Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Короче говоря, на протяжении более полувека (1917—1927 гг. и 1939—1989 гг.) орел с короной воспри нимался поляками как символ регресса, как символ возврата к прошлому. Отсюда понятно, почему оппози­ ционные силы, начав борьбу за власть в 1980 году, в числе своих главных требований выставили возвращение к эмб леме польского белого орла с короной именно как к сим волу прошлого. Это требование было осуществлено без проведения опроса народа в 1990 году простым актом правительст ва Мазовецкого, что было, как говорилось в заявлении «Солидарности», распространенном в связи с этим событием, «зримым подтверждением полного изменения политического и социального строя Польши», перечерки­ ванием всего того, что было связано с понятием ПНР. Это показывает, какое огромное реальное значе ние имеет политическая символика и государственная атрибутика. В области символов, эмблем, геральди ческих знаков никакие компромиссы невозможны: либо крест, либо полумесяц, либо красная звезда, либо корона или свастика, иного выхода нет.
Что касается герба России, то до 1 декабря 1993 г. формально действовал старый герб РСФСР. Однако с осени 1991 года фактически был введен двуглавый орел без регалий (выбит на монетах выпуска 1992— 1993 гг., но не утвержден парламентом). Указом Пре зидента 30 ноября 1993 г. объявлен двуглавый орела с регалиями (бывший Малый герб Россий ской империи), но с поворотом Георгия Победоносца в левую сторону. Герб не внесен в Конституцию РФ, принятую 12 декабря 1993 г.

156. ОРЛИКИ (фр. aiglettes ) и ОРЛЯТА (фр. alerions , нем. junger Adler ). Орлики — это небольшие по размеру силуэты двуглавых или одноглавых орлов, повторяющие изображение главной гербовой эмблемы того или иного государства, которыми как орнаментальным элементом усеивают поле гербового щита либо рядами, либо в шах матном порядке, либо, наконец, могут располагать на щите несимметрично, но по несколько штук, так что они по своим размерам должны резко отличаться от основных эмблем герба, наноси мых на щит, и служить явным фоном (наподо бие обоев). Орлики, как правило, вносятся в поле щита гербов тех областей, городов, территорий, про винций, которые были в свое время завоеваны и присоединены к импе рии силой оружия, или в гербы тех лиц, которые отличаются особой   вассальной преданностью по отношению к потентату, сюзерену. Так, в русской геральдической практике XIX века орлики употреблялись в гербе Семиреченской области (Киргизия, 1878 г.) В германской геральдике орлики применяются в ос новном в родовых гербах. Если же на гербовом щите изображается несколько небольших орлов, у которых отсечены клювы и когти на лапах, наподобие мерлетт, то они называются и блазо нируются как орлята. Орлята употребляются, как правило, лишь во фран цузской геральдике и гораздо реже в геральдике пограничных с Францией немецких земель (Эльзаса, Лотарин гии, валлонской и фламандской Бельгии, Лимбурге, Люк сембурге, отчасти в Савойе). В русской геральдике орлята не приняты.

