Пиши и продавай! |
Рыночные отношения, мир бизнеса, реальное существование деловых людей с большими доходами повлекли за собой возникновение элитных журналов, ориентированных на воспитание утонченности, духовности, элитности. Для зажиточных людей издаются, например, «Золотой век», «Да!», «Элита», «Империал», «Бизнес-матч», русское издание «Пентхауса» и др. В 90-е гг. среди периодики особое место заняли «журналы для всех». Рассчитанные на самую различную аудиторию, они стремились вовлечь в сферу своего влияния семью, тех, кого интересовали вопросы устройства быта, проблемы экологии, общегуманитарные вопросы и т.п. При самом широком диапазоне журнала «для всех» он все же имел определенную тематическую, социальную, возрастную, территориальную ориентацию. Среди подобных изданий особенно выделился городской журнал, в поле зрения которого попадали разные социальные и возрастные категории жителей города. Одними из первых подобного рода изданий стали «Ленинградская панорама» (переименованная затем в «Санкт-Петербургскую панораму»), «Моя Москва», назвавшая себя также «массовым, общественно-политическим и научно-популярным иллюстрированным городским журналом». Затем появились журналы «Столица», «ММ (Москоу мэгэзин)», «Мегаполис», «Московский клуб». Каждый из них имел свою проблематику. Но в целом они преследовали культурно-просветительские цели и обладали определенной элитарностью. А «Московский клуб» объявил себя «журналом московской интеллигенции». В журнальной периодике Российской Федерации середины 90-х гг. широко были представлены ежемесячные общественно-политические издания. Наиболее влиятельными среди них считались «Международная жизнь», «Век XX и мир», «Профсоюзы», «Полис» («Политические исследования»), «Посев», «Диалог», «Актуальная политика». По-прежнему большое место в структуре журнальной периодики занимали массовые издания. Они сохранили свою дифференциацию по различным читательским группам: «Театр», «Литературное обозрение», «Вопросы литературы», «Экран», «Смена», «Студенческий меридиан» и др. В первой половине 90-х гг. через серьезные трудности прошли литературно-художественные журналы «Новый мир», «Москва», «Знамя», «Звезда», «Россия молодая» и др. Колоссальный взлет их тиражей в конце 80-х гг. сменился несколько позже резким спадом, а тяжелое финансовое положение вообще угрожало их существованию. Затем начался процесс постепенного преодоления кризиса, относительного роста тиражей. В начале 1994 г. у «Знамени» разовый тираж составил 63 тыс. экз., у «Нового мира» – 55 тыс. экз., у «Москвы» – 26 тыс. экз. Ситуация, в которой оказались «толстые» журналы, имевшие в недалеком прошлом огромные тиражи, явилась результатом не только сложных экономических условий, но и тех процессов, которые возникли в журналистике в связи с переходом к рыночным отношениям, с новыми издательскими возможностями, позволившими обеспечить самый широкий круг читателей журналами, отвечавшими их интересам – увлечениям, развлечениям, культурным и иным запросам. Так в структуре журнальной периодики появились издания для семьи, семейного чтения: «Семейный журнал», «Очаг», «Журнал для домашнего чтения», «Домовой», «Панна» и другие, а также многочисленные рекреативные, эротические издания – «Андрей», «ПФ-измерение», «СПИД, секс, здоровье», «Про любовь и не только» и др. Журнальная периодика многообразна, она находится в постоянном движении. Одни издания возникают, другие по различным причинам прекращают выход. Но любое издание заявляет о периодичности своего выхода: еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно, один раз в два месяца, ежеквартально. Например, к общественно-политическим, популярным, иллюстрированным еженедельникам принадлежат «Новое время», «Эхо планеты», «Родина», «Огонек», «Столица», «Студенческий меридиан». В 1990–1992 гг. практически не стало двухнедельных массовых журналов. «Театральная жизнь», «Экран», «Музыкальная жизнь», «Смена» перешли на ежемесячный выпуск. В середине 90-х гг. основным видом журнальной периодики стали ежемесячники различной типологии: общественно-политические, литературно-художественные («Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Звезда», «Юность», «Аврора»), научно-технические и научно-гуманитарные («Вопросы истории», «Архитектура и строительство России»), научно-популярные («Здоровье», «Квант»), иллюстрированные развлекательные («Домовой», «Попкорн»)[20]. В системе журнальной периодики в середине 90-х гг. насчитывалось более 20 типов изданий: общественно-политические, массовые, научно-популярные, историко-краеведческие и литературные, литературные и художественные, общественно-политические и религиозные, философско-литературные, деловые, женские, элитарные, культурно-просветительские, детские, конфессиональные, культурологические, клубные, рекреативные и др.[21] Типологическое многообразие журнальной периодики также явилось следствием тех новых тенденций, которые проявились во всех сферах жизни Российской Федерации с начала 90-х гг. примечания [1] Верт Н. История Советского государства. М., 1995. С. 519–520. [2] Вачнадзе Г. Секреты прессы при Горбачеве и Ельцине. М., 1992. [3] Засурский Я. Журналистика в изменяющемся мире //Вестн. Моск. ун-та. Сер. № 10. Журналистика. 1991. № 2. [4] Печать Российской Федерации в 1991 году. Стат. сборник. М., 1992. С. 5. [5] О средствах массовой информации. Закон Российской Федерации. 27 декабря 1991 г. //Журналист. 1992. № 2–3. [6] Печать Российской Федерации в 1991 г. Стат. сборник. М., 1992. С. 96. [7] Засурский Я. Переход к рынку и кризис прессы //Вестн. Моск. ун-та. Сер. № 10. Журналистика. 1991. № 1. [8] Вестн. Моск. ун-та. Сер. № 10. Журналистика. 1994. № 1. [9] Система средств массовой информации России /Под ред. проф. Я. Засурского. В 2 ч. Ч. 1 М., 1994. С. 6–14. Меньшевиками в полной мере проявились в ходе буржуазно-демократической революции 1905 |
|
|
|