Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ЛИТТ (Litt) Теодор (27.12.1880, Дюссельдорф, — 16.7.1962, Бонн), нем. философ и педагог, один из основоположников «педагогики культуры». Учился в Боннском и Берлинском ун-тах. В 1904—18 преподавал в гимназиях, в 1914—17 работал в департаменте просвещения Мин-ва культов Пруссии. Проф. ун-тов Боннского
(1919 и с 1947) и Лейпцигского (1920—37; 1945—47). В период фаш. диктатуры досрочно ушёл на пенсию.
Осн. пед. идеи сформулировал в трудах «Мысли о культуроведческом принципе обучения» («Gedanken zum kulturkundlichen Unterrichtsprinzip», 1925), «Руководить или растить?» («"Fuhren" oder "wachsenlassen"», 1927), «Самопознание человека »(«Selbsterkenntnis des Menschen», 1938) и др. Последователь духовно-ист, школы В. Дильтея, идеи к-рого трактовал в духе неогегельянства. В педагогике видел опосредующее звено между культурой и «воспитат. действительностью» — одну из наук о духе, постигающих его социально-культурную целостность. По Л., культурологич. ориентация педагогики предполагала содержат, анализ как духовной организации отд. личности, так и состояния культурной общности. «Педагогика культуры» призвана, по Л., открыть перед человеком «иррациональную конкретность» жизненной действительности и дать личности ист. осознание своей уникальности, охватывающей осн. тенденции становления целостного «нац. духа». В обучении Л. противопоставлял пассивному рациональному познанию предметного мира природы (к-рое он видел у позитивистов) активно-личностный подход к ценностям духовной культуры. Акцентировал внимание на гуманитарном образовании. Методом пед. познания считал интерпретацию «воспитат. феномена», проявляющуюся в переживании, в т. н. вхождении в язык, нравственность, иск-во и др. «объективации духа». Воспитание Л. определял как личностный перенос идеального содержания от человека к человеку и как «духовное становление» в совм. жизни с людьми. В «педагогике культуры» Л. видел прежде всего «методику мышления», направленную на «высвечивание» воспитат. эффекта. Л. особое внимание уделял взаимодействию образования и политики («организованной воли гос-ва») и теоретически обосновывал необходимость полит, воспитания молодёжи бурж. гос-вом. Оказал значит, влияние на формирование офиц. доктрины воспитания в ФРГ, а также на социально-критическую педагогику и пед. антропологию.
Соч.: Die Philosophie der Gegenwart und ihr Einflu? auf das Bildungsideal, Lpz., 19303; Das Bildungsideal der deutschen Klassik und die moderne Arbeitswelt, Bonn, 19596; Padagogik und Kultur. Kleine padagogische Schriften, 1918—1926, Bad Heilbrunn, 1965.
Jlum.: Sinn und Geschichtlichkeit. Werk und Wirkungen Theodor Litts, hrsg. von J. Derbo-lav [u. a.], Stuttg., 1980. В. Б. Куликов.
ЛИТЦ (Lietz) Герман (28.4.1868, Думге-невиц, о. Рюген, — 12.6.1919, Хаубинда, Тюрингия), нем. педагог, сторонник нового воспитания. Изучал теологию и философию в Йенском ун-те. В 1896—97 знакомился с постановкой уч.-воспитат. дела в «новой школе» С. Редди в Великобритании. Основал систему частных сел. воспитат. домов для мальчиков и юношей 8- 12 лет (Ильзенбург, 1898), 12—15 лет (Хаубинда, 1901), 15—18 лет (Биберш-тейн, 1904). Эти интернаты, по замыслу Л., должны были воспитывать «духовную элиту», способную противостоять разрушающей человеческий дух действительности. Среди уч. предметов Л. особо выделял изучение нац. истории, лит-ры, иск-ва. Образовательная подготовка у Л. подчинялась воспитат. задачам: выработка миропонимания, формирование воли (по Л., «фундаментальной функции»
519
человека) и характера определяли весь образ жизни и быта воспитанников. Широко применялся физич. труд (гл. обр. с.-х.), к-рый Л. рассматривал как важное средство оздоровления духа и тела. В интернатной общине, своеобразной «воспитат. провинции», призванной, по мысли Л., формировать в учащихся дух нац. единства, культивировались естеств., доверит, отношения между учителями и воспитанниками. Л. стремился воспитат. средствами создать будущее общество как «великий синтез духа и тела, физич. и умственного труда». К этому будущему, как он считал, ведут не полит, реформы и учреждения, а самопожертвование, воодушевление, любовь и сила, поставленные на службу новому воспитанию. В пед. соч. Л. выступал последователем Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Критиковал герм. ср. школы за перегруженность программ книжными знаниями, за одностороннее увлечение преподаванием иностр. языков и математики. В сел. воспитат. домах Л. стремился преодолеть разрыв между теорией и практикой, опираясь из «действие», на общинную активность.