157. ОРНАМЕН Т в эмблематике (лат. ornamentum — украшение). Такое название орнаментальные изображе ния получили в эпоху Возрождения, когда на них стали смотреть именно как на украшения, начав после значи тельного исторического перерыва возрождать и культиви ровать орнамент античных времен, уже не понимая его символического смысла. Фактически же орнамент следует определять не как вообще украшение, а как ритми ческое и симметричное повторение одинаковых моти вов, изображений, принимающих геометризованную, схематизированную или иным образом стилизованную форму. Отсюда понятно, что в орнамент может быть превращено практически любое изображение, в том числе и изображение человека. История орнамента, начинающаяся с эпохи палеоли та, то есть за 25—50 тыс. лет до н. э., подтверждает это определение. А раз орнамент — это любое стилизованное и многократно и симметрично повторенное изо бражение, то, значит, каждый орнамент не только имеет символический смысл, но и само его рождение и упот ребление носили символический оттенок. Орнамент как раз и возник из повторения прежде всего символических линий и знаков. Эту мысль блестяще подтверждают публикации работ археологов за последние 50 лет во всех регионах земного шара, в том числе и работы советских архео логов. Более того, в последние годы в Западной Европе предприняты исследования по анализу и классификации орнаментальных изображений в доантичный период, ко торые позволили вычленить из сложных орнаментальных изображений этрусков, кельтов и других древнейших народов Европы десятки отдельных простейших символов, известных как классические астральные символы международного значения (крест, Солнце, Луна, свасти ка, звезды, трискеле и т. д.). Таким образом, орнамен ты, как древнейшие, так и средневековые, являются по существу закамуфлированными, зашифрованными сбор никами символов.
Действительно, если мы обратимся к античному ор наменту, то легко обнаружим в нем символы огня, земли, воды, воздуха, точно так же как в орнаменте древ нейших индоевропейских народов мы найдем символы звезд, Луны, Солнца. Позднее в средневековой орнамен тике многократно варьируются изображения нового сим вола — различных крестов, а в орнаменте эпохи викин гов, предшествующей христианству, мы видим разрабо танную систему различных «волшебных узлов», перепле тений, характерных для морских снастей, сетей, вязаных шерстяных вещей, схематизированных и оформленных в виде так называемой «плетенки» как в деревянной резьбе, так и в каменных рельефах и отражавших ми ропонимание и реальности эпохи викингов, но приняв ших в орнаменте отвлеченную, абстрактную форму. Ана логичную роль играла на Востоке арабская орнаменти рованная символика — так называемые «арабески».
Как на Востоке, так и особенно в Европе основой для орнаментальных мотивов на протяжении длительного исторического развития, начиная с позднего средне вековья, служили в основном растительные элементы — изображения цветов и листьев растений (розы, лилии, липы, ели, сельдерея, граната, трилистника, перцев и т. д.), а также окружающие человека предметы хозяйства (молот, серп, цепь, веретено, колесо, бадья, скамья, рога домашнего скота — баранов, быков, оленей и т. д.), стилизованные изображения домашних животных (главным образом петуха и коня). Таким образом, орнамент в течение веков как бы был основной базой по отбору и культивированию, сти лизации и условному оформлению определенных симво лов и эмблем человечества, был как бы народной, неофициальной отраслью национальной эмблематики. Именно на основе этого исторического значения и роли орнамента в искусстве и жизни человека определяется отношение к нему со стороны современной геральдики. Даже старая геральдика молчаливо признавала допустимость орнамента в гербах, узаконивая, например, некоторые виды - орнаментального оформления поверхности щита (так называемые «меха» — беличий, контрбеличий, горностаевый и контргорностаевый), а также дамаски рование (введение восточных орнаментальных мотивов).
Современная геральдика знает и допускает использование национального орнамента как в гербах, так и во флагах. Начало проникновению национального орнамен та в современную геральдику было» положено советской эмблематикой в начале 20-х годов. После второй миро вой войны этот процесс был узаконен в международном плане признанием флага Белоруссии с национальным белорусским орнаментом в качестве одного из флагов членов ООН. В период 1937—1992 годов национальный орнамент включался в гербы Грузии, Киргизии, Турк­ мении (ранее, в 1940—1956 гг., он был и в гербе КФССР), а из новых государств, возникших после второй мировой войны, его используют в своих гербах Шри-Ланка, Тувалу, Науру, Бутан, причем, как правило, орнаменталь но оформляется кайма вокруг щита; В настоящее время вполне определилось значение орнамента в геральдике. Это — верность сохранению национальных особенностей страны, ее национальных традиций и их неповторимости.
То же самое значение можно усмотреть и в орнаментально оформленных золотых цепях двух европей ских государств с богатым историческим прошлым — Бельгии и Франции. Причем если у Бельгии орнамент однозначно подчеркивает верность историческим (и в немалой степени — монархическим) традициям, то французский орнамент герба Пятой республики хотя и настолько мелок, что плохо различим, но все же обнаруживает тенденцию декларировать своими изобра жениями «новые ценности» современной Франции. Поэ тому среди вплетенных в орнамент фигур мы видим кадуцей, якорь, реторту, циркуль, угольник, а наряду с этими общепринятыми эмблемами также паровоз, рота ционную машину, гончарные изделия, конскую голову, рулоны текстиля — словом, эмблемы хотя и не геральдические и повсеместно не принятые, но в общем также понятные современному человеку по своему смыс лу и значению. Как мы видим, орнамент, играя пока скромную, подчиненную роль индикатора национальных особеннос тей различных стран, может со временем стать более ясным и четким выразителем этих особенностей, если ему будет придано иное оформление и будет отведено в гербе более определенное геральдическое место. Во всяком случае, национальный орнамент может стать бо лее приемлемым с геральдической точки зрения показателем национальных особенностей любой страны, чем применяемые до сих пор натурные изображения.

