|
<<< ΛΛΛ >>>
--------------------------------------------------------------------------------
[158/159]
Сын боярина, выходца из Литвы, Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) был личностью
незаурядной, создателем политической концепции, положенной в основу русской
идеологии, человеком, характер которого стал как бы моделью для будущих
властителей дум и душ. Биограф пишет о нем: «Обид он никому никогда не прощал,
критики не терпел. Немногие из его современников умели так энергично и
систематически отстаивать свои позиции, правые или неправые — безразлично, как
это делал он. В полемике с недругами он был непримирим и беспощаден. Упрямо,
настойчиво, никогда не теряя присутствия духа, взвешивая каждый шанс и точно
рассчитывая удар, он неуклонно шел к цели: вывести противника из строя,
заставить его сложить оружие, прекратить поединок. От обороны он, как правило,
всегда переходил в наступление и успокаивался только тогда, когда поверженный
враг был окончательно раздавлен»13. Трудно представить себе, что, анализируя
характер Иосифа XV века, автор, писавший в 1959 г., не имел в виду Иосифа XX
века, умершего всего несколько лет назад. Хорошо, видимо, помня, что Иосиф
Джугашвили (в миру — Сталин) познакомился с взглядами «иосифлян» в духовной
семинарии. Он мог иметь в виду и В.И. Ульянова (Ленина), прямого учителя
Сталина, также наследника идеологических приемов Иосифа Волоцкого.
Иосиф Волоцкий изложил свою концепцию православной теократии в книге
«Просветитель или обличение ереси жидовствующих». Ему принадлежит название
ереси14, он объяснил ее происхождение появлением в Новгороде в свите литовского
князя Михаила «жидовина Схарии». Уже в этом проявился полемический талант
автора. На Руси было очень мало евреев. Тем не менее, как свидетельствует
писатель XIX в. И. Лажечников, «...на Руси, несмотря на народную ненависть к
ним, в Пскове, в Новгороде и Москве шныряли евреи — суконники, извозчики,
толмачи, сектаторы и послы»15. За четверть века до «Просветителя»
распространялось «Послание инока Саввы на жидов и еретики», адресованное боярину
Дмитрию Шеину, посланному Иваном III на разговоры с итальянским князем Захарием
Скарой Гвизольфи, которого на Руси считали евреем. Послание Саввы целиком
заимствовано из «Слова о законе и благодати» Илариона, который в XI в.
противопоставлял подлинную веру — православие —
--------------------------------------------------------------------------------
13 Еремин И.П. Иосиф Волоцкий как писатель// Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л.,
1959. С. 8.
114Гудзий Н.К. История древней русской литературы: Учеб. для вузов, М., 1938. С.
210.
15 Лажечников И.И. Басурман. М., 1961. С. 100.
--------------------------------------------------------------------------------
<<< ΛΛΛ >>>
Фаворит поиски наследника дочь петра великого новые земли дух времени война в центре европы
Николая ii Власть великого князя Говорит о принципах имперской внешней политики
|
|