Соч.: Emlohstobba, В., 1897; Die deutsche Nationalschule, Lpz. — Veckenstedt, 1920; Die ersten drei deutschen Landerziehungsheime. 20 Jahre nach der Begrundung, Veckenstedt am Harz, 19192.
Лит.: Опытные школы в Германии. Сб. ст., пер. с нем., М., 1926. П. А. Лебедев.

ЛИХАНОВ Альберт Анатольевич (р. 13.9.1935, г. Киров), писатель, обществ, деятель, ч.-к. РАО (1993; ч.-к. АПН СССР с 1990). По окончании Уральского ун-та (1958) на журналистской работе в газ. «Кировская правда», «Комсомольское племя», «Комсомольская правда», с 1967 ответств. секретарь и в 1975—88 гл. ред. журн. «Смена». Инициатор создания Сов. дет. фонда (1987), задачей к-рого стали защита прав ребёнка, улучшение жизни детей — сирот, инвалидов, оставшихся без попечения родителей. Пред. Правления этого фонда, в 1991 получившего назв. Рос. дет. фонд. През. Междунар. ассоциации дет. фондов. Участвовал в организации науч. исследований по проблеме трудного детства, в подготовке правительств, постановлений, направленных на охрану интересов детей.
Трилогия Л. «Семейные обстоятельства» («Чистые камушки», «Лабиринт», «Обман»; все — 1974), романы и повести «Мой генерал» (1975), «Солнечное затмение» (1977), «Кикимора» и «Магазин ненаглядных пособий» (1983), «Последние холода» (1984), «Детская библиотека» (1985) и книги для взрослых «Голгофа» (1979), «Благие намерения» (1980), «Высшая мера» (1982), «Драматическая педагогика» (1983, 19903) посвящены проблемам нравств. воспитания подростка, вступающего в сложные взаимоотношения с окружающим миром, ответственности взрослых за детей. Нек-рые произведения Л. экранизированы (худож. фильм «Благие намерения» получил премию Междунар. католич. opr-ции кино и аудиовизуальных средств, 1986). Гос. пр. РСФСР (1980), Междунар. пр. им. Я. Корчака (1987).
Соч.: Собр. соч., т. 1—4, М., 1986—87.
Лит.: М о т я III о в И., А. Лиханов, М., 1981.

ЛИХАЧЕВ Борис Тимофеевич (р. 10.8. 1929, Москва), педагог, акад. РАО (1993; д. ч. АПН СССР с 1990), дер пед. наук, проф. (1970). В 1952 окончил пед. ф-т МШИ. До 1968 преподавал в Вологодском
пед. ин-те, одновременно (1960—62) директор его базовой школы. В 1968—70 зам. нач. Отд. пед. науки МП СССР. В 1970—85 директор НИИ ХВ, с 1985 в НИИ теории и методики воспитания АПН, с 1992 зав. лаб. экологии, культуры личности в ин-те развития личности.
Под руководством и при участии Л. исследованы проблемы теории и практики эстетич. воспитания. Результаты исследований опубликованы в коллективных монографиях «Эстетич. воспитание школьников» (1974), «Эстетич. воспитание в школе. Вопросы системного подхода» (1980), «Эстетич. воспитание школьной молодёжи» (1981), «Система эстетич. воспитания школьников» (1983).
Л. изучал закономерности воспитания как саморазвития дет. личности и как целенаправленный пед. процесс системы методов воспитания и психол. воздействия и др.