158. ОРУЖИЕ (см. также Трофеи) принадлежит к разряду искусственных фигур в геральдике, причем оно никогда не стояло на первом месте среди этого разряда фигур. Объясняется это тем, что оружие дольше всего исполняло свою конкретную роль «орудий труда» рыца рей и поэтому позже, чем все другие предметы — постройки, утварь, одежда,— приобрело символическое значение и, следовательно, позже других перешло в эмблематику и геральдику. В родовых гербах употребля лись поэтому лишь те виды личного рыцарского ору жия, которые ранее других превратились в «музейные», ранее других вышли из употребления и уже в XVIII веке рассматривались как архаичные: это ликторские пучки, стрелы и лук, меч, копье, боевой чекан, шестопер, палица, секира и связанные с ними доспехи. С начала XIX века, в основном после наполеоновских войн, в гербы начинают включать современное холодное ору жие — сабли, палаши — и огнестрельное личное ору жие — пистолеты, ружья, а позднее, после первой миро вой войны, винтовки.
Вместе с тем еще в XVII веке в городские гербы, а также и в некоторые личные включают артиллерий ские орудия — пушки, мортиры, которые, таким образом, становятся «геральдическими» ранее ружей. Это объяс няется тем, что пушки с самого начала рассматриваются как символические знаки осады и взятия приступом крепостей, то есть непосредственно связываются с по нятием «преодоление силы», с качеством, равнозначным мужеству, доблести и другим древнейшим понятиям высоких моральных свойств воина. В эпоху наполеоновских войн широкое распростра нение получает также особый вид изображения оружия в геральдике и эмблематике, который называется трофеями. Впервые трофеи были введены в качестве декоративного элемента оформления общественных зда ний (дворцов) и атрибута аллегорий войны, воинской славы во второй половине XVII века во Франции художниками классицизма, в первую очередь Ф. Лебре ном, но в эпоху наполеоновских войн они получили не только окончательный вид, но и полную канонизацию и стали одним из излюбленных видов символи ческого изображения войны и военных побед во всех странах Европы и Америки, в том числе и в России. Что касается современной геральдики, то боевое ору жие в государственных гербах стран Европы почти от сутствует.
Те немногие страны современного мира в Латинской Америке, Азии и Африке, которые еще имеют или недавно ввели в свои государственные гербы оружейные эмблемы, пользуются в основном изображениями холод ного оружия либо изображениями трофеев. В большинст ве случаев эмблемы оружия носят подчеркнуто нацио нальный характер, используются не как эмблемы насилия, а как эмблемы национальных особенностей. Это проявляется в том, что избирается намеренно не только холодное, личное оружие, но и его наиболее примитивные древние формы (копье, дротик) или такие ярко выражен ные национальные виды, как ножи каттрика (у Непала) и тесаки (у Анголы). Особенную склонность к изобра жению оружия в государственных гербах проявляют латиноамериканские страны (Гватемала, Панама, Боли вия, Эквадор, Гаити, Венесуэла), для которых оружейные эмблемы олицетворяют память об освободительных вой нах с Испанией в начале XIX века, арабские страны (Иордания, Саудовская Аравия, Оман), связывающие с оружием понятия независимости и национальной чести, и молодые африканские страны (Заир, Уганда, Танзания, Свазиленд; Сомали, Бурунди, Джибути, Нигер), для кото рых копье или дротик — символ их национальной осо бенности, символ готовности отстаивать с оружием в руках свою национальную самостоятельность.
У двух африканских стран — Мозамбика и Мадага скара—до недавних времен (1991 г.) в гербах при сутствовало современное огнестрельное оружие — авто мат и винтовка, символизирующие их готовность бо роться с колониализмом. Это объяснялось как конкретно существовавшей напряженной ситуацией, так и тем, что оружие в условиях африканского быта и истории символизирует личную независимость и безопасность, и поэтому введение оружейных эмблем в африканские гербы было тесно связано с африканской национальной традицией и символикой.

