Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

МИНАМОТО ЕРИТОМО
(? – после 1185)

Первый японский диктатор с титулом сёгун (великий полководец). Глава клана Минамото.

В XII веке в Японии не прекращались кровопролития и непримиримая война между кланами Фудзивара, Тайра и Минамото. Императоры Страны восходящего солнца порой являлись только номинальными правителями, а реально за них правили регенты-диктаторы, сперва клана Фудзивара, а потом Минамото.
Япония в том столетии пережила ряд кровопролитных феодальных войн. Девять лет между собой воевали кланы вначале — Абэ и Минамото, после Киевара и Минамото. В 1156 году прошла война под названием «Хогэнноран». Поводом для нее стал спор за отцовский престол между двумя братьями — Госиракавой и Сутоку. Первый победил при помощи воинов-самураев клана Тайра и стал императором Госиракавой I. Он отправил проигравшего брата в ссылку на отдаленный остров.
Вскоре клан Минамото потерпел жестокое поражение от клана Тайра в ходе самурайской войны под названием «Хейдзи». Минамото долгое время собирался с силами, чтобы взять реванш.
Решающая схватка между кланами Минамото и Тайра вылилась в войну 1180–1184 годов, в ходе которой дружины самураев множество раз нападали друг на друга. В те годы клан Минамото во главе с военачальником Минамото Еритомо выступал против клана Тайра, во главе которого стоял диктатор японского Средневековья Тайра Киемори.
Война, битвы, стычки самурайского воинства носили самый ожесточенный характер. Пленных, как правило, не брали. Победная чаша весов сперва клонилась на сторону более многочисленных Тайра, но постепенно от них отошел ряд крупных феодалов, имевших сильные отряды самураев. Они были недовольны самоуверенным правлением диктаторского клана и присоединились к Минамото.
Войска Тайра стали терпеть серьезные поражения. В 1183 году они были изгнаны из столичного города Киото, в котором во время любых военных потрясений возвышался неприкасаемый императорский дворец. Затем самураи клана Тайра проиграли важную битву при Ясиме на острове Сикоку.
Решающее сражение между двумя кровными врагами состоялось в последний год войны. В проливе Симоносеки, который соединяет Корейский пролив с Внутренним Японским морем, состоялась битва двух огромных флотилий. Одновременно на берегу сразились две сухопутные армии. Об отступлении ни одна из сторон не помышляла, поскольку за попытку к бегству воин или моряк (не самурай) сразу же мог лишиться головы.
Силами Минамото командовал брат Еритомо — полководец Есицуно. Отличился в низвержении клана Тайра и другой брат Еритомо — Есио, и кузен Есинако. Сражение завершилось полнейшей победой армии и флота Минамото. Из войск клана Тайра спастись не удалось практически ни одному человеку. В плен самураи не сдавались и никого не брали. Раненые воины добивались самым безжалостным образом. Подобных примеров мировая военная история знает немного.
Еще несколько лет назад могущественный клан Тайра диктовал свою волю Японии. В последней битве он фактически перестал существовать. Таков был финал той действительно кровавой войны двух самурайских объединений-общин.
В 1185 году в Японии установилась диктатура Минамото Еритомо, начинавшего свой путь рядовым самураем. Но чтобы обезопасить себя, он приказал убить своих родных братьев Есицуно и Есио, кузена Есинако — победителей армии и флота клана Тайра. Были опасения, что они составляют заговор против главы клана.
«Злодейское» убийство было сразу же приписано самураям клана Фудзивара, дружины которых также были уничтожены. Так японский диктатор устранил потенциально возможных соперников.
Минамото Еритомо вошел в историю Страны восходящего солнца не только как признанный великий герой эпохи самурайства. Он стал первым ее диктатором с титулом сёгун, то есть великий полководец (главнокомандующий). Этот титул был дарован главе клана Минамото императором Госиракавой I, который наконец избавился от самоуверенного и непочтительного к нему клана Тайра.

КОНРАД МОНФЕРРАТСКИЙ
(? – 1192)

Участник крестовых походов. Маркиз. «Спаситель Иерусалимского королевства».