Соч.: Эстетика детской жизни, [Вологда], 1968; Эстетика воспитания, М., 1972; Теория коммунистич. воспитания, М., 1974; Общие проблемы воспитания школьников, Ми979; Воспитат. аспекты обучения, Ми982; Простые истины воспитания, М., 1983; Теория эстетич. воспитания школьников, М., 1985.

ЛИХАЧЕВ Дмитрий Сергеевич [р. 15(28).11.1906, Петербург], филолог и историк культуры, обществ, деятель, акад. РАН (акад. АН СССР с 1970), чл. мн. заруб, академий. Герой Соц. Труда (1986). В 1928 окончил Ленингр. ун-т. За участие в студенч. религ.-филос. кружке был репрессирован (1928), отправлен в Соловецкий лагерь, а оттуда на стр-во Беломорско-Балтийского канала. По возвращении (1932) работал корректором. С 1938 сотрудник Ин-та рус. лит-ры (Пушкинский Дом) в Ленинграде, с 1954 руководил сектором др.-рус. лит-ры. Проф. ЛГУ (1946—53). Пред, правления Рос. междунар. фонда культуры «Наследие» (с 1986). Гос. пр. СССР (1952, 1969).
Осн. труды посвящены изучению истории рус. лит-ры 10—17 вв. (обоснование художественности её жанров, в т. ч. ре-лиг., ист. и деловых; закономерности развития и анализ отд. памятников), вопросам текстологии и источниковедения, а также творчеству рус. писателей, гл. обр. связанных с Петербургом (Пушкин, Гоголь, Некрасов, Достоевский, Лесков, Блок, Ахматова). Предложенные Л. принципы подхода к лит. материалу: осмысление ист.-социального контекста, анализ «стилей эпох» в их соотнесённости с изображением человека; сопоставление поэтики рус. лит-ры — древней и нового времени, фольклорных жанров, особенностей устной речи изучаемого периода — открывают совр. читателю возможность воспринять далёкие по времени создания произведения в ист.-культурной перспективе. Важную науч. и общеобразоват. роль играют труды Л. по изучению «Слова о полку Игореве», раскрывающие его поэтич. суть и худож. особенности (в т. ч. науч.-популярные работы, комментированные издания академич. типа и рассчитанные на массового читателя, шк. аудиторию).
В 80-х гг. создал культурологич. концепцию, в русле к-рой рассматривал проблемы гуманизации жизни людей и соответствующей переориентации воспитат. идеалов, а также всей системы образования как определяющие обществ, развитие на совр. этапе.
Понятие культуры Л. трактует не только как сумму нравств. ориентиров, знаний и проф. навыков, но и как ист. память
(связь с духовным и материальным наследием), как творческую подготовку культуры будущего на основе прошлого и настоящего. Ратуя за сохранение культуры от разрушения и забвения, ввёл понятие «экология культуры». Принципиально важной в концепции Л. является идея взаимосвязи культуры и природы («Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей», 1982, 19912).
С культурой Л. тесно связывает понятие интеллигентности, характерными чертами к-рой являются стремление к расширению знаний, открытость, служение людям, терпимость, ответственность; подчёркивает нравств. сущность культуры и интеллигентности. В этич. аспекте Л. рассматривает проблемы нац. культуры и нац. характера («Заметки о русском», 1981, 19842). Пропагандируя лит. краеведение, воспитание через изучение «малой родины», любви к отечеству в целом, Л. в то же время проводит мысль о единстве культуры, считая нац. культуру частью мирового культурного процесса. С тревогой размышляет о «духовном Чернобыле», к-рым грозят подрастающему поколению мн. жанры совр. массового иск-ва (видео и кино).
Нравств. проблемам (развитию в подрастающем поколении гуманности, интеллигентности, патриотизма) специально посвящены книги Л., обращённые к педагогам и молодёжи: «Земля родная» (1983), «Письма о добром и прекрасном» (1985, 19882).
Соч.: Избр. работы, т. 1—3, Л., 1987; Прошлое — будущему. Статьи и очерки, Л1985; Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет, Л1989; Книга беспокойств. Воспоминания, статьи, беседы, М., 1991.
Лит.: Дмитрий Сергеевич Лихачев, М., 19893; Квятковский Е. В., О добром и прекрасном, СП, 1990, № 5.
Л. А. Дмитриев, Б. Ф. Егоров.

