помещаются интервью с наиболее известными людьми. 30-ю и 31-ю полосы занимают «Криминальные истории»; 32-ю и 33-ю – «Спорт»; 34-ю и 35-ю – «Экспедиция “Клад”»; 36-ю, 37-ю и 38-ю – традиционный «Экспресс-детектив», а также развлекательные материалы: «Игротека», «Крим-кроссворд», «Шестерка». Последний разворот составляют «Прогнозы». Иногда рубрики обновляются и меняются местами.

Они имеют общую черту, заявленную уже в самом названии газеты, – «секретность». Ежемесячник делает упор на то, чтобы каждый его материал содержал не известные доселе факты, любопытные уже хотя бы потому, что до сих пор они держались в тайне и были недоступными для многих. Эксклюзивность, уникальность сведений, как уже говорилось, – характерная для журналистского расследования особенность. А потому можно утверждать, что большинство публикаций в газете если и не являются чистым расследованием, то содержат многие его элементы. Причем достаточно специфичные. Так, под рубриками «Закулисье» публикуются политические расследования, «Деньги и власть» – экономические, «Скандалы» – спортивные, «Точка зрения» – медицинские. Некоторые публикации больше тяготеют к жанру исследования. Например, в статье «Спас Нерукотворный» (под рубрикой «Сенсация») рассказывается о том, что в Карачаево-Черкесской АО нашли древнюю икону Спасителя. Большую часть статьи занимает исторический экскурс. Сенсация обнаруживается в самом начале и, следовательно, не требует специального расследования. «Секретность» рубрики «Звезды под звездами» заключается в том, что в интервью ее герой раскрывает неизвестную читателям сторону своей биографии.

А «изюминкой» всегда выступает самый объемный материал номера (на две полосы) под центральной рубрикой «Расследование». Так, в № 12 за 2000 год это была публикация обозревателя «Совершенно секретно» Владимира Иванидзе под названием «Виражи в деле Гусинского» о судьбе не только олигарха-медиамагната, но и его концерна «Медиа-Мост», волнующей (по разным причинам) общество не меньше, чем важнейшие политические события. Статья написана по всем канонам жанра журналистского расследования. Автор использует хронологически последовательное изложение фактов, когда читатель постепенно вводится в курс дела и становится свидетелем того, как разворачивается мысль журналиста, не торопящегося делать поспешные выводы. В. Иванидзе может приостановить повествование, чтобы привести пример, проводит параллели сразу с несколькими уголовными делами, расширяя кругозор читателя.

Свидетельством беспристрастности и правдивости автора служит его заверение в том, что он двенадцать дней непосредственно наблюдал за процессом и по ходу его стенографировал. В. Иванидзе не дает оценок и занимается лишь констатацией фактов, дополняя их колоритными репортажными деталями. Все это позволяет читателю ощутить некоторую сопричастность к расследованию. Рассуждая о происходящем, журналист ставит множество риторических вопросов, оставляя читателю простор для самостоятельных ответов. Многие предложения в тексте обрываются многоточием – читатель вправе додумывать сам. В. Иванидзе демонстрирует компетентность в истории СМИ, объясняя действия телекомпании CNN во время «Войны в заливе».

Не обходится и без сенсаций, до которых, как известно, читатель охоч. Журналист рассказывает о том, что Гусинский подозревается в незаконном получении израильского паспорта (дело «Русский романс»), что им приобретена немалая доля акций израильских СМИ и т.д. При этом автор не забывает указать на конфиденциальность источников информации: «...Судя по анонимным утверждениям чиновников...», «Когда рапорт был уже опубликован, один из его создателей позвонил мне из Лондона» (кто – предусмотрительно не указывается) и т.д.

Данное журналистское расследование можно считать типичным для этого издания, заключающим в себе эталон расследований на страницах всех изданий холдинга «Совершенно секретно» (актуальность, насыщенность информацией, уникальность сведений, отсутствие менторского тона, объективность, тонкие литературные приемы, четкость композиции).

Однако нельзя сказать, что журналистов «Совершенно секретно» интересуют только проблемы насущного дня. Они часто обращаются к делам давно забытым, архивным. А. Боровик любил повторять, что хороша та тема, которая не устаревает: «Настоящий материал не имеет срока давности». Например, именно Артем подал одному журналисту идею написать статью о том, что перестройка родилась в КГБ, и на этот счет существовал «план Андропова». Так появилась нашумевшая статья «Голгофа», а затем и посвященная ей телепередача «Совершенно секретно». Казалось бы, актуальности никакой, а налицо явное умение разглядеть в «старой» теме «взрыв», который всегда привлекает читателя и вызывает большой резонанс.

Итак, можно выделить две типичные для «Совершенно секретно» группы расследований: в первую попадают те, которые пишутся на темы, актуальные на сегодняшний момент; во вторую – «не имеющие срока давности» (исторического плана).

Второе по важности издание холдинга – газета «Версия». В заголовочном комплексе сообщается, что еженедельник основан А. Боровиком в 1998 году, издается тиражом 231200 экземпляров и публикует в основном на своих страницах расследования, характер которых – осознанно или нет, но запечатлен в самом названии газеты. Оно дает определенное и довольно точное представление о реальных возможностях современных российских журналистов в проведении расследований. А возможности эти очень часто далее построения версий по поводу тех или иных ситуаций не простираются.

Первая полоса «Версии» обычно полностью отдается под анонсы наиболее значимых материалов номера, на которые, по мнению редакции, читателям следует обратить особое внимание. Вторая-третья полосы отведены под традиционную рубрику «Чрезвычайная ситуация». Здесь представлены материалы политического характера, посвященные так называемым sos-ситуациям (проблемам), которые требуют немедленного решения. Это, с одной стороны, «крик», обращенный к обществу, к его мнению, с другой – вызов правительственным кругам, их политике.

Четвертая полоса – рубрика «Московский шепот» с подрубрикой «Слухи и прогнозы». Вниманию читателей представляется 5–6 заметок. В них редакция воздерживается от утверждения конкретных фактов, что и было заявлено в подрубрике. Каждый материал начинается со слов «Говорят, что...». Например:

«Говорят, что в России начались испытания суперподлодки»; «Говорят, что военных лишат всех льгот» и т.п.

Интересно отметить, что газета имеет две главные рубрики – «Секретная политика» (5-я, 6-я, 7-я, 12-я и 13-я полосы) и «Страшная жизнь» (15-я, 16-я, 17-я, 18-я и 19-я полосы). Это самые обширные и полностью посвященные расследованиям рубрики. Каждая специализируется на своем роде расследований:

«Секретная политика» – политическая сфера;

«Страшная жизнь» – криминальная.

Здесь, как правило, помещают «коронные» материалы, анонсы которых можно прочитать на 1-й полосе. Например, часто печатаются Сергей Золовкин (политические расследования), Ирина Чернова (криминальные). На 8-й полосе в рубрике «Ультра» помещаются материалы, посвященные теме молодежи, ее проблемам, с которыми тоже часто выступает Марина Латышева (публикации о подростковых группировках скинхедов в России и др.). На 9-й и 11-й полосах расположена рубрика «Регионы в огне», рассказывающая о политической ситуации, политических скандалах, действиях «олигархов» в регионах России. Здесь выступают Стас Смирнов, Борис Арманов, Альберт Гальязимов, Сергей Коробов и др.

С 14-й полосы по 28-ю в газете представлено множество разных рубрик («Недвижимость», «Между тем», «Разные радости», «Ваше здоровье» и т.д.), под которыми традиционно печатаются материалы разного характера, не связанные с расследованием.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20

сайт копирайтеров Евгений