Рыцарствующий аристократ, которому суждено было стать в истории героем Третьего крестового похода, происходил родом из немецко-итальянской семьи правителя Монферрата, маленького феодального владения в Северной Италии. Маркизы Монферратские, умевшие быть и тонкими дипломатами, и людьми военными, занимали видное положение в Священной Римской империи.
Несколько их поколений участвовало в крестовых походах в Святую землю. Отец Конрада, маркиз Вильгельм, много лет провел в Иерусалиме. Брат, тоже Вильгельм, по прозвищу «Длинный меч», был первым мужем королевы Сибиллы Иерусалимской. Прежде чем сам Конрад Монферратский отправился в Палестину, он успел завоевать себе авторитет удачливого и храброго военачальника. Но воевавшие под его знаменами рыцари знали, что кроме большой физической силы он отличается еще и большим коварством.
Конрад с юности мечтал о королевской короне, считая, что маркизская ему «не по голове». Но стать венценосным монархом в Италии он просто не мог. А вот в Святой земле мог. И он отправился туда по суше, через Византию. Маркиз Монферратский несколько лет провел в Константинополе, будучи наемником у византийского императора. Ему даже предлагали пост главнокомандующего, но он от него отказался.
В 1187 году Конрад во главе небольшого отряда рыцарей отплыл в Святую землю. В то время положение крестоносцев там выглядело катастрофическим: в их руках оставались только Иерусалим, Тир, Аскалон и Триполи. Предводитель арабов полководец Саладин осенью того же года захватил Иерусалим и осадил приморский город-крепость Тир. Положение его защитников было уже отчаянным.
Вот в эти-то дни к Тиру подошла эскадра маркиза Конрада Монферратского. Тот высадился на берег с десятком рыцарей и сотней византийских рыцарей. Прибывшие бесстрашно ринулись в бой с мусульманами и прорвали осадное кольцо. Защитники города, видевшие все это, с большим восторгом открыли крепостные ворота перед героем-крестоносцем.
Деятельный и энергичный Конрад возглавил оборону Тира. Были восстановлены полуразрушенные городские укрепления, углублен ров. И самое главное — были успешно отбиты все штурмы с большими потерями для арабских воинов. Теперь все христиане Святой земли славили маркиза Монферратского как своего защитника и спасителя.
Саладин, отчаявшись в попытках взять крепостной Тир, попытался было обменять отца Конрада, взятого в плен в битве при Хаттине, на сдачу города. При этом сыну пленника предлагались почетные условия и богатые владения в Сирии. В противном случае Вильгельму-старшему грозила смерть. Но Конрад ответил парламентерам, что ради спасения родного отца он не станет предателем и изменником дела крестоносцев.
Тогда Саладин предпринял еще один яростный штурм города большими силами. Генеральный приступ мусульманского войска тирцы отразили с прежним успехом. Саладин был вынужден отступить от Тира. Вот тогда-то Конрада Монферратского и прозвали «Спасителем Иерусалимского королевства».