ЛИХУДЫ, деятели образования в России, педагоги, публицисты и переводчики, братья: Иоанникий (в миру — Иоанн) (1633—1717) и Софроний (в миру — Спиридон) (1652—1730). Происходили из знатного греч. рода, окончили Падуанский ун-т. В 1676—80 Софроний преподавал в школах Греции и в греч. школах Албании и Македонии. В 1685 Л. по приглашению царя Фёдора Алексеевича и патриарха Иоахима приехали в Москву для организации преподавания в Славяно-греко-латинской академии. Начали свою деятельность в школе при Богоявленском монастыре (с 1687 в составе академии), где преподавали греч. грамматику и риторику. В академии они читали на греч. и лат. яз. курс «свободных иск-в». В 1686—93 Л. составили учебники грамматики, пиитики, риторики, логики, физики (в аристотелевском духе) и психологии (не преподавалась), в к-рые они включили ряд метод, указаний. В основе их преподавания лежали принципы схоластич. педагогики, но при этом Л. стремились учитывать нац. и возрастные особенности учеников. В академии Л. применяли элементы взаимного обучения: ст. ученики обучали младших, был создан подготовит, класс «словенского книжного писания». Учениками и помощниками Л. в академии были Ф. Поликарпов-Орлов и Н. Семёнов (Головин), ставшие впоследствии преподавателями академии, а также А. Барсов, Карион Истомин и др.
В полемике между сторонниками греч. и лат. образованности Л. отстаивали интересы грекофилов, хотя считали необходимым изучение латыни. Преподавание лат. яз., физики и философии вызывало раздражение наиболее реакц. церк. кругов, в 1694 Л. были отстранены от работы в академии, в 1698 удалены в монастырь. По выходе из него (1706) про должали пед. деятельность в организованной ими сла-вяно-греч. школе в Новгороде Великом, где читали греч. грамматику, пиитику и риторику по своим учебникам. В 1707 Софроний, а в 1716 Иоанникий вернулись в Москву, преподавали в греч. школе. Л. занимались также переводами, писали полемич. соч. против католиков, лютеран, старообрядцев. Создали ряд панегирич. произведений, посвящённых крупнейшим событиям петровской эпохи (взятию Азова, Полтавской битве, Ниш-тадтскому миру и т. п.). В «Слове о Софии» и «Собрании разных филос. предметов» рассмотрели ряд филос. проблем. Редактировали «Трёх язычный лексикон» Поликарпова-Орлова и новый перевод Библии.
Большая часть рукописных учебников Л. хранится в Гос. ист. музее и РГБ.
Соч.: Мечец духовный, Казань, 1866; [Слово о Софии], в кн.: Сменцовский М., Церковно-ист. мат-лы, СПБ, 1899.
Лит.: Смеловский А., Братья Ли-куды и направление теории словесности в их школе, ЖМНП, 1845, т. 45, № 2 — 3; Сменцовский М. Н., Братья Лихуды, СПБ, 1899; Лермонтова Е. Д., Похвальное слово Лихудов царевне Софье Алексеевне, М., 1910 (с текстом); К о и ы л с и к о M. M., Рукописная греч. грамматика братьев Лихудов, «Визант. временник», т. XVII, М. — Л., 1.960; Фонкич Б. Л., Новые материалы для биографии Лихудов, в кн.: Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник за 1987 г., М., 1988. А. И. Рогов.

ЛИЦЕИ (от греч. Lykeion), тип ср. или высш. уч. заведения. Исторически первый Л. (ликей) — др.-греч. филос. школа близ Афин, основанная Аристотелем в 335 до н. э. и просуществовавшая ок. 8 столетий. Получила назв. от храма Аполлона Ликейского, вблизи к-рого находилась. В Др. Риме подобные уч. заведения носили такое же название (б-ка Цицерона в Тускулануме, гимназия на вилле Адриана). В эпоху Возрождения Л. назывались повышенные школы, готовившие к обучению в ун-тах. Средние образоват. Л. были созданы во Франции в 1802 указом Наполеона I по образцу иезуитских коллегий. В отличие от коллежей, содержавшихся общинами, они субсидирова-лиг- ~v_bom (см. в ст. Франция). Во мно-п. t»..-гранах Л. слились с гимназиями, с к-рыми их сближало содержание предлагавшегося учащимся образования. Назв. «Л.» сохранилось в ряде стран, гл. обр. для обозначения особой ступени подготовки между осн. классами общеобразоват. школы и высшими уч. заведениями. В Германии с 1912 Л. создавались как жен. уч. заведения, дававшие высш. образование. В Италии Л. назывались 3 высших гимназич. класса.