159. ОСЕЛ в эмблематическом представлении боль шинства европейских народов, в том числе и в нашей стране, олицетворяет глупость и тупое упрямство. Традиция эта идет еще с эпохи средневековья, от пер вых просветителей и критиков церкви, которые изображали аллегорию глупости с ослиными ушами или папу римского с ослиной головой в тиаре.
Дело в том, что в библейских сказаниях осел - весьма почтенное животное. На осликах путешествуют пророки, волхвы, все Святое семейство. Валаамова ослица по внушению Бога обретает дар речи, чтобы преду предить об опасности своего седока, и т. д., и т. п. Словом, осел играет в Библии далеко не последнюю роль в жизни человека, полностью соответствуя тем представлениям о нем как о воплощении трудолюбия и безропотного выполнения тяжелых обязанностей, ко торое издавна существовало и существует до сих пор в странах Ближнего и Среднего  Востока, где ослики являются основными тягловыми и транспортными до машними животными и где их выносливость, неприхот ливость умеют ценить. Для критиков церкви, появивших ся в эпоху Возрождения в странах  Центральной и Западной Европы (в Германии, Нидерландах, Англии), где об осле знали лишь понаслышке, было  важно дискредитировать католическую церковь, и потому именно осел как якобы глупое животное был избран мишенью для насмешек, которые незаметно переноси лись с этого почтенного  «церковного» животного на саму церковь. Постепенно осел вошел через литературу эпохи Просвещения (Эразм Роттердамский), через бас ни Лафонтена, а от него и через басни нашего, басно писца Крылова в число таких словесных символов и говорящих эмблем,  которые  олицетворяли глупость. Такое представление особенно укоренилось в тех стра нах, где не было ослов и не знали об их истинных качествах: в России, Германии, Голландии, Чехии, Польше, Скандинавских странах.
В то же время в чрезвычайно религиозной и сек тантской среде новопоселенцев в Америке и, следова тельно, в образовавшихся позднее Соединенных Шта тах Америки отрицательное отношение европейских вольнодумцев и атеистов к ослу как к символу церков ной глупости вовсе не было распространено.
В этой среде, наоборот, сохранялось библейское пред ставление об осле как о воплощении трудолюбия, не требовательности, простоты, как о самом безответном народном домашнем животном, как об олицетворении скромного, подлинного труженика, могущего служить эмблемой демократии. Не удивительно поэтому, что демократическая пар тия в Соединенных Штатах (тогда — демократические республиканцы), создавшаяся в период с 1825 по 1829 год и состоявшая в то время в значительной степени из представителей южных штатов, где на плантациях весьма интенсивно использовались ослы как тягловые и транспортные животные (наряду с мулами), взяла своей эмблемой осла, стремясь не только подчеркнуть свою связь с земледелием и торговлей как основой благосостояния народа, но и особенно намекнуть на то, что ее политика идет, дескать, непосредственно от Бога, внушена свыше, подобно тому как посредством ослицы Бог возвестил свою волю Валааму. Проводя далее сравнение своей эмблемы — осла — с Валаамовой осли цей, лидер партии демократов Мартин ван Бурен и гене рал Джексон подчеркивали, что осел символизирует существо, посредством которого Бог предостерегает лю дей от алчности, от действий, направленных против народа (коррупции, подкупа, подтасовки голосов на вы борах) . Хотя в политической литературе всегда подчеркива ется (и притом справедливо) отсутствие существенных различий между партиями демократов и республикан цев в США, однако это вовсе не значит, что между этими партиями нет чисто внешних, видимых на поверх ности, зримых различий как в период избирательных кампаний, так и в их повседневной деятельности. Если бы таких различий не было, то при отсутствии отличий в существе политической линии эти партии не смогли бы проводить и осуществлять свои политические планы, собирать вокруг себя или привлекать к себе различные слои избирателей, нуждающихся в том, чтобы ощущать именно зримые, фиксируемые отличия этих партий. В этой связи эмблема осла (у демократов) и эмблема слона (у республиканцев) и являются теми внешними объектами, которые символизируют всю политику этих партий. В то время как республиканцы подчеркивают мощь, помпезность, импозантность и даже стремление идти напролом, как слон, в своих политических выступ лениях, демократы держатся более скромно, даже в из вестной степени подчеркивают свою «серость» (эпитет «серый» — синоним осла, широко введен в мировую литературу еще Сервантесом).

