Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

4. Охарактеризуйте несторианский спор и связанный с ним Третий вселенский собор в 431 г. в Ефесе при императоре Феодосии II.

5. Охарактеризуйте Четвертый вселенский собор (в Халкидоне) в связи с евтихианством (монофизитством) при императоре Маркиане в 451 году.

6. Как мы должны относиться к несторианству и монофизитству?

7. Патриаршества в V веке. Папа римский Лев I. На чем основал он ложное самовозвышение?

8. Дайте краткую характеристику распада Римской империи. Как сохранилось христианство во время этого распада?

9. Культ девы Марии и святых угодников (V в). Охарактеризуйте.

Из всех государств, существовавших в шестом веке в западной части бывшей Римской империи, самым большим и самым сильным государством была Франкская империя. К пятому веку христианская церковь состояла из пяти патриархатов: Римского, Константинопольского, Иерусалимского, Антиохийского и Александрийского. Во главе каждого патриархата стоял епископ, имеющий почетное наименование патриарха. В результате распада Римской империи четыре восточных патриархата - Константинопольский, Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский - оказались на территории Византийской империи, и только римский патриархат был в западной части бывшей Римской империи. Сильное Франкское государство, перед которым трепетали все мелкие королевства, взяло римского патриарха (папу) под свою защиту.

Таким образом, с шестого века римский патриархат христианской церкви оказался территориально оторванным от других четырех патриархатов, находившихся на территории Византии. Формально еще не было разделения в христианской церкви, но фактически уже создались предпосылки для самостоятельного развития двух частей христианской церкви: западной (католической) и восточной (православной).

Вопрос о целибате (безбрачии)

В четвертом, пятом и шестом веках среди служителей христианской церкви разгорались споры о том, может ли служитель церкви быть женатым. Из повестки дня вселенских соборов, происходивших в четвертом и пятом веках, эти вопросы исключались, но тем не менее они вызывали многочисленные споры в среде христианства. Ни один вселенский собор не запрещал брака духовенству, но местные соборы неоднократно возвращались к этому вопросу. Официальных решений принято не было, но предпочтения в продвижении по служебной лестнице оказывались тем епископам, которые не были женатыми. Внедрялось мнение, что настоящим пастырем может быть только такой пастырь, который отказался от личной жизни ради всецелого служения Христу.

Римские епископы в этом вопросе пошли еще дальше. Если в восточных патриархатах преобладало мнение, что только епископы должны быть неженатыми, то римские епископы стали ратовать за то, чтобы не только епископы, но и все священники отказались от семейной жизни. Конечно, подобное мнение не основано на Слове Божием. В апостольский век не было различия между епископом и пресвитером. Руководители первых христианских общин именовались епископами или пресвитерами, а их помощники - диаконами. И вот что пишет апостол Павел о епископе и диаконе: "Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителей, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних,чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую. Диаконы также должны быть честны, не двуязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим" (1 Тим, 3,2-12).

Из этих слов апостола Павла ясно видно, что в первохристианской церкви ни от епископа, ни от диакона не требовался отказ от семейной жизни. Семейная жизнь является лучшей школой христианства. Но, конечно, если кто из служителей Христовых пожелает, ради служения Христу, отказаться от семейной жизни,то они могут это сделать. Таковым был и сам апостол Павел, который решил никогда не жениться, решил не обзаводиться семьей, дабы все его время всецело принадлежало Христу. Апостол Павел был исключительной личностью, исключительным орудием Божиим, он ездил по всему тогдашнему миру с проповедью Евангелия, и возникновение первых христианских общин связано с его именем. Поэтому он счел лучшим не обременять себя семьей. Отказавшись от семейной жизни ради интересов Царствия Божия, апостол Павел не требовал этого от других служителей.