Л. имеются в ряде зарубежных стран (Зап. Европы, Лат. Америки и Африки). Во Франции Л. — единств, тип совр. ср. общеобразоват. школы с 7-летним сроком обучения (на базе 5-летней нач. школы). Со 2-го кл. (счёт классов обратный) учащиеся распределяются на гуманитарные, естеств.-матем. и техн. секции; в выпускном классе 5 секций: философии и фило-лологии, экономики, математики и физики, биологии, техники (каждая из них имеет свой уч. план). Выпускники Л. сдают экзамен на бакалавра. В Италии
Л. делятся на классич. и реальные, срок обучения 5 лет (на базе 5-летней нач. а 3-летней промежуточной школы). В Швейцарии в кантонах с франц. яз. Л. наз. 3—4-летние ст. циклы ср. школы, в Бельгии — ср. школы для девочек, в Польше — 4-летние школы, дающие полное ср. образование.
Л. в России до 1917 — сословные привилегиров. уч. заведения для детей дворян, готовившие гос. чиновников. В 19 в. их было 6, к 1917 — 3.
Самым значительным был имп. Л. в Царском Селе. Учреждён в 1810 с целью «образования юношества, предназначенного к важным частям службы государственной». Устав Л., разработанный при участии M. M. Сперанского и мин. нар. просвещения А. К. Разумовского, был утверждён 12 авг. 1810. Л. открыт в Царском Селе 19 окт. 1811. Первоначально находился в подчинении мин. нар. просвещения, с 1822 в ведении управления воен.-уч. заведений. В Л. принимались дворянские дети в возрасте 10—12 лет. На 1-й курс было принято 30 воспитанников по личному выбору Александра I. На последующие курсы принималось до 50 чел., с 1832 — до 100 чел. За 6 лет обучения (два 3-годичных курса, с 1836 — 4 кл. по полтора года) лицеисты изучали закон Божий, логику, этику, правоведение, политэкономию, статистику, российскую и всеобщую историю, физ. и матем. географию, математику, начала физики и космографию, риторику, языки (рус., лат., франц. и нем.) и словесность, иск-ва и др. Выпускники получали права окончивших ун-т и (в зависимости от успехов) чин 9- 14-го класса. Для желающих поступить на воен. службу проводилось дополнит, воен. обучение, им предоставлялись права окончивших Пажеский корпус. В 1814—29 при Л. состоял Благородный пансион, готовивший к поступлению в Л. или выпускавший воспитанников на службу.
1 янв. 1844 Л. переведён в Петербург, переименован в имп. Александровский и подчинён ведомству имп. Марии. По уставу 1848 комплект воспитанников увеличен до 156 (50 казённокоштных, 100 своекоштных, 6 не платящих за обучение из детей служащих Л.). В 1877 реорганизован в 6-классный с курсом продолжительностью 1 год. В 1882 при Л. образованы 3 подготовит, класса на 90 воспитанников. В 1901 созданы Совет Л. из бывших его воспитанников и Конференция из профессоров, преподавателей и, курсовых представителей. Предмет.!'.., давания в Л. неоднократно изменяяй^ь. В нач. 20 в. преподавались: на мл. курсе и в приготовит, классах — закон Божий, рус., лат. языки, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, физика, химия, космография, география, естеств. история, психология и логика, языки (англ., франц., нем.), чистописание, рисование, музыка, пение и др.; на, ст. курсе — право (мн. отрасли), полит, экономия, статистика, история философии, история рус. и всеобщая, богословие, гигиена, история литератур русской, всеобщей, франц., англ, и немецкой. Преподавали в Л. лучшие проф. Петербурга. За 107 лет (74 курса) Л. выпустил ок. 2 тыс. чел. Среди выпускников многие получили известность как писатели, художники, гос. деятели и др. Первый курс занимает особое место: А. С. Пушкин и его друзья А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин. Выпускниками Л.
