Пиши и продавай! |
Это замечание критика говорит о невысоком качестве содержания журнала, но, с другой стороны, показывает, что массовый журнал имеет тенденцию отражать вкусы и чаяния своего читателя. К сожалению, "Библиотека для чтения" ориентировалась на невзыскательные вкусы. Но сама попытка ответить на существующую в обществе потребность в чтении говорит о том, что издатели, редакторы начинают осознавать необходимость дифференцировать читательские запросы. История "Библиотеки для чтения" говорит о том, что, если издание не растет, а топчется на месте, не учитывает роста читательских запросов, оно своего читателя теряет. Редакторы "Библиотеки для чтения" О.И. Сенковский и ставший позднее его соредактором Н.И. Греч с течением времени сделали журнал консервативным, проправительственным и в 40-е годы он свое значение потерял. Можно предположить, что в 30-40-е годы XIX века значительно изменилось качество чтения. Толстые журналы "Отечественные записки", "Современник", речь о которых пойдет ниже, повысили требовательность читателя к литературе, учили тому, как следует воспринимать литературное произведение, совершенствовали вкусы и предпочтения читающей публики. Выросшая публика отказалась от "Библиотеки для чтения", рассчитанной на весьма незатейливые и примитивные интересы. С точки зрения развития редактирования, опыт журналов весьма и весьма интересен, так как дает основания для некоторых общих выводов. Очевидно, такой тип издания, как журнал, в большей мере, чем альманах, оказывает влияние на восприятие произведения, что обеспечивается за счет структуры издания и отбора сочинений. Кроме того, в журнале активно развиваются литературные жанры. В журнале, по сравнению с альманахом, роль редактора усиливается. Видимо, не случайно именно в журнальном издании разделяются функции редактора и издателя. Причем редактор начинает осознавать необходимость учета запросов читателя. §4 Редакторская подготовка книжных изданийВ рассматриваемый период значительный объем в потоке изданий приходится на книжные издания. В начале XIX века сократилось число издаваемых книг по сравнению с концом XVIII века. Но постепенно книгоиздание расширяется. На первом месте по количеству изданий стоит художественная литература, книги исторического и религиозно-богословского содержания. На втором месте - научная литература. В это время издание литературы осуществляли и сами авторы, и владельцы типографий, и книгопродавцы. Кроме того, издательской деятельностью занималась Академия наук (на государственные средства), а также научные общества, которые на собственные деньги выпускали свои труды. Начало века характерно дальнейшим развитием изданий. Значительно изменились поэтические вкусы читающей публики. Утрачивается интерес к одам, надписям, эпистолам и другим жанрам поэзии классицизма и усиливается интерес к лирике - интимной, сентиментальной, романтической . Видоизменяется облик изданий. Теперь уже на титуле обозначают не только жанр произведения и имя автора, как это делалось раньше ("Притчи" Александра Сумарокова, "Элегии" Федора Козельского и т.п.). Заботой автора и издателя сборники получают самостоятельные названия. Назовем несколько таких сборников. "Минуты муз" В. Попугаева - 1801; "Цветы граций" П. Шаликова - 1802 год; "Пустынная лира забвенного сына природы" И. Варакина - 1807; "Сумерки моей жизни" И. Долгорукова - 1806; "Венок для милых" - 1809; "Печальные, веселые и унылые тоны моего сердца" Ф. Рындовского - 1809. Усиливается дифференциация видов изданий, формируется их облик, который определяет оформление издания, принципы расположения произведений. Изменяется традиционное расположение стихотворений в соответствии с требованиями иерархии жанров. Поэты решают этот вопрос в соответствии с тематикой произведений или опираясь на другие принципы. В то же время антологии русской поэзии все еще создаются по привычным правилам. В.А. Жуковский опубликовал "Собрание русских стихотворений" (1810-1815), расположив произведения по жанровому признаку. Привычной формы придерживается и Г.Р. Державин, подготовивший свое собрание сочинений со строгим соблюдением жанрового принципа и принципа иерархии жанров. После его смерти этот принцип использовался при издании его произведений. Например, в четырехтомном издании "Сочинений" Державина (издатель - А.Ф. Смирдин), которое вышло в свет в 1831 году. Уже в первой трети XIX постепенно определяются основные аспекты работы редактора, круг обязанностей, формируются формы и методы подготовки книжных изданий. Публикуя литературно-художественные произведения, редактор, как правило, над их текстом не работал. Хотя при подготовке изданий другой литературы работа над текстом проводилась. В 1805 году один из владельцев типографии Кряжева пишет Максимовичу, автору издания "Указатель российских законов": "Вы же сами знаете, что я кроме обязанности моей печатать получаемый от вас оригинал вам деятельно помогал и в приведении оного в порядок..." . Напомним, что "редактирование" в буквальном значении перевода с французского и есть "приведение в порядок". Важное направление работы редактора - определение композиции издания. В рассматриваемый период композиция издания становится предметом литературно-критического анализа. Так, по поводу упомянутого издания Державина Н.А. Полевой писал: "Новое издание сочинений его великолепно, но порядок, в каком они расположены, нам не нравится... Хронологический порядок был бы лучше, ибо сочинения Державина нельзя делить на роды" . Полевой выступает против жанрового принципа расположения материалов. По поводу издания произведений Державина он пишет: "...Вернее всего принять порядок хронологический. Тогда получили бы мы поэтическую летопись внутренней жизни его и могли видеть, как и что делало впечатление на пламенную душу поэта..." . Полевой поднимает вопрос и о полноте издания, отборе произведений, подготовке примечаний. Он пишет: "Жаль, что нет вариянтов; жаль, что не все собрано. Не говорим о примечаниях, которых, говорят, оставил Державин две большие тетради... Проза его также остается неизвестною. Державин описал, говорят, подробно бунт Пугачева - как это любопытно. И почему этого не издать" . Таким образом, Полевой рассматривает подробно технику подготовки собрания сочинений. Большое влияние на развитие собственно редакторского дела в России оказал издатель и книгопродавец А.Ф. Смирдин. Объединив силы крупнейших и известнейших писателей того времени, этот издатель ориентировался на запросы широкой читающей публики и опирался на сформировавшийся уже интерес к художественной литературе. Не случайно Белинский называет тридцатые годы XIX века "смирдинским периодом". Лежащий в основе комплектования альманаха |
|
|
|