Вскоре иерусалимский король Гвидо Лузиньян, находившийся в плену после разгрома при Хаттине, купил себе свободу у Саладина тем, что сдал ему Аскалон. Когда монарх крестоносцев с королевой Сибиллой попытался найти приют за крепостными стенами Тира, то Конрад не открыл беглецам ворот. Рыцари и горожане осыпали с высоты крепостных стен своего монарха насмешками и закидали навозом.
В 1190 году отряды рыцарей-крестоносцев — английских, французских, германских, фламандских, итальянских и датских осадили сирийскую крепость Аккру. Саладин стал оказывать помощь осажденному мусульманскому гарнизону, и осада затянулась.
Тогда крестоносцы решили обратиться к правящему Тиром маркизу Монферратскому за помощью. Авторитет того был очень высок. Эту миссию успешно выполнил ландграф Людовик Тюрингенский. Не теряя времени, Конрад со своими отрядами двинулся к Аккре берегом моря. По пути он встретил остатки войска немецких крестоносцев, которые под ударами арабов отступали во главе с сыном трагически погибшего германского императора Фридриха Барбароссы. Немцы, ведомые герцогом Швабским, были деморализованы, но Конраду удалось вдохнуть в них прежний боевой дух.
7 октября войско маркиза Монферратского прибыло в осадный лагерь под Аккрой. Меньше всего прибывшим обрадовался иерусалимский король Гвидо Лузиньян: он знал, что Конрад охотится за его короной.
Действительно, вскоре маркиз объявил на нее свои права. Он сообщил, что женится на Елизавете, младшей сестре королевы Сибиллы, умершей в январе 1191 года от заразной болезни. Конрада не смущало то, что он был уже женат на сестре византийского императора Исаака Ангела, а Елизавета также не была свободна, имея мужа барона Готфрида Туронского.
Совет баронов большинством голосов постановил, что маркиз Конрад Монферратский является «единственным, кто мужеством, мудростью и политическим искусством» может спасти Иерусалимское королевство. Но те же бароны приняли компромиссное решение: венценосным монархом до конца жизни остается Гвидо Лузиньян, а маркиз ему наследует, владея пока Тиром, Сидоном и Бейрутом.
Уже после явного краха Третьего крестового похода его участники решили незамедлительно передать королевскую корону Конраду Монферратскому. Но тот ее так и не получил: через несколько дней после прибытия в Тир гонца с этим известием он был убит. Он стал жертвой, говоря языком наших дней, террористического акта.
28 апреля 1192 года маркиз ехал верхом в сопровождении личной охраны по одной из улиц Тира. Внезапно двое бедно одетых людей набросились на него и закололи кинжалами. Одного из убийц стража убила на месте, второй же успел укрыться в ближайшей церкви, где попросил убежища, которое ему было дано.
Когда по городу прошел слух, что маркиз остался жив, хотя и получил несколько ранений, второй убийца, тайно покинув церковь, сумел проникнуть в его дом и там добил свою жертву. После этого он умер под самыми изощренными пытками, не сказав ни слова.
Убийцами «Спасителя Иерусалимского королевства», одного из героев Крестовых походов, оказались асассины, фанатично преданные подданные Старца Горы, едва ли не самого первого создателя террористического сообщества, преследовавшего в своих действиях политические и иные цели.