были педагог Н. А. Корф, министры нар. просвещения А. В. Головин, Д. А. Толстой. Л. закрыт после Окт. революции в связи с отменой сословных привилегий.
Старейшим в России был Демидовский Л. в Ярославле, учреждённый в 1803 как высших наук уч-ще на средства мецената П. Г. Демидова. По уставу 1805 уч-ще зависело от Моск. ун-та, управлялось выборным проректором и советом. Открыто 29 апр. 1805. Принимались лица, окончившие курс нар. уч-щ, а также имевшие домашнее образование. Для детей дворян (9—11 лет) был открыт приготовит, пансион. В программу обучения включались: юрид., экон., ист.-филол., матем. науки, естеств. история (с технологией), словесность древних языков и рос. красноречие, новые языки, закон Божий (с 1819 богословие и история рус. церкви). Окончившие курс принимались на службу с чином 14-го кл. С 1811 аттестаты Л. приравнивались к университетским. В 1833 уч-ще преобразовано в Л., принимались окончившие гимназию. Пансион был присоединён к Ярославской гимназии, проректор заменён директором. Курс обучения стал 3-летним. Особое внимание обращалось на юрид. и камеральные науки. Устав 1845 освободил Л. от подчинения Моск. ун-ту. В программу добавилось изучение основ с. х-ва, лесоводства, бухгалтерии. В 1868 преобразован в Демидовский юрид. Л. (работал с 1870). По уставу 1874 управлялся директором, советом и правлением, проф. и доценты назначались МНП. С 1886 для студентов введена университетская форма. На Л. распространялись врем, правила 27 авг. 1905 об университетской автономии. Уч. предметы те же, что на юрид. ф-те ун-та (4 года обучения). В составе профессуры были известные учёные. В 1846—49 читал лекции К. Д. Ушинский. В 1918 Л. преобразован в Ярославский ун-т (с 1924 Ярославский пед. ин-т им. К. Д. Ушин-ского).
Ришельевский Л. в Одессе вёл своё начало от частного пансиона де Вольсен, взятого в 1803 под покровительство новороссийским ген.-губернатором А. Э. Ри-щелье. С 1805 пансион стал наз. Благородным воспитат. ин-том, исполняя роль гимназич. отделения коммерч. гимназии, осн. в том же году; в 1811 взят на казённое содержание. В ин-т могли поступать дети с 4 лет полными пансионерами, курс обучения был 8-летний. 2 мая 1817 ин-т и коммерч. гимназия были преобразованы в Л., к-рый по уставу состоял из собственно Л., начального и ланкастерского, а также 2 дополнит, уч-щ (где преподавались правоведение, полит., экон., коммерч. науки). При Л. были пансион и пед. ин-т. Обучение носило скорее гимназический, чем университетский, характер. Во главе Л. стояло правление из родственников обучавшихся (4 чел.) под председательством одесского градоначальника. В 1830—36 правление ведало всеми уч. заведениями Одесского округа. С 1829 вместо 6 стало 11 кл., в т. ч. 4 гимназических, 4 лицейских (с 2 отделениями- филос. и юридическим). По Уставу 1837 Л. приблизился к высш. уч. заведению, имел 2 отделения: физ.-мат. и юридическое; ин-т вост. языков (до 1854) с кафедрами, как в ун-тах. В 1842 открыто камеральное отделение (с.-х. и естеств. наук). Гимназия была почти совсем отделена от Л. В 1862 принято решение о преобразовании Л. в ун-т, в 1865 на базе Л. открыт Новороссийский ун-т.
521
Волынский (Кременецкий) Л. осн. в 1805 в г. Кременец прогрессивным польск. деятелем просвещения Т. Чацким с целью распространения польск. культуры среди укр. населения и для подготовки чиновников для Волыни. Содержался гл. обр. на пожертвования частных лиц. Был в ведении МНП. До 1819 наз. Высш. во-лынской гимназией. Состоял из 2 отделений: низшего (4 кл. по одному году) и высшего (3 курса по 2 года). В низших классах преподавались языки (лат., польск., рус., нем. и франц.), а также арифметика, география, учение о нравственности. На высш. курсах — много-числ. матем., словесные и юрид. предметы. Обилие предметов вело к тому, что воспитанники отказывались от многих из них, что приводило к узкой специализации и нарушало деление на курсы. Указом 21 авг. 1831 Л. был закрыт, т. к. все учащиеся примкнули к Польск. восстанию 1831. В Польше Л. был возобновлён в 1921 и действовал до 1939. При воссоединении Зап. Украины с УССР на базе быв. Л. был создан учительский ин-т (1940), реорганизованный в 1952 в Кременецкий пед. ин-т (в 1969 переведён в Тернополь).
