lude("../top.inc"); include("../left.inc"); ?>

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35

Достаточно гибким является жанр научно-популярного журнала («Химия и жизнь», «Здоровье», «Терра инкогнита», «Знание – сила»).

Среди других жанров легко различимы семейные журналы, юмористические издания для детей младших возрастов.

Среди доминирующих журнальных стилей отметим научный, деловой, публицистический, художественно-публицистический, научно-популярный, информационный, общедоступный (ибо существуют не только уровни сложности представляемого материала, но и уровни простоты, доступности его изложения).

В последнее время появился постмодернистский стиль, который можно охарактеризовать как информационно-иронический, когда обо всем говорится с некоторой усмешкой, без пафоса и каких-либо определенных оценок. В его основе – мировоззренческая позиция: в жизни все относительно или необъяснимо, поэтому ничего не следует принимать всерьез. Ирония в данном случае и используется как средство защиты от сложности жизни. Этот стиль характерен для изданий элитарно-престижных и связанных с молодежной культурой. Постмодернистскому стилю соответствует и характер иллюстративного материала, призванного усилить, подчеркнуть не реальность, вещность, достоверность, а, наоборот, зыбкость, отстраненность, ироничность.

Для жанра и стиля журнала важна публикация художественных произведений – прозы, поэзии, репродукций творений искусства, художественных фотографий и др. Речь в данном случае идет не о литературных и художественных журналах, а о принципе отбора этих произведений и их месте в других жанрах журнальной периодики. Кроме чисто эстетического воздействия, эти произведения играют несомненную смысловую и структурообразующую роль в реализации общего типа издания в каждом отдельном номере.

Характер иллюстрирования. Существует особый жанр иллюстрированного журнала, представляющего произведения изобразительного искусства и художественной фотографии, где основной акцент приходится на сами работы, текст же выполняет лишь служебную информационно-комментирующую роль.

Однако чаще мы имеем дело не с жанром, представленным в чистом виде, а с одним из жанрообразующих качеств («научно-популярный иллюстрированный», «общественно-политический иллюстрированный»). Вообще, понятие иллюстративности является многосторонним: есть иллюстративность документальная (репортажная и портретная фотосъемка), декоративно-графическая (оформительская игра шрифтами, пространством полосы, фигуративными подложками, рисованными миниатюрами), художественная (репродукции произведений искусства, художественная фотография), рекламная и т.д.

Простейшие случаи иллюстрирования – цветные обложки у черно-белого издания или цветная вклейка в середине номера. Однако обширное иллюстрирование, относящее издание к разряду «иллюстрированных», в некоторых случаях является их необходимой рабочей частью («TV-парк», «Семь дней» – журналы для телезрителей, «Да!» – журнал для дизайнеров), а в других оно дополняет событийную информацию («Огонек», «Империал», краеведческие и «досуговые» журналы). Кроме того, иллюстрации в некоторых изданиях оказывают самостоятельное эстетическое воздействие («Новая Россия», «Матадор»).

Значительную роль иллюстрирование играет в женских и элитарных журналах, предназначенных в основном для просматривания («Долорес» – журнал о прическах и декоративной косметике, «Cosmetic international» и др.). Как правило, в подобных изданиях художественная фотография почти аналогична красочной рекламе, широко использующей коллажи и иные средства буклетной оформительской техники. Еще дальше идут в этом отношении рекламно-информационные журналы, отличающиеся от обычных рекламных каталогов тем, что в них присутствует еще и разнообразная занимательная информация (еженедельник о телевидении «Семь дней»).

Своеобразием отличается изобразительное решение в журналах для детей младшего возраста: в них почти нет фотографий, а пространство заполнено преимущественно рисунками-картинками.

В типе издания диалектически взаимосвязаны стабильное и динамическое, консервативное и новаторское. В одних случаях журнал стремится сохранить в полном объеме сложившийся и полюбившийся читателям статус, в других — подходить новаторски к работе, испытывая воздействие перемен в общественном сознании и вкусах (например, «Наука и жизнь» и «Огонек»). Поэтому каждый журнал – внутренне противоречивый организм, развивающийся в тесной зависимости от противоборства этих двух позиций.