?                * Ввиду того что монархия была отменена в Италии "только в 1946 году, часто считают, что эмблема орла сохранялась до этого времени.

?                *Иногда указывается 1497 год (или 1494 г.— по Карамзину), но это не год введения орла как царской государственной эмблемы, а год, от которого  сохранился первый подлинник восковой печати с изображением орла, причем цифры 97 или 94 прочесть точно уже невозможно.

?               * Национальной эмблемой России считался Георгий Победоносец (см. Символы национальные), покровитель Московского государства, а эмблемой рода Романовых, то есть династической, был гриф. Дву главый орел был эмблемой определенной государственной системы — самодержавия. Таким образом, до 1917 года в России имелись три эмблемы: геральдический гриф (династическая), двуглавый орел (го­ сударственная)  и всадник Георгий Победоносец (национальная, великорусская); последний никогда не был (до 1993 г.) городской эмблемой.

160. ПАВЛИН — эмблема бессмертия; часто использо валась в Западной Европе и России, но имеет восточное (индийское) происхождение. Родина павлинов — Южная Азия (Индия, Цейлон, Ява). Индусы с глубокой древности считают павлина священной птицей. Индуистское духовенство веками под кармливало и охраняло диких павлинов, охотно живущих вблизи храмов целыми стаями в сотни и даже тысячи птиц и составляющих тем самым необычное и яркое украшение этих храмов, так как они степенно разгули вают вокруг них по газонам и дорожкам, как у нас голуби. Никто из индусов не допускает даже мысли убить павлина или причинить ему хотя бы ничтожный вред. Не только необычайная красота этой птицы, выделяющая ее из царства пернатых даже в условиях тропического леса, где, казалось бы, трудно удивить яркостью оперения, сде лала ее в глазах людей свя щенной, но и другие ее удиви тельные качества: во-первых, хотя павлины ничем не отли чаются в смысле пищи от наших кур, они'могут бес страшно нападать даже на очень больших змей и, как правило, быстро и без всякого ущерба для себя убивают их, а частично и поедают. Иметь дикого павлина у себя в саду в условиях Индии — это значит иметь надежную защиту от змей. Уже одно это способно было внушить почтение и уважение к павлину. Второе свойство павли нов не менее удивительно для индусов: во времена редких в Индии резких похолоданий, когда люди, не привыкшие к холоду, гибнут от температуры 0° или даже 3 — 4° тепла, павлины прекрасно переносят даже минусовые температуры. Известны случаи, когда павлинов, заснув ших с вечера на деревьях, к утру заносило полностью снегом без всякого вреда для этой удивительной птицы. И наконец, третье «чудо», связанное с павлином,— это его нетленность. Мясо павлина, если он убит здоровым, а не умер от болезни, не протухает даже в условиях жар кого юга, оно просто ссыхается, затвердевает, каменеет, но не гниет, не издает запаха разложения, оно нетленно.

 

