Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

У ругов была еще одна отличительная черта, кроме того, что на них нападали с юга. В это время они были единственным из германских пле мен, живших к северу от границы Римской империи, которые были христи анами. При обстоятельствах, о которых мы ничего не знаем, они были обращены в христианство арианского толка 37 . Людвиг Шмидт предполагает (и, возможно, он прав), что они приняли христианство сразу после осво бождения из-под власти гуннов 38 . Но кто их обратил в христианство? Са мый простой ответ состоит в том, что это были остроготы, так как именно готские, а не римские священники распространяли Евангелие среди германских племен. Кроме того, римские священники в эти годы вряд ли стали бы распространять арианство. Если обращение ругов произошло благо даря готам, то это было их единственное достижение такого рода за границами Империи. Впрочем, мы очень мало знаем о зарождении христи анства на среднем Дунае 39 . Складывается впечатление, что разбойники-вар вары, praedones barbari , о которых говорится в главах IV . 1—4, были христи анами, так как Северин использует христианские аргументы, убеждая их отказаться от разбоя. Похоже, что он обращается к ним как к христианам. Короли ругов отличались той веротерпимостью, которая вообще была характерна для монархов-ариан, и сохраняли на редкость дружественные отношения с Северином, хотя тот был бескомпромиссным католиком. Король-католик в подобной ситуации совсем по-другому относился бы к святому-еретику 40 . Однако Северин, согласно Эвгиппию, не сделал ни одной попытки обратить их в католичество, несмотря на все свое огромное влия ние. (Ему не пришлось заниматься миссионерской деятельностью среди коренного населения Норика, так как, несмотря на то что в одном месте «Житии» (гл. XI ) упоминаются языческие обряды, местное население, видимо, было уже христианским к тому моменту, когда Северин впервые при был в провинцию.) Один из ругов, посетивших его, был приближенным

114

Часть третья. НОРИК

VII . Конец Норика

115

короля Фелефея. Святой вылечил его сына, но не воспользовался этой воз можностью, чтобы обратить знатного руга в свою веру ( XXXIII ). В разговоре с королем Флаккифеем Северин искренне говорит о различии в религии, которое их разделяет: «... si nos una Catholicafides annecteret . ..»( V . 2); но он ничего сделал для того, чтобы изменить положение вещей. Король много раз обращался за помощью к Северину. В первые годы своего царствова ния Флаккифей советовался с Северином, прося его разрешить конфликт с остроготами в Паннонии ( V . 1), а также помочь в переговорах с римскими разбойниками, похитившими его людей ( V . 3: особенно обратите внимание на гл. XLIII . 2). Сын и преемник Флаккифея Фелефей (также известный как Фева) с самого начала пошел по стопам отца ( VIII . 1). Даже королева Гизо, твердая сторонница арианства, просила Северина о помощи в спасении сына, когда он был взят в заложники ( VIII . 4). Иногда призывы о помощи исходили и с римской стороны. Святой посылал своих представителей к королеве Гизо, прося ее освободить римлян, которых она захватила в раб ство, но королева отказалась выполнить просьбу ( VIII . 2). Жители Бойотро просили Северина договориться с Февой о том, чтобы римлянам разреши ли торговать на варварском рынке к северу от Дуная. В этом случае святой отказал им на том основании, что Бойотро скоро будет разрушен ( XXII . 2). Когда Фева собирался силой выселить жителей нескольких приграничных городков из их домов и перевезти в другие жилища, святой встретился с королем и достиг с ним некоего компромисса ( XXXI . 2). Находясь на смертном одре, Северин призвал ( commonuit ) Феву и Гизо к себе и твердо их наставлял ( XL . 2): он просил их не угнетать невинных. Позже он о том же просил и Фердеруха ( XLII . 1). Ни в том, ни в другом случае ничего не было сказано об их обращении в католичество 41 .

Интересно, что при описании подобных встреч автор никогда не упо минает о присутствии переводчика. Значит ли это, что короли ругов гово рили на латыни? Если да, то где и когда они могли ее изучить и кто мог быть их учителями?

Влияние Северина на короля аламаннов ( rex ) Гибульда еще более удиви тельно, чем его связи с вождями ругов. Ведь Гибульд не был ни арианином, ни католиком, ни христианином вообще: он был язычником 42 . Однако он, согласно Эвгиппию, поехал в направлении Батависа для встречи с Северином, так как страстно желал его видеть. Уже после встречи он говорил, что никогда, ни на войне, ни когда-либо еще не испытывал такой дрожи, как в присутствии святого ( XIX . 2). Он обещал тому освободить пленников-римлян, хотя и сделал это весьма неохотно. Правда, позже частые и опустошительные набеги аламаннов продолжались ( XXV . 3; XXVII . 1-1; cf . XXXI . 4), а о Гибульде мы больше ни разу не услышим. Возможно, святой потерял свое влияние или король умер и набеги совершали другие pagi аламаннов, не под чинявшиеся Гибульду. Ответа на этот вопрос у нас нет 43 .