На облик журнала также оказывают влияние периодичность выхода и тираж. Существует определенная сетка периодичности выхода журналов, обусловленная мировой практикой и отечественной традицией:

„     ежемесячники всех типов, независимо от предмета издания и его жанра. В некоторых случаях особо респектабельные и научные журналы выходят один раз в два месяца, что не влечет за собой каких-либо кардинальных изменений в типе издания («Вопросы литературы», «Маркетинг», «Каприз»);

„     еженедельники разных типов – событийно-политические новостные («Эхо планеты»), оперативные информационные финансово-экономические («Деньги», «Капитал»), «пестрые» («Огонек», «Лиза») и некоторые другие;

„     журналы, выходящие с двухнедельной периодичностью, большей частью это общественно-политические издания («Диалог») и репертуарно-информационные;

„     ежеквартальные издания – элитарные («Новая Россия») или научные («Дискретная математика»). Однако каких-либо обязательных условий, обосновывающих необходимость выпуска изданий с двухмесячной или же с ежеквартальной периодичностью, нет: все зависит в основном от финансовых возможностей. По сохранившейся традиции продолжает выходить 18 раз в году (не ежемесячник и не двухнедельник!) «Свободная мысль» (бывший главный теоретический журнал КПСС «Коммунист»). С периодичностью один раз в 10 дней когда-то выходил сатирический журнал «Крокодил».

Свои «подводные течения» имеют и тиражи журналов.

Критерий массовости не может являться решающим при определении эффективности, успешности журнала, поскольку все зависит от установки на потенциальную аудиторию – массовую или узкопрофессиональную: не большие тиражи предполагают массовую аудиторию и популярность изложения, а установка на массовую аудиторию предполагает большие тиражи. И успех будет оцениваться по тому, как осуществится эта установка. Сейчас лидируют журналы, тираж которых насчитывает 150–220–360 тыс. экз. («Крестьянка», «Работница», «За рулем»), тогда как в былые годы многотиражными считались издания с тиражом, доходящим до 15–18 млн. экз., – так изменился критерий массовости. Когда-то бывший многомиллионным «Огонек» сегодня едва пересекает отметку в 50 тыс. экз. В основном же массовые журналы держатся в пределах нескольких десятков тысяч экземпляров, а профессиональные, научные и особо роскошные ограничиваются тиражами в несколько тысяч. Красочные издания совсем оттеснили прежде самый уважаемый жанр «толстых» литературно-публицистических журналов: бывшие властители дум теперь вынуждены держаться на уровне 20 (и менее) тыс. экз.

Наблюдения за типами изданий, их тиражами и качеством оформления дают обильную пищу для познания общественных процессов, умонастроений граждан, направленности читательских интересов, их стабильности и изменчивости.

в начало

к содержанию << >> на следующую страницу

[1] См.: Фомичева И. Подписка и розница: крушение старых привычек// Фонд «Общественное мнение». М., 1993. С. 15.

[2] Фомичева И. Подписка и розница: крушение старых привычек. С. 16.

[3] Там же. С. 17.

[4] Данные по городам – центрам регионов России с пригородами 50-километровой зоны. Получены фирмами МЕДИАМАР+Gfk. Репрезентативны для населения от 12 лет и старше.

[5] См.: Фомичева И. Подписка и розница. С. 20.

[6] Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. М., 1999. Гл. Первая, § 6.

[7] Фомичева И. Россияне в трехмерном информационном пространстве// Фонд «Общественное мнение». М., 1993. С. 19.

[8] Фомичева И. Россияне в трехмерном информационном пространстве. С. 19.

[9] В использованных данных исключение составляет Северо-Западный регион, где основная часть опрошенных была представлена Санкт-Петербургом.

[10] Фомичева И. Центральная и местная пресса: вместе или вместо?// Фонд «Общественное мнение». М., 1993. С. 5.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35

сайт копирайтеров Евгений