<<< ΛΛΛ >>>
--------------------------------------------------------------------------------
7 Лурье Я.С. Иосиф Волоцкий как публицист и общественный деятель// Послания
Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959- С. 44,
8 Мякотин В. Жидовствующие// Энциклопедический словарь/ Брокгауз и Эфрон. СПб.,
1894. Т. Па. С. 943—944.
9 Урсынович С. Жидовствующие// Малая советская энциклопедия. М., 1930. Т. 3. С.
166.
--------------------------------------------------------------------------------
[155/156]
Ересь распространялась в начале тайно — еретики продолжали соблюдать все
православные обряды. В 1480 г. Иван III привозит из Новгорода в качестве
«книжных людей» двух понравившихся ему священников, принадлежавших к «жидовствующим».
Заняв видные места протопопов кремлевских храмов Успенского и Архангельского
соборов, они деятельно пропагандировали свои взгляды, нашедшие в Москве
многочисленных сторонников. В их числе был любимец великого князя Федор Курицын,
которого называют первым русским министром иностранных дел. Талантливый
дипломат, Федор Курицын много путешествовал и был восприимчив к новым идеям, Ему
приписывается авторство «Сказания о Дракуле», написанном в бытность Курицына
послом в Венгрии и Молдавии. К еретикам примкнули и духовные лица. Иван III имел
представление о взглядах «жидовствующих» и относился к ним благосклонно. Можно
полагать, что критика церковной иерархии и монастырского землевладения вызывала
княжеское одобрение.
Официально ересь была открыта в Новгороде в 1487 г. Как рассказывает летопись,
несколько пьяных священников «стали хулить православную веру». Об этом было
донесено архиепископу Геннадию, который расследовал дело и объявил войну
еретикам. В 1488 г. Геннадию с большим трудом удается убедить епископов, при
сопротивлении великого князя и митрополита, собрать собор, осудивший еретиков и
приговоривший к ссылке нераскаявшихся.
Распространение ереси было задержано только на короткий срок. Усилиями Геннадия
в 1491 г. был созван новый собор: на этот раз виднейшие «жидовствующие» из
духовной среды были прокляты и приговорены к заключению в тюрьму. Не добившись
их казни, Геннадий, уже наслышанный о недавно учрежденной испанской инквизиции,
организовал в Новгороде подобие аутода-фе (без сожжения). Но и это не остановило
еретиков. Движение разрасталось и в связи с тем, что 1492 год был по
православному календарю последним: он заканчивал 7000 лет, отведенных на
существование мира (сотворенного в 5508 г.). Апокалиптические настроения,
ожидание конца истории побуждали интерес к астрологии («звездозаконная
прелесть», как говорили в то время о соблазне увлечения «звездами»), к
пророчествам. Умственное брожение наряду с реальными материальными интересами
были почвой, которой питалось движение жидовствующих.
Геннадий, главный враг ереси, приглашает на помощь игумена Волоколамского
монастыря, входившего в новгородскую епархию, Иосифа Волоцкого (1439—1515).
Проповеди Иосифа Волоцкого, звавшего светскую власть начать беспощадные гонения
на
<<< ΛΛΛ >>>
Русские войска успешно действуют в финляндии Малейшее ослабление самодержавия Осталась в маньчжурии Воспоминания Называют мазепу изменником
|