Но и с королевской семьей ругов отношения не всегда были безоблач ными. Королева Гизо сделала попытку заново крестить некоторых като-

ликов, то есть принять их в арианскую церковь ( VIII . 1). Важно понять, что именно собиралась сделать королева. Автор не говорит о том, что она пыталась насильно обратить их в свою веру 44 . Вероятно, они сами готовы были стать арианами, и королева просто хотела принять их в свою церковь обычным для арианского обряда путем, то есть через повторное креще ние. Ариане не признавали крещение по католическому обряду, так что, с их точки зрения, повторное крещение было необходимо. Если бы она пыталась силой обратить их в свою веру, Эвгиппий не упустил бы случая рассказать нам о таком вопиющем случае. Кто были эти католики, согла сившиеся на такое моральное падение? Один из исследователей называет их просто «некоторые из ее подданных-католиков». Другой идет дальше и заявляет, что она пожелала повторно крестить всех своих подданных-ка толиков 45 . Но Эвгиппий не называет их подданными королевы. Единствен ное правдоподобное объяснение, как мне кажется, состоит в том, что не которые римляне считали полезным для себя принять религию своих соседей варваров, то есть ругов; возможно, они собирались поступить к ним на службу. Больше нигде в «Житие» ни о чем подобном не говорится, тем более что для католического писателя это была болезненная тема, и вряд ли он хотел долго на ней останавливаться. Конечно, королева не собиралась обращать в арианство всех римлян, которые к ней попадали. Например, однажды она приказала увезти нескольких римлян из деревни ( vicus ) вблизи Фавианиса, чтобы использовать их в качестве рабов. Они должны были стать рабами самого низшего типа, хотя непонятно, о каком типе рабства здесь идет речь ( VIII . 2). Но автор не говорит, что королева собиралась крестить рабов, да и вряд ли она могла к этому стремиться — ариане никогда не были сильны в миссионерстве. Интересно было бы знать, много ли было среди ругов перебежчиков (если они и вообще были) из римлян и каковы были мотивы этих перебежчиков. Во всяком случае, этот феномен нигде вдоль северной границы не наблюдался по вполне понятной причине: в это время к северу от границы не было другого пле мени варваров-христиан.

Когда Гизо собиралась повторно крестить людей, то, согласно догматам своей веры, она не делала ничего плохого. Единственное святотатство, о котором упоминается в «Житие», совершил Фердерух, который забрал себе одежду, предназначавшуюся для бедных, а также выкрал серебряную чашу из церкви монастыря св. Северина в Фавианисе. Более того, он не ушел, пока не вынес из церкви все ее убранство 46 . В разных странах ариане, быва ло, конфисковывали католические церкви, чтобы проводить в них свои служ бы, но они редко разоряли их только ради грабежа 47 .

Только однажды в книге говорится о существовании в провинции языч ников. В Кукуллисе, castellum ' e , населенном гражданскими людьми ( cives ), Северин однажды столкнулся с группой людей, все еще приносящих жерт вы языческим богам. Чудесным образом святой сумел выявить виновных. После этого они открыто признали свою вину, и Эвгиппий дает нам по-

116

117

нять, что заблудшие души вернулись на праведный путь. По словам Эв- гиппия, святой не стал разбивать принадлежавшие им предмета культа 48 . Можно сказать, что ко времени прибытия Северина в Норик около 454 года язычество было уже мертво и провинция была уже практически пол ностью христианской.