САЛАДИН (САЛАХ-АД-ДИН ЮСУФ ИБН АЮБ)
(1138–1193)

Победитель крестоносцев, египетский султан-полководец. Основатель египетской династии Аюбидов.

У полководца Салах-ад-дина Юсуфа ибн Аюба было много блистательных побед на поле брани над крестоносным европейским воинством и ближневосточными мусульманскими правителями. Но история назвала его героем арабского Востока прежде всего за битву близ Хаттина у Тивериадского озера. Сражение состоялось безжалостно жарким днем 4 июля 1187 года и стало для мировой военной истории удивительным примером скоротечности смертельной, бескомпромиссной схватки многих десятков тысяч людей, одетых в стальные доспехи.
Христианское войско Иерусалимского королевства, численностью около 20 тысяч человек, ведомые проставленным в Европе военачальником рыцарей-крестоносцев Гвидо де Лузиньяном, выступило в поход против сарацин. Так европейцы в ту эпоху называли ближневосточных мусульман. Рыцари знали, что в земли Палестины — Святой земли вторглось огромное конное войско египетского султана Салах-ад-Дина, которое готово было обрушиться на Иерусалим. Гвидо де Лузиньян, большой знаток рыцарских войн в своем отечестве, вряд ли мог предположить, что его именитый противник знал о продвижении крестоносцев все, начиная с тех минут, когда первые их отряды вышли за стены города-крепости. Сарацинскому полководцу не составило большого труда найти по пути вражеского войска место, где он мог развернуть свою легкую конницу. И, что самое главное, поистине блестяще совершить внезапное нападение.
Такое поле брани было найдено у Тивериадского озера близ Хаттина. Атакующие не позволили крестоносцам развернуться для боя и, по всей вероятности, большую часть их атаковали, когда те двигались в походной колонне. В ходе скоротечного боя мусульмане перебили или захватили в плен большую часть армии Иерусалимского королевства. Только небольшой ее части удалось избежать гибели или несчастной участи стать военнопленными, которых обычно превращали в рабов.
Одержанная победа действительно относилась к числу «знатных». Среди попавших в плен оказался военачальник крестоносцев Гвидо де Лузиньян и остатки отряда «Верного креста», который был призван вдохновлять христиан Ближнего Востока на борьбу с мусульманами. В плен были захвачены иерусалимский король, великий магистр ордена тамплиеров и маркграф Монферратский. Пленных рыцарей египетский султан или отпускал за богатый выкуп, или обменивал на своих пленных воинов. Участь же рядовых крестоносцев была совсем иной.
Потери крестоносного рыцарства из Иерусалима оказались ужасающе велики. Поэтому то сражение вошло в историю крестовых походов под названием Хаттинского побоища. Битва же стала звездой первой величины в полководческой биографии Саладина, имя которого в переводе с арабского означало «честь веры»,
…Салах-ад-дин Юсуф ибн Аюб родился в Тикрите в Месопотамии (ныне Ирак). Его отец, курд по национальности, был старшим командиром в армии известного сирийского полководца Нур-эд-Дина, который успешно боролся с крестоносцами, пытавшимися раз за разом с благословения папы римского отвоевать у «неверных» Святую землю под лозунгами освобождения Гроба Господня и оказания помощи восточным единоверцам.
В юности Саладин изучал богословие в сирийской столице — Дамаске. И, возможно, намеревался избрать для себя духовную карьеру. Однако он все же пошел по стопам своего отца и стал военным. Начинал будущий герой арабского мира борьбу против европейцев-крестоносцев скорее всего рядовым воином в отцовском окружении. Но личная храбрость, умение подчинять себе людей, «видеть» картину боя довольно быстро выдвинуло его на командные должности в сарацинской коннице.
О первых военных деяниях Саладина история до нас ничего не донесла. Но известно, что в 1164 году он был уже правой рукой полководца Нур-эд-Дина. И под его знаменами успешно для своей карьеры мусульманского военного вождя участвовал в освобождении Египта от крестоносцев. С этого времени биография «Чести веры» прослеживается достаточно полно.
После смерти Нур-эд-Дина, Саладин возглавил арабское войско, которое признало его единоличную власть над собой. Он начал бесконечные войны с крестоносцами и их государствами на Ближнем Востоке — графством Эдесским, княжеством Антиохийским, королевством Иерусалимским, графством Триполи.
Вместе со званием главнокомандующего мусульманской армии Салах-ад-дин Юсуф ибн Аюб получил власть над завоеванным арабами Египтом. В 1174 году он совершил государственный переворот и основал династию Аюбидов. Саладин стал полновластным султаном Египта — крупнейшей тогда и сейчас страны арабского мира.
…Поводом к началу крестовых походов послужило завоевание турками-сельджуками Сирии и Палестины и большой части Малой Азии. Это заставило византийского императора Алексея I обратиться к христианским государям Западной Европы с просьбой о военной помощи.
