Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В мае 1905 года союз «Освобождение» вместе с «Союзом земцев-конституционалистов» объединились в единую структуру - Союз союзов, который послужил, в свою очередь, основой для образования в октябре 1905 года партии русских Конституционных демократов (кадеты). В дальнейшем именно кадетской партии, все высшее руководство которой (за исключением П.Н.Милюкова) было масонским, и суждено было стать легальным политическим прикрытием тайной масонской организации в России.

Оживление либерального движения в начале века происходило на фоне резко возросшей активности кружков и групп радикально-социалистического направления.

В 1897 году начинает свою деятельность «Бунд» - Еврейский социал-демократический союз. В следующем, 1898 году в Минске было провозглашено создание РСДРП.

На начало 1900-х годов приходится и возникновение Боевой организации социалистов-революционеров, развернувшей настоящий террор против представителей царской администрации.

После убийства в июне 1904 года министра внутренних дел В.К.Плеве правительство вынуждено было маневрировать. В ноябре 1904 года был разрешен первый земский съезд в России, призвавший правительство к немедленному введению конституционного строя в России. Требование это, конечно же, было отклонено. Тогда осмелевшие земцы-конституционалисты из союза «Освобождение» организуют так называемую «банкетную кампанию» с принятием резолюций с требованиями созыва русского парламента и введения в стране политических свобод.

Тем временем события 9 января 1905 года и неудачи русско-японской войны привели к тому, что общественно-политический кризис в стране стал перерастать в революцию. 18 января 1905 года Николай II вынужден был принять принципиальное решение о созыве «законосовещательного учреждения». Конечно, среди революционеров и забастовщиков масонов не было, но в стороне от происходивших событий они не остались. Еще в мае 1905 года Совет Закона Великого Востока Франции принял решение объединить всех русских братьев в одну общую для них ложу - «Космос». В мае-июне 1905 года членами этой ложи становятся А.В.Амфитеатров, Ю.С.Гамбаров, М.И.Тамамшев, И.З.Лорис-Меликов, А.С.Трачевский, К.В.Аркадский (Добренович) [947]. Принятию их в ложу предшествовал своеобразный масонский экзамен на парижской квартире М.М.Ковалевского 9 мая 1905 года. В качестве гостя на нем присутствовал и уже упоминавшийся нами Максимилиан Волошин. Сам он масоном, правда, еще не был (принят только 22 мая 1905 года), но доверие французских «братьев» к нему было полное.

«Я видел, - писал М.Волошин, - людей почтенных, старых профессоров, которых расспрашивали об их жизни, верованиях, и они мешались и краснели, как школьники.

Расспрашивал толстый еврей с бакенбардами, австрийской физиономией и острыми умными глазами. Он ловко играл душой старых русских профессоров и был по профессии каучуковых дел мастером… Я сижу в стороне, так как меня должны принять в другую ложу» [948].

Другим центром посвящения русских эмигрантов во Франции стала в 1905 году ложа «Гора Синай» союза Великой ложи Франции. Среди членов этой мастерской были М.А.Волошин, доцент Московского университета С.А.Котляревский, журналист В.И.Немирович-Данченко. Происходили посвящения русских братьев и в других ложах: В.А.Маклаков («Масонский Авангард» союза Великого Востока Франции), Е.И.Кедрин (ложа - Les Renovateurs» Великого Востока Франции). Общее число членов двух русских лож в Париже - «Космос» и «Гора Синай» - определяется в 16 человек: Е.В.Аничков, А.В.Добренович (псевдоним Аркадский), А.В.Амфитеатров, Н.Н.Баженов, Г.Н.Вырубов, Ю.С.Гамбаров, В.О.Ключевский, М.М.Ковалевский, С.А.Котляревский, Б.В.Кричевский, И.З.Лорис-Меликов, Ф.Ф.Макшеев, В.И.Немирович-Данченко, Е.В. де Роберти, М.И.Тамамшев, А.С.Трачевский [949].