4. Военные действия варваров

То, что мы знаем о военных действиях варваров, касается в основном нападений на города Норика. Как мы видели, Коммагенис защищали жив шие там варвары-федераты, которые так старались, что даже перерезали друг друга. У нас нет сведений о том, что город пал под натиском врагов. Фавианис также не подвергался штурму, хотя варвары совершали набеги, заканчивавшиеся у самых стен города ( IV , If ., X ). Тибурния, столица Нори ка Средиземноморского, была атакована остроготами, но город не сдался ( XVII . 4). Лауриакум в Норике Прибрежном также не подвергался штурму, хотя жители в конце концов оставили его ( XXXI . 6). Эвгиппий рассказывает об excidium ' e из городов нижнего Дуная, но он имеет в виду эмиграцию жителей, а не разрушение городов военными средствами ( XXVIII . 1). Но некоторые города действительно были разрушены. Астурис был захвачен бандой неизвестных варваров ( I . 2 insidias ), которые напали неожиданно и полностью разрушили город, уничтожив всех жителей, кроме одного. Эвгиппий, очевидно, не смог выяснить, какие именно варвары захватили Астурис. Это самое раннее событие в его повествовании, которое случилось более чем за пятьдесят лет до времени написания книги. Возможно, един ственный оставшийся в живых свидетель так никогда и не узнал, кто имен но разрушил город. Батавис был также захвачен врасплох неожиданной атакой варваров. До этого аламанны постоянно нападали на него, но не смогли захватить. Во время событий, описанных в главе XX , там еще нахо дились войска. Но аламанны, хотя и не взяли город, захватили некоторых жителей в рабство. В конце концов, город подвергся неожиданной атаке некоего Гунумунда, под началом которого было всего несколько варваров ( XXII . 4). В это время большая часть населения была на сборе урожая, и всего сорок человек остались охранять город 49 . Вероятно, в это время войск в городе еще не было. Однако город не прекратил существования. Жизнь в нем продолжалась, и позднее туда переселились жители Квинта- ниса ( XXVII . 4). Этот город подвергался постоянным набегам аламаннов, и когда большая часть населения переселилась в Батавис, оставшиеся жители стали жертвами неожиданного нападения тюрингов, которые многих убили, а других взяли в плен ( XXVII . 3 Thoringis irruentibus ). Однако варва ры не в состоянии были захватить город, поскольку в нем еще оставались все его жители. Наконец, город Иовиако был захвачен герулами, которые опустошили его, взяв в плен многих жителей и убив священника ( XXIV . 3).

В одном месте книги рассказывается о том, что многочисленный от ряд аламаннов «все опустошил, но форты были в безопасности» благода ря тому, что их жители вели себя как истинные христиане ( XXV . 3). Оче видно, что штурм городов в Норике происходил редко и только в тех случаях, когда защитники города или частично переселялись в другие места, или были заняты сбором урожая. Единственным превосходством варваров была внезапность, и все захваты городов, о которых мы знаем, произошли именно благодаря внезапному нападению. Обычно варвары нападали ночью ( XXX . 2 f .), в это время они могли использовать приставные лестницы ( XXX . 4). Если городу угрожало нападение, то жители, по совету Северина, обычно переносили все съестные припасы из сельской местности в город ( XXX . I ) 50 . Зная о возможном нападении, жители Лау- риакума выставляли дозорных, которые должны были предупреждать о появлении захватчиков ( XXX . If .). Так как с исчезновением границы ис чезло и организованное, постоянное наблюдение за ней, каждому городу пришлось самостоятельно заботиться о своей безопасности, поэтому даже странно, что в книге так редко упоминаются часовые и дозорные, хотя когда-то на стенах Лаурикума стояли дозорные, наблюдавшие за потенци альным врагом ex more ( XXX . 2). Возможно, это было делом само собой разумеющимся, и поэтому Эвгиппий не считал нужным о нем упоминать, а с другой стороны, возможно, что города не могли позволить себе ежед невно отрывать людей от работы и посылать их в дозор. В таком случае именно эта неосмотрительность привела некоторые города к трагедии.

Всего в двух случаях автор называет конкретные цифры, и они невели ки. Мы знаем, что когда жители Батависа ушли на уборку урожая, они оставили в городе всего сорок мужчин для охраны ( XXII . 4). Кроме того, набеги аламаннов привели к тому, что часть жителей была захвачена в рабство. Посланец Северина смог договориться о том, что семьдесят че ловек отпустят на свободу, позднее другой посланец смог вызволить из рабства «целую толпу» пленников ( XIX . 5 magnam ... copiam ). Общее ко личество плененных жителей, вероятно, не превышало двух сотен. Из этого следует, что и отряды нападавших были также немногочисленны. Когда в 376 году везеготы перешли Дунай и углубились в Римскую империю, а вандалы, аланы и свевы в 406 году перешли Рейн, их количество в обоих случаях, по-видимому, насчитывало десятки тысяч. Однако в приграничных набегах на Норик участвовали отряды, состоявшие, вероятно, из нескольких сотен воинов. Ведь целью этих отрядов был обычный гра беж, а не поиск новых земель для постоянного проживания, как в случае с вандалами, везеготами и другими племенами 51 . Так что жители городов Норика вполне в состоянии были защитить свои города от разрозненных банд. Когда остроготы осадили Тибурнию в Норике Средиземноморском, жители сопротивлялись им с переменным успехом и в конце концов под писали с ними договор и передали для них безвозмездные пожертвования, которые они собрали и вручили Северину ( XVII . 4). Вряд ли эти

118

Часть третья. НОРИК

VII . Конец Норика

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Везеготские фе дераты рима сражались на стороне феодосия против мятежника евгения под руководством империи предложение
Томпсон Э. Римляне и варвары. Падение Западной империи истории античности 8 востока
Томпсон Э. Римляне и варвары. Падение Западной империи истории античности 2 приложение
Томпсон Э. Римляне и варвары. Падение Западной империи истории античности 6 относительно
Прокопий объективности ради пишет

сайт копирайтеров Евгений