Первый крестовый поход начался в 1096 году. Рыцари из Франции, германских земель и Южной Италии нанесли сельджукам ряд поражений и основали на Ближнем Востоке свои первые государства. В 1099 году они штурмом овладели Священным городом — Иерусалимом.
Второй крестовый поход начался в 1147 году. Его возглавили французский король Людовик VII и германский король Конрад III. Тогда и прославился арабский полководец Нур-эд-Дин, который не позволил французским рыцарям-крестоносцам овладеть Дамаском.
Став властелином Египта, султан Салах-ад-дин Юсуф ибн Аюб поставил на ключевые посты в государстве своих родственников и близких, надежных друзей. Он заметно усилил египетскую армию, сделав ее по преимуществу арабской, и создал современный для того времени военный флот. После этого Саладин пошел войной на ближневосточные государства крестоносцев.
За двенадцать лет непрерывных военных походов султан Салах-ад-Дин покорил Сирию и Ирак и стал признанным военным лидером мусульманского мира. Теперь государства рыцарей-крестоносцев на Ближнем Востоке со всех сторон были окружены владениями египетского правителя. Саладин поклялся изгнать «неверных» и объявил им священную войну.
В 1187 году 20-тысячная армия султана Египта вторглась в Палестину. Даже по европейским меркам Саладин создал современное войско. Половину его составляли конные лучники, вооруженные дальнобойными луками, стрелы которых были способны пробивать рыцарские стальные доспехи. Именно конные лучники первыми шли в атаку на европейцев и тучей каленых стрел расстраивали их ряды. Это позволяло сарацинскому полководцу выискивать слабые места в боевом построении противника. Затем в атаку шли конные воины, вооруженные саблями, которые начинали рукопашный бой. И только после этого в сражение бросались отряды пеших воинов, которым предстояло завершить разгром вражеского войска.
Саладин блестяще владел тактическими приемами ведения войн на арабском Востоке. Главный удар его конные лучники наносили по неприятельским флангам. Полководец умело применял и такой тактический прием, как заманивание крестоносцев с помощью притворного отступления в безводные, пустынные земли с целью истощить их силы, лишив при этом источников воды.
После Хаттинского сражения, которое серьезно подорвало военные силы Иерусалимского королевства, самого большого из ближневосточных государств крестоносцев, Саладин одержал еще несколько убедительных побед. С боя были взяты несколько укрепленных палестинских городов, таких как Акра и Яффа на берегу Средиземного моря. В захваченных крепостях ставились египетские гарнизоны во главе с султанскими наместниками.
После сражения при Хаттине вблизи Тивериадского озера крестоносцы некоторое время не отваживались сражаться с армией Салах-ад-Дина на открытом пространстве, предпочитая держать оборону в крепостях. Рыцари обратились за помощью к папе и монархам Европы и теперь ожидали начала Третьего крестового похода.
Султан-полководец Салах-ад-дин Юсуф ибн Аюб не стал ожидать прибытия помощи крестоносцам: в сентябре 1187 года он осадил Иерусалим.
История захвата европейцами Священного города была такова. Во время Первого крестового похода 7 июня 1099 года его осадили рыцари во главе с Готфридом Буйонским. 15 июля крепостные стены города были взяты штурмом, и в течение трех последующих дней там продолжалась резня, в которой, по некоторым данным, погибли 70 тысяч мусульман.
Осада Иерусалима египетской армией длилась 14 дней, в ходе которых крестоносцы совершили несколько смелых вылазок на позиции сарацин. После напряженной осады мусульманское войско ворвалось в город, жители и гарнизон которого начали испытывать большие трудности с водой и продовольствием. Последний иерусалимский король Гвидо де Лузиньян вынужден был капитулировать перед султаном Египта.
Саладин восстановил в Иерусалиме власть мусульман, которую они потеряли в 1099 году. В отличие от крестоносцев, султан поступил со своими пленниками благородно. Он освободил низверженного короля Гвидо де Лузиньяна, предварительно взяв с него рыцарское слово, что тот никогда больше не поднимет оружие против мусульманского мира. Христианам было дано 40 дней на то, чтобы они покинули Священный город.
Своими успешными действиями Салах-ад-Дин свел до минимума завоевания европейского рыцарства во время Второго крестового похода 1147–1149 годов. При дворе папы римского забили тревогу и стали спешно готовиться к Третьему крестовому походу в Святую землю.
Он начался в 1189 году. Во главе его стоял английский король Ричард Львиное Сердце, германский император Фридрих I Барбаросса и французский король Филипп II Август. Согласия между ними, естественно, не было с самого начала военных действий против сарацин, и они все время враждовали между собой. Однако и на сей раз крестоносное европейское рыцарство было полно решимости освободить от мусульман Святую землю.
