Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

История создания Русского централизованного государства была иной, чем история складывания национальных государств в Западной Европе. Не находит ли она параллелей в истории восточных стран — например в истории Османской империи? Противопоставляя русское самодержавие европейскому абсолютизму, Г.В. Плеханов характеризовал Московское государство как «монархию восточного типа».[6] Эта мысль оказала, по-видимому, определенное влияние на западную историографию. Так, создатель теории «восточного деспотизма» К. Виттфогель связывал образование восточных монархий, к которым он причислял и Московское государство, с необходимостью воздействовать на природу в широких масштабах, в частности с ирригацией и мелиорацией.[7] Но объяснение это не может претендовать на универсальность и во всяком случае малоприменимо к русской истории.

В советской же историографии по-прежнему доминируют те же представления о становлении единой русской государственности, что и в 50-е годы: в дымке патриотического романтизма средневековая Русь незаметно сливается с европейскими странами. Поэтому проблема «Витязя на распутье», одна из самых важных проблем отечественной истории, еще долго будет занимать историков, прежде чем будет окончательно решена. И вехой на пути ее разрешения будет книга А.А. Зимина с характерным для его творческого метода органическим сочетанием анализа и синтеза, стремлением не только исследовать проблему, но и дать читателю связное повествование о событиях и людях той бурной и сложной эпохи. Наши источники дают очень мало материала для психологических характеристик, но Зимин всегда настойчиво стремился преодолеть этот недостаток. Пожалуй, в «Витязе...» это ему удалось, как нигде.

Следует еще сказать о языке книги. Работам А.А. Зимина, особенно 70-х годов, свойствен эмоциональный стиль изложения, сочетающийся с восходящим к летописной манере спокойным тоном. Полностью лишенный фальшивого наукообразия, шаблонного «научного» жаргона, язык «Витязя...» чист и прозрачен, не ставит преграды между книгой и читателем. Труд А.А. Зимина обращен к пытливому читателю, собеседнику и оппоненту, с надеждой, что и он может мыслить так же нестандартно, как и автор.

Поразительно то, что книга, написанная 10 лет назад, не [217] устарела и в начале 90-х годов. Опережающе верна интуиция ученого, его голос созвучен с настроениями нашего общества, осознавшего, что история не существует без людей, что социальное знание не аксиоматично, и требующего от исторической науки рассказа яркого и правдивого, не спрямляющего историческую действительность в угоду тем или иным формулам. Свою книгу А.А. Зимин характеризовал во введении к ней как «звено в цепи усилий многих поколений отечественных и зарубежных ученых, не жалевших сил в исследовании российской истории», и выражал «сыновнюю благодарность» своим предшественникам. Цепь продолжена, и последующие историки с такой же «сыновней благодарностью» вспоминают и будут вспоминать одного из самых неутомимых и даровитых тружеников на этом поприще — Александра Александровича Зимина.

При подготовке рукописи к изданию, естественно, не учитывалась вышедшая после смерти автора литература. Единственное отступление — перевод на последние издания ссылок на Сигизмунда Герберштейна и Афанасия Никитина. Кроме того, переведены ссылки на Устюжский летописный свод, вошедший в 37-й том Полного собрания русских летописей, и разграничены ссылки на Софийскую I летопись (Бальзеровский список) и Софийскую I летопись по списку Царского, помещенные в 5-м томе Полного собрания русских летописей параллельно. Были устранены отдельные фактические неточности и проверен научно-справочный аппарат.

Рукопись подготовлена к изданию В.Г. Зиминой и Я.С. Лурье при участии В.Б. Кобрина и А.Л. Хорошкевич. Указатель составлен К.В. Барановым.

Авторский текст рукописи хранится в личном архиве А.А. Зимина.

В.Б. Кобрин, Я.С. Лурье, А.Л. Хорошкевич

Подготовители книги считают своим долгом с глубокой благодарностью отметить поистине подвижническую деятельность Владимира Борисовича Кобрина (1930—1990) по публикации творческого наследия своего Учителя — А.А. Зимина.

 

[1] Список трудов А.А. Зимина (сост. А.Л. Хорошкевич) см.: Археографический ежегодник. 1980. М., 1981. С. 274-284. См. также: Каштанов С.М. Александр Александрович Зимин (1920—1980) // Там же. С. 357-358; Он же. Александр Александрович Зимин — исследователь и педагог // История СССР. 1980. № 6. С. 152-157; Кобрин В.Б. Александр Александрович Зимин. Ученый. Человек // Исторические записки. 1980. Т. 105; Он же. Новейшие труды о процессе централизации Русского государства // Россия на путях централизации. М., 1982. С. 256-269; Он же. А.А. Зимин // Родина. 1990. № 8. С. 83-84; Лурье Я.С. Об А.А. Зимине — источниковеде и текстологе // Вспомогательные исторические дисциплины. Сб. XIII. Л., 1982. С. 328-331; Овчинников Р.В. К историографии Крестьянской войны начала XV в. // Россия на путях централизации. С. 273-280; Ермолаев И.П., Литвин А.Л. Новая советская историография о Среднем Поволжье XVI в. // Там же; Панеях В.М. Вспомогательные исторические дисциплины в научном наследии А.А. Зимина // Вспомогательные исторические дисциплины. Сб. XIV. Л., 1983. С. 107-135; Хорошкевич А.Л. Памяти Александра Александровича Зимина // Историографический сборник. Вып. XI. Саратов, 1983; Спорные вопросы отечественной истории XI—XVIII вв. Тезисы докладов и сообщений Первых чтений, посвященных памяти А.А. Зимина. М., 13-18 мая 1990 г. М., 1990; Alef G. Alexandr Aleksandrowich Zimin (1920—1980) // Slavic Review. 1980. V. 39. N 2. Р. 363-364; Waugh D.Cl. Alexandr Aleksandrowich Zimin (1920—1980) // The Russian Review. 1980. V. 39. N 3. Р. 390-392; Russ H. Alexandr Aleksandrowich Zimin (1920—1980) // Jahrbucher fur Geschichte Osteuropas. 1980. Bd 28. Ilf. 3. S. 479-480; Kleimola A.M. In Memory of A.A. Zimin (1920—1980) // Soviet Sludies in History. 1981. V. XX. N 2; Vodoff Wl. A.A. Zimin (1920—1980) // Revue des Etudes slaves. 1981. V. LIII. N 4. P. 627-631; Keenan E. A.A. Zimin (1920—1980) // Kritika. 1980. V. XVI. N 1. P. 1-4; Вулетич В. А.А. Зимин // Зборник за славистику. Т. 20. Матица српска. 1981. С. 196-197; Essays in Honor A.A. Zimin. Ohio, 1985.

[2] Подробнее см.: Кобрин В.Б. Под прессом идеологии // Вестник АН СССР. 1990. № 12. С. 25-40.

[3] Подробнее см.: Хорошкевич А.Л. «Опричнина Ивана Грозного» А.А. Зимина // Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. Изд. 2. доп. и испр. М., 1992.

[4] Обретение свободы // Родина. 1990. № 8. С. 88.

[5] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 406-416. Ср.: Павлова-Сильванская М.П. К вопросу об особенностях феодализма в России // История СССР. 1968. № 4. С. 78.

[6] См.: Плеханов Г.В. История русской общественной мысли. М., 1914. С. 191.

 <<<     ΛΛΛ   

Зимин А. Витязь на распутье истории России 6 монастырь
Боярин назван василием
Выдал жалованную грамоту на это село василий декабря
Духовную василия i в 1423 г
В грамоте князя юрия дмитриевича 1404 г

сайт копирайтеров Евгений