Именно это послужило уже в глубокой древности причиной того, что павлин стал эмблемой бессмертия; уже греки, узнав через персов о свойствах этой птицы, изображали павлинов, усевшихся на колесницы богов, не только как достойное богов украшение, но и как эмблему бессмертия богов. Не удивительно, что, соединяя в себе столь выдающиеся качества, как красота, бесстрашие в борьбе со змеями (олицетворением зла) и нетленность, павлин стал в глазах людей священной величественной птицей. Лишь в России павлин рассматривался как символ тщеславия, причем эта трактовка относится в основном к XIX веку. Дело в том, что павлинов стали разводить в некоторых русских помещичьих хозяйствах в конце XVIII — начале XIX века, и за гибель павлина помещик, разумеется, мог спокойно запороть до смерти нерадивого крестьянина (что случалось весьма часто), ибо птица была ему во всех смыслах дороже человека. Отсюда на павлинов в крестьянской, а затем и в мещанской среде была перенесена вся невысказанная ненависть ра ба в отношении хозяина: павлин как «барская птица» был наделен теми чертами, которые были ненавистны крепостному в барине,— надменностью, самодовольст вом, праздной роскошью. Только в России — и нигде больше в мире — павлина, его образ, его эмблему стали трактовать и позднее объяснять с этих тенденциозных позиций.
Поскольку уже с конца XVI века с Серпуховом была связана эмблема павлина, которая и составила позднее герб города, утвержденный лишь в 1781 году, то в XIX веке было придумано искусственное объяснение, что этот герб означает победу над тщеславным врагом. В действительности же герб Серпухова служил ясным указанием на его бессмертие, ибо, будучи важнейшим стратегическим пунктом на подступах к Москве с юга, Серпухов на протяжении всей истории Московского государства начиная с XVI века принимал на себя пер­ вые удары, направленные на Москву и крайне разорявшие город. Однако, несмотря на то что Серпухов в 1382 году был взят и опустошен ханом орды Тохтамышем, в 1410 году подвергся полному разорению от литовского князя Свидригайло, в 1521 году был осажден крымцами Менгли-Гирея и в 1571 году войсками Девлет-Гирея, от которых Иван Грозный бежал из Серпухова в Колом ну, город выстоял в веках, был неоднократно вновь отстроен и укреплен и сыграл свою роль прикрытия Москвы также на протяжении позднейшего историческо­ го развития вплоть до 1919 и 1942 годов, подтвердив тем самым свое неоспоримое право на герб с эмблемой бессмертия.

161. ПАЛЬМОВАЯ ВЕТВЬ — символ долговечности и одна из эмблем мира: имеет чрезвычайно древнее происхождение; как символический предмет пальмовая ветвь ведет свою историю из Египта и Месопотамии и в античное время была заимствована оттуда и признана также в Древней Элладе. Победителям Олимпийских игр в период их наибольшего развития наряду с венком из ветвей оливы вручалась и пальмовая ветвь, во-первых, как предмет сравнительно редкий в Греции, а во-вторых, потому, что эта ветвь должна была наряду с наградой (венком) означать и личное пожелание здоровья, долго летия победителю (она соответствовала понятию «дол гие лета!»). Обычно под пальмовой ветвью подразумевалась толь ко ветвь финиковой пальмы, собственно говоря, не ветвь, а ее лист, который обычно достигает от 1 до 2 м длины. Такие листья финиковых пальм использовались как сим­ вол долговечности в Малой Азии в погребальных ритуа лах, клались на могилы вместо венков, принятых у европейских народов. Однако в Древней Греции и Риме постепенно возобладало значение пальмовой «ветви» как символа мира, поскольку этот смысл был перенесен на нее с оливковой ветви, раз они вручались одно временно. Вместе с тем укрепилось и значение пальмы как награды за победу, в то время как ее первоначальный смысл как символа долговечности постепенно сма зался. Поэтому мы до сих пор употребляем выраже ние «пальма первенства», что должно означать «высшая награда». Именно поэтому растущее пальмовое дерево помещено в гербе Полтавы как память о победе над шведами в 1709 году. В средние века во время крестовых походов на Ближний Восток древний смысл пальмовой ветви как эмблемы долговечности стал известен рыцарям, и именно в этом смысле она стала вноситься в средневековые гербы XII — XV веков.

 

 

 

