<<< ΛΛΛ >>>
плачущая вдова открывает свое имя: Василия (т.е. царство — от греческого Базилея
— царство). И объясняет причину горькой скорби: исчезли благочестивые цари,
остались лишь такие, которые стараются лишь об увеличении своих границ, из-за
этого вооружающиеся друг на друга, друг друга обижающие и радующиеся
кровопролитию верных людей49.
Главным преступлением Максима Грека и его последователей была критика доктрины
теократического абсолютизма, которая непрекращающимися усилиями «иосифлян»
становится московской официальной идеологией. Не только критика, но и сомнение в
божественном характере государевой власти воспринимались как удар по доктрине.
Максима Грека и его последователей нельзя было упрекнуть в снисходительности к
еретикам или «латынам». Их можно было упрекнуть в некоторой мягкости по
отношению к раскаявшимся осужденным еретикам. Но в основном они были тверды.
Максим Грек не сомневался, что латиняне позволили соблазнить себя не только
эллинским и римским доктринам, но даже еврейским и арабским книгам и что попытка
примирить непримиримое несет беду всему миру. Сомнения были в другом. Боярин
Иван Берсень-Беклемишев жаловался, что с приходом на Русь Софьи Палеолог,
«матери Великого Государя», на Руси произошло замешание. Максим слабо возражал,
что Софья — особа царского происхождения. «Максиме, господине! — настаивал
Беклемишев, — какая бы она ни была, да к нашему нестроению пришла... А от
разумных людей мы слыхали, что та земля, что обычаи переставляет, та земля долго
не стоит. А у нас Великий Князь обычаи переменил»50. Даже государь не мог менять
обычаев — такова была позиция круга Максима Грека и «нестяжателей». Великий
князь может все, — такова была доктрина иосифлян.
Главный упрек, который противники «иосифлян» делали князю: он вмешивается в
духовные и церковные дела. Идеалом Максима Грека была симфония духовной и
светской властей. Он считал также, что власть князя в светских делах ограничена
высшим моральным законом.
Максим Грек трижды был осужден: ему вменяли в вину незначительные описки в
переводах, вызванные слабым знанием русского языка, ему предъявляли также
фантастические обвинения в шпионаже в пользу турецкого султана. С 1525 по 1551
г. он провел в заточении в монастырях, откуда вышел на свободу только
--------------------------------------------------------------------------------
49 См.: Гудзий Н.К. Указ. соч. С. 277-279.
50 Цит. по: Иванов В. Мы. Харбин, 1926. С. 211.
--------------------------------------------------------------------------------
[183/184]
<<< ΛΛΛ >>>
При павле он поселяется в петербурге Безумство храбрых вот мудрость жизни Правление царицы натальи кирилловны было весьма непорядочное Получив поддержку августа
|