Нежинский Л. кн. Безбородко основан нд средства, завещанные этим гос. деятелем и меценатом. Разрешение на создание высш. уч. заведения для укр. дворян получено в 1805, но только в 1820 была открыта Гимназия высш. наук кн. Безбородко; устав её утверждён в 1825, Курс обучения — 9-летний. Преподавались закон Божий, древние языки, рус., нем. и франц. языки, математика, история и география, словесность российская и древних языков, философия, технология с химией, естеств. история, гос. х-во, фи-нанс. наука, римское право и его история, рус. гражд. и уголовное право, судопроизводство и др. В 1832 гимназия преобразована в физ.-мат. Л., состоявший только из 3 высш. классов (гимназич. постепенно закрывались) с 6 отделениями (срок обучения на каждом 6 мес). В 1840 преобразован в юрид. Л. В программе Л. имелся только 1 теоретич. предмет из области права — энциклопедия законоведения. В Л. было 2 общеобразоват. кафедры: рус. истории и статистики, теории поэзии и рус. словесности. Курс обучения — 3-летний. При Л. был интернат (до 1863). Среди выпускников Л. — Н. В. Гоголь и педагог П. Г. Редкий. В 1875 Л. преобразован в Историко-филол. ин-т (с 1920 Нежинский пед. ин-т; с 1939 — им. Н. В. Гоголя).
Катковский Л., имп. Л. в память цесаревича Николая в Москве основан на средства публициста M. H. Каткова, проф. П. М. Леонтьева, банкира С. С. Полякова и др., в дальнейшем получал гос. субсидии. Открыт 13 янв. 1868. Состоял из 8 гимназических и 3 лицейских (университетских) классов. По сравнению с классич. гимназиями более обширны программы по древним языкам, преподавалась естеств. история, вводились вечерние занятия по новым языкам. Питомцы лицейских классов посещали в качестве вольнослушателей лекции в Моск. ун-те (кроме мед. ф-та), нек-рые университетские предметы преподавались в самом Л. Через 3 года (вместо 4) наравне со студентами держали гос. экзамен. В Л. принимались преим. пансионеры, но имелись полупансионеры и приходящие. Во главе Л. — правление (пред. — директор) и совет (пред. — моек. ген.-губернатор). Особенность Л. — система туторства (тьюторства). Тутор (на 15 пансионеров) наблюдал за учением, нравств. и физич. воспитанием, составлял об этом подробные отчёты. В 1872—78 при Л. действовала Ломоносовская учительская семинария. В 1899 лицеисты держали экзамены по 3 ф-там (ист.-филол., юрид., физ.-мат.), затем только по юридическому.
По уставу 1890 задачей Л. было дать общее ср. образование, содействовать успешному прохождению воспитанниками университетского курса, практич. подготовке учителей для гимназий. По врем, положению 26 апр. 1906 университетские классы организованы в объёме юрид. ф т? с 4-летним курсом. Закрыт в 1917.
ВРос. Федерации с нач. 90-х гг. назв. Л. принимают нек-рые ср. уч. заведения с углублённым изучением дисциплин по определённому профилю (физ.-мат., естеств.-науч., техн. и др.). В В 1992/93 уч. г. насчитывалось ок. 200 Л. (св. 115 тыс. уч-ся).