Отличительной чертой этого крестового похода было то, что теперь рыцарскую армию поддерживал со стороны Средиземного моря многочисленный военный флот. Поначалу крестоносцам сопутствовала удача. В 1190 году рыцари взяли важный город Конья (Иконий), но при этом погиб германский император Фридрих I Барбаросса, а его войско распалось.
В 1191 году англичане и французы после двухгодичной осады взяли древний портовый город Акру (Аккон). В ее осаде и штурме участвовали войска Гвидо де Лузиньяна — он нарушил клятву, данную египетскому султану, великодушно даровавшему последнему иерусалимскому королю жизнь и свободу. После взятия Акры французский монарх Филипп II Август, снискав славу победителя сарацин, отбыл морем на родину.
Встревоженный новым нашествием крестоносного войска под командованием трех государей на Ближний Восток, султан Салах-ад-дин Юсуф ибн Аюб вновь собрал большую египетскую армию. Он призвал под свои знамена всех, кто хотел сразиться с христианскими рыцарями. Тем временем английский король Ричард Львиное Сердце при содействии флота в 1191 году завоевал отпавший ранее от Византийской империи остров Кипр и пошел в Палестину. Но Саладин преградил войскам Ричарда путь на Иерусалим, уничтожив в его ближних и дальних окрестностях все запасы продовольствия, которыми могли воспользоваться крестоносцы.
Решающее сражение между армиями английского короля и египетского султана состоялось 7 сентября 1191 года при Арсуфе. Войско крестоносцев заметно поредело после возвращения на родину большей части французских феодалов с их отрядами и немецких рыцарей. Согласно европейским источникам, армия сарацин насчитывала 300 тысяч человек, но эти цифры скорее всего сильно завышены. Но во всяком случае силы войска Саладина в битве при Арсуфе значительно превосходили силы европейцев.
Салах-ад-Дин первым начал сражение. Он приказал своим конным лучникам атаковать выстроившегося для боя неприятеля. Главный удар, как обычно, был нанесен сразу по обеим флангам. Атака первоначально прошла удачно — крестоносцы под яростным натиском сарацин подались назад. Однако ядро рыцарей во главе с Ричардом Львиное Сердце стояло непоколебимо.
Арсуфское сражение стало затягиваться. Султанская армия в беспрестанных атаках несла большие потери. Легковооруженным арабским всадникам было трудно пробить сомкнутый строй закованных в стальные доспехи рыцарей. Постепенно инициатива перешла к королю Ричарду, и в итоге сражение закончилось беспорядочным отступлением египетской армии, потерявшей в тот день 40 тысяч человек.
Война за обладание Святой землей, а вместе с ней и Третий крестовый поход закончились тем, что египетский султан Салах-ад-Дин и английский король Ричард Львиное Сердце во время их встречи в сентябре 1192 года заключили перемирие на три года. Фактически это соглашение оказалось мирным договором, действовавшим на протяжении многих лет.
За крестоносцами сохранялась прибрежная полоса от Тира до Яффы. Священный для христианского мира город Иерусалим оставался за мусульманами. Паломникам и купцам-христианам разрешалось свободно посещать его, равно как и другие места Палестины, ставшей после завоевательных походов Саладина частью Египетского султаната. Иерусалимское королевство сохранилось на карте мира, но теперь его столицей был средиземноморский город-крепость Акра.
Мирное соглашение о Святой земле и Священном городе, заключенное между египетским султаном и английским королем, было удивительно справедливым и равноправным для сторон. После этого Ричард I возвратился в Англию, не отказавшись, однако, от притязаний на Палестину. Однако его желаниям не суждено было сбыться, поскольку Четвертый крестовый поход, организованный папой римским Иннокентием III, начался только в 1202 году.
А султан Салах-ад-дин Юсуф ибн Аюб после подписания мирного соглашения с английским королем вернулся в сирийский город Дамаск, который очень любил, поскольку с ним были связаны его детство и юность. Там он заразился желтой лихорадкой и 4 марта 1193 года умер. Великий полководец был похоронен с подобающими его величию почестями. Рядом с большой городской мечетью в центре Дамаска ему была сооружена великолепная гробница.
Основатель египетской султанской династии Аюбидов вошел в мировую историю не только как герой арабского воинства, но и как полководец, сумевший объединить мусульман Ближнего Востока в борьбе с крестоносцами и одержавший над ними немало больших побед. Ко всему прочему Салах-ад-Дин прославился в истории своим справедливым правлением, заслужив тем самым преданность подданных и добрую память народную.
Его враги — крестоносцы отмечали его подлинно рыцарское поведение на войне и великодушное обращение с пленными. Он не был ни кровожадным восточным победителем, ни разрушителем культурных ценностей. Не случайно образ Салах-ад-Дина вдохновил английского писателя Вальтера Скотта на создание «Талисмана», художественного исторического описания событий Третьего крестового похода.

ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ
(? – 1238)

Рязанский боярин. Герой «Повести о разорении Рязани Батыем».

Когда в декабре 1237 года еще невиданное в истории Руси вражеское войско — 300-тысячная конная армия внука Чингисхана — хана Батыя обрушилась из Дикого Поля на Русь, то первый удар приняла Рязанская земля. Ее князь Юрий Игоревич (Ингваревич) отверг требование незваных гостей, которые хотели получить с его княжества десятую часть имущества «и в князьях, и в людях, и в конях». Он ответил ханским послам:
— Когда из нас в живых никого не останется, все себе возьмете.
Татаро-монголы осадили город-крепость Рязань, которую они взяли яростным штурмом, пробив таранами ее крепкие деревянные стены. Перед трагическим днем 21 декабря князь обратился к своим воинам, боярам и братьям-князьям, ко всем горожанам с такими словами:
— О господа мои и милые братья мои!.. Лучше нам смертью жизнь себе купить, нежели в поганой неволе быть! Выпьем смертную чашу!..
Перед началом осады рязанский князь отправил за помощью к тверскому князю своего ближнего боярина Евпатия Коловрата. Но удельная Тверь, решившая защищаться сама, отказала в помощи рязанцам. Боярину все же удалось набрать три сотни конных добровольцев, которые решили постоять за Русскую землю.
Евпатий Коловрат во главе этой небольшой дружины, в которой профессиональных ратников набиралось совсем мало, спешно вернулся на Рязанщину. Но там он застал сожженные селения и погромленный стольный град, среди дымящихся развалин которого тенями бродили случайно уцелевшие горожане. В живых не осталось никого из родных и близких. Тогда у боярина, состоявшего у князя в «ближней» дружине, и созрело страстное решение отомстить степнякам за разорение земли Рязанской.
За несколько дней Евпатий Коловрат сумел собрать отряд из 1700 мстителей. В нем оказались не только «погромленные рязанские мужи», но и черниговцы и тверичи. Большинство ратников-мстителей были пешими, плохо вооруженными, но преисполненными боевого духа.
Небольшая боярская дружина поспешила в догон вражеской рати. Путь держали на север: войско хана Батыя шло на Коломну и Владимир, всюду сея смерть, пожарища и опустошение. Для монголо-татар стало полной неожиданностью, когда у них в тылу появился воинский отряд, который бесстрашно нападал на них то в одном месте, то в другом с необыкновенной яростью, не давая пощады никому и не беря в плен. Завоевателям казалось, что это из окровавленных снегов поднялись на них «избитые» рязанские воины.
Озабоченный Батый приказал устроить на этот отряд, который громил его арьергардные сотни и тысячи, облаву. Часть войска Чингисида небольшими силами рассыпалась по округе, и стала привычно сжимать кольцо окружения. Дружина Евпатия Коловрата не могла вырваться из него по той причине, что большая часть ее была пешей, да и раненых в ней набиралось уже немало.
Рязанский боярин решил в такой ситуации пробиться в северные леса, к городу Угличу. Он повел своих воинов через Берендеево болото, но когда они вышли на лед Плещеева озера, то увидели, что со всех сторон окружены вражеской конницей. Здесь, на холмистом заснеженном берегу озера, и состоялась последняя битва дружины Коловрата.
Сеча началась столь яростная, что нападавшим конникам раз за разом приходилось откатываться назад. Русские ратники, засыпаемые тысячами стрел, бились отчаянно, дорого отдавая свои жизни. О той битве рассказано во многих летописях, но, пожалуй, наиболее ярко и детально в «Повести о разорении Рязани Батыем».
Ханским воинам все же удалось в начале битвы захватить в плен пятерых израненных бойцов. Когда их привели к Батыю, тот спросил пленников:
— Какой вы веры и какой земли и почему мне так много зла творите?
Те ему ответили:
— Веры мы христианской, богатыри великого князя Юрия Ингваревича рязанского, а из полка Евпатия Коловрата. Посланы… тебя, сильного царя, почтить, и с почетом проводить, и честь тебе воздать, то не удивляйся, царь: не успеваем наливать чаши на великую силу — рать татарскую!
Хан Батый послал в бой свои лучшие тумены во главе с ханом Хостоврулом. Тот, как говорится в летописях, съехался с рязанским боярином и пал от его меча. Видя это, ханские приближенные сказали Батыю:
— Мы со многими царями во многих землях, во многих битвах бывали, а таких удальцов и храбрецов не видали, и отцы наши нам не рассказывали…
Тогда Батый приказал расстрелять стрелами русскую дружину, которая теперь в малом числе билась, сбившись в круг на одном из прибрежных холмов. Когда на нем осталось с сотню воинов, которые продолжали мужественно биться, хан повелел доставить к месту схватки камнеметы. Огромные камни, летевшие на многие десятки метров, и решили исход боя на берегу Плещеева озера. Среди последних павших оказался и Евпатий Коловрат. Плененных врагами среди его ратников оказалось совсем немного.
Пораженный виденным хан Батый пожелал увидеть русского богатыря. Он долго молча рассматривал погибшего, потом произнес:
— О Коловрат Евпатий! Сильно ты потрепал меня малой своей дружиной, и многих моих сильных богатырей побил, и многие полки от руки твоей пали. Если бы у меня такой служил, держал бы его у сердца своего!
Чингисид приказал похоронить рязанского боярина-воеводу со всеми воинскими почестями. В уважение его небывалого мужества и воинской доблести хан отпустил из плена тех немногих русских воинов Евпатия Коловрата, которые бились в той памятной для истории нашего Отечества битве в самом начале страшного своей горечью 1238 года.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ли казнен после нечеловеческих пыток повозок конницы
Одно из таких имен леонтий коренной
Усиленная отрядами боевых колесниц под командованием полководца тянь цзи
Наполеон
Президент симон боливар решил помочь преданному ему генералу

сайт копирайтеров Евгений