Аллегория мира с "пальмовой ветвью" в руках Монумент на горе Геллерт в Будапеште

Виды пальмовых ветвей

Как намеренная противоположность этой трактовке и как разрыв со средневековыми понятиями в эпоху Возрождения была восстановлена античная традиция считать пальмовую ветвь эмблемой мира. В этом же смысле употреблялась пальмовая ветвь и в эпоху клас­ сицизма, особенно в конце XVIII — начале XIX века. Это была, так сказать, чисто светская эмблема мира, которая противопоставлялась передовыми людьми в За падной Европе церковному, особенно католическому, символу мира — голубю. Интересно, что до сих пор в странах, где господствующей религией является католицизм, атеисты в разговорной речи употребляют в качестве иносказания понятия «мир» выражение «пальмовая ветвь», в то время как люди религиозные говорят о голубе с оливковой ветвью в клюве. Характерно, что памятник в честь освобождения Венгрии от фашизма на горе Геллерт в Будапеште — аллегория Мира — пред ставляет собой женскую фигуру, держащую высоко в руках огромный пальмовый лист (ветвь) — символ мно гозначительный именно в католической стране, но вхо дившей в «советский блок». В самом СССР в первые годы после революции пальмовая ветвь использовалась как эмблема мира и одновременно как символ долговечности революционных завоеваний. Именно в таком качестве изображена гигантская пальмовая ветвь на мемориальной доске скульптора С. Т. Конёнкова, уста новленной в 1920 году на Сенатской башне Кремля (стена которой выходит на Красную площадь в самом ее центре).
В мае 1943 года в СССР была введена специальная униформа для дипломатов и в связи с этим установ лена эмблема советской дипломатической службы — две пальмовые ветви, скрепленные у основания лентой,— знак, отражавший главный смысл и цель деятельности советской дипломатии — борьбу за мир. Хотя в 1954 году униформа дипломатов была отменена, эмблема со ветской дипломатии — две пальмовые ветви — сохрани лась на значках, выдаваемых выпускникам высших дипломатических заведений страны. Эта эмблема мира — древнейшая из всех — оказалась действительно долго вечной. Она употребляется в государственных гербах ряда стран — Сенегала, Сомали, Конго (Браззавиль) и некоторых других.

162. ПАНДА — «бамбуковый медведь», или, вернее, ко шачий медведь семейства енотовых. Обитает только в дремучих бамбуковых лесах провинции Сычуань (Ки тай), питается исключительно молодыми бамбуковыми побегами, практически малоизвестное, редкое живот ное, трудно переносящее неволю (в зоопарке) и, главное, не приспособленное к иной пище, кроме бамбука. Рост панды — 60 см.
Именно слабая осведомленность о панде, экзотич ность этого животного, отсутствие опыта длительного наблюдения за ним со стороны человека — все это вместе взятое послужило причиной того, что панда как исчезающий и редчайший на Земле вид млекопитаю щих животных была объявлена в середине 80-х годов эмблемой Всемирного фонда охраны природы. Таким образом, панда — новейшая эмблема, возникшая и ут вержденная как эмблема организации лишь в наши дни. В этом качестве данная эмблема отвечает своему назна чению. Однако одновременно панду объявили своей эмбле мой различные организации вегетарианцев на Западе. И в этом качестве данная эмблема неудачна и не совсем правомерна. Во-первых, нельзя брать «чужие» эмблемы и придавать им «свое» значение. Во-вторых, нельзя выдумывать эмблемы «из головы», ибо они складываются исторически. Как известно, вегетарианство возникло вначале как движение, а затем как организация с начала XIX века и за это время могло бы найти эмблему, исто рически мотивированную и исторически близкую времени возникновения данного движения. В-третьих, панда не может быть символом вегетарианства, ибо не питается типичной вегетарианской пищей (молоко, яйца, овощи- корнеплоды, фрукты), а ориентирована на специфиче ское питание только бамбуком — древесно-злаковым растением. Таким образом, выбор панды как эмблемы обществ вегетарианства в США явно неудачен, он не мотивирован, и у него абсолютно отсутствуют черты типичности, столь важные для истинных эмблем.
Однако самым важным возражением против того, что панда избрана эмблемой вегетарианства, является прин ципиальное положение о том, что эмблемы, отражаю щие идею какого-либо широкого движения, известного во всем мире (а вегетарианство является именно таким), должны всегда складываться в результате исторического опыта, а не конструироваться искусственно и не избирать какой-либо редкий объект, о котором не существует проч ных, проверенных знаний. Отказ от этого принципа и подвел американское вегетарианское общество, ибо его эмблема «оскандалилась». По сообщению газеты «Цзинь ваньбао», некая голодная панда весной 1991 года, спу стившись с гор, задрала у местных крестьян более 20 овец. Таким образом, это животное, во-первых, оказа лось не типично вегетарианским, а во-вторых, и не исклю чительно вегетарианским и, следовательно, совершенно неоправданно делать его эмблемой этого движения.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Современные шестерни
Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики культуры 12 вступил
Эмблемы
Известь nbsp магнезия кислота
Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики культуры 7 бурелет

сайт копирайтеров Евгений