Лит.: Постановление о Лицее, СПБ, 1810; Селезнев И. ЯИст. очерк имп. бывшего Царскосельского, ныне Александровского лицея..., СПБ, 1861; 50-летний юбилей имп. Александровского лицея, СПБ. 1861; К аре ев Н., Краткий очерк истории имп. Александровского лицея (1861 — 1886), в кн.: Памятная книжка имп. Александровского лицея на 1886, СПБ, 1886; Грот Я., Пушкин, его лицейские товарищи и наставники. Ст. и мат-лы, СПБ, 18992; Бернацкий В. А., Имп. Александровский лицей в Ведомстве воен.-уч. заведений, СПБ, 1911; Рубец А. А.. «Наставникам, хранившим юность нашу». Памятная книжка чинов Александровского, б. Царскосельского лицея с 1811 по 1911, СПБ, 1911; Памятная книжка лицеистов. 1811 — 1911, СПБ, 1911; Кобеко Д. Ф., Имп. Царскосельский лицей. Наставники и питомцы. 1811 — 1843, СПБ, 1911; Гастфрейнд Н. А., Товарищи Пушкина по имп. Царскосельскому лицею. Мат-лы для словаря лицеистов первого курса. 1811 — 1817, т. 1 — 3, СПБ, 1912—13; Руденская М. П., Они учились с Пушкиным, Л., 1976; «Прекрасен наш союз...». Сост. и сопроводит, текст Н. Я. Эй-дельмана, M., 19822. Гимназия высш наук и лицей кн. Безбо-родко, СПБ, 18812; Сребницкий И. А., Очерки из истории Лицея кн Безбородко (1832—1875), Нежин, 1895; Образование и устав Ришельевского лицея в Одессе, СПБ, 1818; Михневич И., Ист обзор 40-летия Ришельевского лицея с 1817 по 1857, Од., 1857; Маркевич А. И., 25-летие имп. Новороссийского ун-та, Одиз90; Головщиков К. Д., История Демидовского юрид. лицея в Ярославле (1803—1899), Ярославль, 19002; Щеглов В. Г.. Высш. уч. заведение в г. Ярославле им. Демидова в первый век его образования и деятельности, Ярославль, 1903; Покровский С. П., Демидовский лицей в г. Ярославле в его прошлом и настоящем, Ярославль, 1914.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ образоват учреждений, осуществляется с целью проведения единой гос политики в области образования, гос регулирования условий образоват процесса, а также защиты прав граждан на получение образования, создания правовых гарантий для деятельности и развития образоват учреждений разл организац -правовых форм В Рос Федерации введено в соответствии с Законом об образовании (1992) Экспертиза и принятие решения о выдаче лицензии на право ведения образоват деятельности осуществляется по заявлению образоват учреждения Категории учреждений, подлежащих Л , и ее порядок регламентируются положениями, утвержденными в 1994 Мин-вом образования Рос Федерации и Госкомвузом Лицензии общеобразоват учреждениям выдаются гос органами управления образованием, в т ч ведомственными или субъектов Федерации, на основании заключения экспертной комиссии, в к-рую представляются регистрац , уставные документы, сведения о преподават составе и штатах, данные о материально-техн базе и оснащенности образоват процесса Лицензии на право ведения образоват деятельности религ образоват учреждениями выдаются по представлению руководства соотв конфессии, зарегистрированной на терр Рос Федерации в установленном порядке Предмет и содержание экспертизы — установление соответствия мед , сан , штатных и др условий осуществления образоват процесса и его оснащенности гос и местным требованиям Содержание, организация и методика образоват процесса предметами экспертизы не являются Мотивированное заключение экспертной комиссии служит основанием для решения соотв органа управления образованием о выдаче лицензии В лицензии фиксируются название, статус учреждения, его юрид адрес, виды реализуемых программ и др данные В обязат приложениях приводятся направления подготовки, др виды образоват деятельности и образоват услуг, формы и сроки обучения, возрастной ценз обучаемых, их предельная годовая численность и т п Отрицат заключение и основанный на нем отказ в выдаче лицензии могут быть оспорены в судебном порядке Срок действия лицензии — до 5 лет Образоват учреждение может иметь одновременно неск лицензий на образоват деятельность по разл направлениям, специальностям, уровням подготовки и т п Передача лицензий др учреждениям не допускается В случае реорганизации (изменения статуса) образоват учреждения лицензия утрачивает силу Учреждение может быть лишено лицензии в случае нарушения условий осуществления образоват процесса и др.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Многоуровневые связи с фольклором взрослых особым образом отразились на самой структуре ф д
Планом введения всеобщего обучения
Историк-медиевист
Изучающая развитие психики человека
Логич смысл союзоввсе содержание шк обучения требует овладения логич стороной уч задач учащиеся

сайт копирайтеров Евгений