Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

С ЦКП Группы войск последовал приказ по целям огня не открывать.

По разведывательным данным, которыми располагало кубинское руководство, американцы намеревались в эти дни (27 — 29 октября) совершить вторжение на Кубу. Как стало известно позднее, перед высадкой морского и воздушного десантов командование США планировало произвести бомбовый удар 500 самолетами (2000 боевых вылетов) по всему плацдарму кубинских и советских войск. К всеобщему счастью, этого не произошло. Война отступила. Сбитый самолет-разведчик упал в деревне Вега-111, в 12 км от позиционного района дивизиона Герченова. Одно крыло оказалось в центре населенного пункта, кабина с летчиком — в стороне, хвостовое оперение затонуло в море. При осмотре обнаружены фотопленки и магнитофонные записи команд и докладов, труп летчика и его личные документы. Им оказался 35-летний майор ВВС США Андерсон. Кубинцы передали тело летчика представителям американского командования. Остатки самолета поместили в музее Гаваны для публичного осмотра и в качестве вещественного доказательства агрессивной политики США против Кубы.

22 ноября блокада Кубы американскими морскими силами была отменена, и сухопутная группа советских войск сократились за счет убытия на Родину частей стратегического назначения. Остальные соединения и части продолжали нести повседневную службу, не ослабляя боевой готовности.

В конце ноября дивизию посетил командующий Группой войск генерал армии И. А. Плиев. Он поблагодарил весь личный состав соединения за успешное выполнение боевых задач и определил новое направление в работе. От всех нас требовалось тщательно подготовить учебно-материальную базу, на которой и организовать обучение кубинских военнослужащих по основным специальностям зенитно-ракетного вооружения.

На заключительном этапе обучения всю боевую технику в исправном состоянии предстояло передать представителям РВС Кубы. [376]

Правительственное задание было выполнено{53}

Воспоминания Маршала Советского Союза Д. Язова

Операция «Анадырь» как по замыслу, так и по способу ее осуществления занимает неординарное место в истории отечественного военного искусства. А для всех ее участников — от солдата до генерала — она стала большой школой профессионализма и мужества. Мне довелось быть причастным к военно-политическому конфликту 1962 г. на Карибском театре военных действий.

К одной из положительных характеристик операции «Анадырь» следует отнести ее скрытность. Не только противная сторона, но и ее участники не знали о ней ничего. До определенного момента даже командование дивизии и полков не было информировано о времени и месте ее проведения.

Тем временем по указанию из округа намечалась отправка полка, которым я командовал уже второй год, к условному месту дислокации морским транспортом. Для этой цели выделялись сухогрузы «Ковров», «Сретенск» и теплоходы «Эстония» и «Победа». Погрузка техники и личного состава на суда происходила в Кронштадте.

На 16-е сутки нашего морского путешествия мы в бинокль увидели восточную часть острова. И вот мы у берегов далекой и незнакомой Кубы. Что знал об этом крае земли каждый из нас? Мало или очень мало. Наши представления о ней вмещались в две-три страницы школьного учебника.

В соответствии с оперативным планом Группы советских войск мотострелковые полки (их было на Кубе четыре) в основном предназначались для охраны и обороны позиционных районов ракетных полков и арсеналов с ядерными боеприпасами, а также для борьбы против десанта противника.

По прибытии на Кубу подразделения полка занимали позиционный район и обустраивались. Личный состав работал напряженно, в короткие сроки требовалось решить многочисленные задачи.

Обстановка осложнялась непривычными природно-климатическими условиями.

Сентябрь был на исходе, но по-прежнему стояла удушливая жара, ни днем, ни ночью не чувствовалось прохлады. Такой климат, конечно же, не для нас — жителей умеренных широт. До 15 часов все горит под солнцем, а в 16 как по заказу — дождь. Душно, высокая влажность. [377]

К утру палатки покрывались зеленой плесенью, люди в таких условиях не имели возможности хорошо отдохнуть за ночь. Стала давать себя знать физическая усталость. Приступили к оборудованию нового места дислокации. Работа закипела. Руководителем рекогносцировочных и фортификационных работ был инженер полка майор Жупков, который определил места и порядок размещения всех подразделений и служб полка. На правом фланге сосредоточились в предбоевом порядке мотострелковые батальоны, танковый батальон, артиллерийский дивизион, батарея САУ, батарея ПТУРСов, зенитчики и подразделения обслуживания.

17 октября поступила команда прибыть в Гавану на военный совет. Собрались в зале, однако совещание перенесли на один день. Это вызвало некоторое удивление, но вопросов никто не задавал. Каждый понимал, что перенос заседания военного совета может быть обусловлен только чрезвычайными обстоятельствами. Интуиция сработала верно. В зале появился начальник штаба Группы войск генерал-лейтенант Акиндинов и сообщил собравшимся короткую, но тревожную оперативную сводку: американский самолет-разведчик Ц-2 совершил облет острова Кубы, сфотографировал пусковые установки ракетных комплексов, места дислокации советских и кубинских войск и сил флота. В связи с такой обстановкой нам было приказано незамедлительно передать приказ подчиненным частям и соединениям о переводе в полную боевую готовность. По телефонной связи ЗАО я передал приказ командующего и предупредил о том, что применение любого вида оружия возможно только с разрешения Центра (штаба Группы), в том числе и ведение огня зенитными батареями по воздушным целям. В зал вошел генерал армии И. А. Плиев, но открывать заседание военного совета не стал, заявив, что настало время не для разговоров, а для возможных боевых действий. В Америке до предела накалена обстановка: «ястребы» призывают к войне против Кубы. Ф. Кастро объявил полную мобилизацию в стране. В связи с этим командующий велел всем командирам убыть в свои части и соединения. Действовать в соответствии с оперативными планами и указаниями штаба Группы.

А между тем военно-политическая обстановка в Карибском бассейне постепенно накалялась. 22 октября Вашингтон вопреки нормам международного права организовал военно-морской карантин. Блокада сорвала поставку некоторого количества советских войск и боевой техники на Кубу. По состоянию на 22 октября по плану операции «Анадырь» из 53 тыс. военнослужащих было доставлено около 42 тыс. Не дошли до места назначения два ракетных полка, вооруженных ракетами Р-14, несколько надводных кораблей и другое вооружение. Однако, по оценке военного совета. [378]

Группа советских войск к этому времени была боеготова и способна совместно с РВС Кубы решить главную задачу — сорвать американскую интервенцию. События разворачивались быстро. Принцип «упредил-победил» имел вполне реальное значение в тот период времени: на войне как на войне.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Похоронен на воинском кладбище в г
Похоронен на братском кладбище циньюаньцзе в г
Материал дается в сокращении
Морозное утро 16 февраля
1935 года рождения

сайт копирайтеров Евгений