Удивление вызывает в этом списке лишь имя знаменитого нашего историка-либерала В.О.Ключевского. И дело тут не только в почтенном возрасте историка, которому было в 1906 году 65 лет. Более существенно здесь другое. Масонство в России было запрещено, и не к лицу, казалось бы, столь почтенному престарелому ученому было связывать себя с сомнительной, по крайней мере, в глазах большинства тогдашних россиян, тайной масонской структурой. Многое здесь проясняет, правда, обращение к университетскому курсу русской истории В.О.Ключевского.

Вопросы, тем не менее, остаются. Дело в том, что В.И.Старцев, который принимает дату посвящения В.О.Ключевского во французское масонство - вторая половина 1906 года [950], ссылается при этом на данные В.Л.Вяземского в его уже цитировавшейся нами работе «Первая четверть века существования зарубежного масонства» [951].

Однако Н.Н.Берберова приводит на этот счет другие сведения. «Ключевский Василий Осипович (1841-1911), - читаем мы в ее «Биографическом словаре русских масонов XX столетия», - историк, профессор Московского университета.

Был посвящен Сеншолем и Буле» [952]. Очевидно, что посвящение В.О.Ключевского Н.Н.Берберова относит к маю 1908 года - времени, когда Сеншоль и Буле приезжали в Россию для инсталляции масонских лож Москвы и Петербурга. Но это в данном случае не так уж и существенно.

Важен сам факт прикосновенности к масонству В.О.Ключевского.

А.В.Амфитеатров, принятый 16 мая 1905 года в ложу «Космос», вспоминал позже об этом времени так: «Перемасонил нас всех Максим Максимович Ковалевский.

И.З.Лорис-Меликов, Ю.С.Гамбаров, М.И.Тамамшев, Л.С.Трачевский и позже Е.И.Кедрин - это лекторский кружок Русской высшей школы социальных наук, основанной М.М.Ковалевским, и процветавший под его управлением». Что касается ложи «Космос», то возглавлял ее «некий доктор Николь, очень интересный и умный француз, южанин, кажется из евреев» [953].

Это было либеральное, политическое масонство, ставящее своей целью подготовку во Франции будущих «борцов за освобождение России». «Не принадлежа ни к одной из революционных партий (по непреодолимому отвращению ко всякой партийной дисциплине), я, тем не менее, - вспоминал об этом времени А.В.Амфитеатров, - стоял на крайнем левом фланге тогдашней революционной эмиграции, сочувствуя в ней наиболее эсерам-боевикам. Проповедывал объединение революционных сил для активного натиска на ослабевшее самодержавие, славил террор и террористов».

Не принять такого человека в вольные каменщики было бы, конечно, грешно.

Его, как мы уже знаем, и приняли, не забыв, однако, на всякий случай осведомиться о его личном отношении к террору. «После нескольких незначительных вопросов, - вспоминал Амфитеатров, - кто-то спросил по-русски с мягким еврейским акцентом: «Как Вы относитесь к убийству Плеве? Одобряете ли его и находите ли нужным дальнейшее развитие террора?» [954].

К террору новый «брат» относился положительно, что, однако, ничуть не помешало его приему в масонскую ложу. Таковы они были, тогдашние масоны.

Манифест 17 октября 1905 года и введение демократических свобод в России не застали заграничных русских масонов врасплох. Они давно ждали этого часа. Неудивительно поэтому, что практически все они сразу же поспешили вернуться на свою историческую родину, чтобы уже не из прекрасного далека, а на месте включиться в борьбу за ее «освобождение». Это обстоятельство на фоне продолжающейся революции в стране, собственно, и побудило М.М.Ковалевского позаботиться о возможно скорейшем открытии масонских лож в России. Показательно в этом плане заявление А.В.Амфитеатрова, сделанное им во французской ложе «Космос» в 1905 году. «Масонство, - заявил он, - как феномен более высокой цивилизации установит свой моральный контроль над русской революцией и сыграет положительную роль в становлении будущей республиканской России» [955]. Как видим, планы у наших масонов были, можно сказать, наполеоновские.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Обширным имением в 617 десятин в дмитровскомуезде располагал ф
Письмо вредакцию вопросы истории


И митрополит серафим возлагал на фотия дар императора - наперстный алмазныйкрест

сайт копирайтеров Евгений