В пятом, и особенно в шестом веках, в христианской церкви, вопреки Слову Божию, стало складываться мнение, что епископ не должен быть женат, а римский патриархат к шестому веку уже в довольно категорической форме стал требовать, чтобы все духовенство было безбрачным. В западном, то есть в римском патриархате, все больше и больше распространялся так называемый "целибат" не только для монахов, не только для епископов, но и для всех священников. Целибат - это латинское слово и в переводе на русский язык означает "безбрачный". Официально целибат для всего духовенства был узаконен в западной церкви в двенадцатом веке, а неофициально он широкое распространение стал получать с шестого века. К шестому веку христианская церковь, особенно в западном патриархате, имела обширные землевладения. Руководители западной церкви смотрели на целибат как на средство сохранения земельной собственности за церковью. Поскольку руководители церкви становились безбрачными, то земельная собственность оставалась в руках церкви и не переходила в руки иных наследников.

Введение целибата явилось серьезным отступлением западной церкви от первохристианства. Отказ от супружеской жизни для большинства священников был непосильным бременем. Целибат не приблизил духовенство к Богу, но, наоборот, удалил от Него. Вместо того, чтобы жить нормальной, здоровой супружеской жизнью, многие священники встали на путь тайного разврата, на путь тайных пороков. Люди, которые ратовали за целибат, уверяли, что он сделает священников святее, но на самом деле он утопил их в омуте тайного разврата. Забыли люди, ратовавшие за целибат, предупреждение апостола Павла: "Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как и я; но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться" (1 Кор. 7,2-9).

Движимый Духом Святым, апостол Павел оставил мудрое наставление. Лишь исключительные личности могут воздержаться от брачной жизни, не утопая при этом в омуте разврата. Поэтому Господь не требует от Своих служителей, чтобы они уклонялись от брачной жизни. Однако с введением целибата все многочисленное духовенство западной церкви становилось безбрачным; безбрачие объявлялось обязательным условием для служения Богу. И в результате, вместо честной семейной жизни, стали процветать нечестные, безнравственные поступки многих служителей церкви.

Роль Хлодвига в количественном росте Западного патриархата

После распада Римской империи западный патриархат стал оторванным от восточных патриархатов, оказавшихся на территории Византийской империи. Римский епископ уже давно претендовал на первенство среди других епископов христианской церкви, утверждая, что поскольку апостол Петр был первым римским епископом, то все последующие римские епископы должны получить первенство среди всех епископов. Численность христиан в римском патриархате неимоверно возросла после падения западной части Римской империи, ибо вторгшиеся в пределы бывшей Римской империи, так называемые, варвары были почти поголовно зачислены в христианство Хлсдвигом, принявшим христианство и ставшим сильнейшим королем. За короткое время, по численности христиан, западный патриархат стал значительно большим, чем четыре восточных патриархата, вместе взятые. Само собой разумеется, что истинных христиан было мало, подавляющее большинство формально было зачислено в христианство. Численный рост западного патриархата вскружил голову западным епископам и, в первую очередь, римскому патриарху (папе). Они стали себя чувствовать стоящими выше восточных епископов и свои действия постепенно переставали согласовывать с восточными епископами. Этому способствовала и территориальная разобщенность западного и восточных патриархатов.

Постепенный уклон от первохристианства

Христианская церковь постепенно отходила от первохристианства. Лишь в первом (апостольском) веке мы видим прекрасную картину первохристианства, видим апостольское христианство, когда все верующие были священниками Бога Всевышнего, а епископское (пресвитерское) и диаконское служения были лишь одним из видов священнического служения. Во втором веке уже намечаются признаки разделения христиан на духовенство (то есть на служителей церкви) и на прихожан (то есть на посетителей богослужений), и при этом уже начинает возвеличиваться личность епископа. В третьем веке стало постепенно практиковаться крещение младенцев, которого не знало апостольское христианство. На крещение перестали смотреть как на обещание верности Христу, постепенно крещению придавалось возрождающее и спасительное действие. Менялся и взгляд на хлебопреломление, на которое начинали смотреть как на принятие Самого Христа под видом хлеба и вина. Крещение и хлебопреломление объявлялись великими таинствами, и в то же время постепенно переставало уделяться должное внимание действительно великому таинству - рождению свыше, которое происходит только при всецелой отдаче сердца Христу. В четвертом веке, когда христианство было объявлено государственной религией, был сделан громадный шаг по пути удаления от первохристианства. Тысячи военных и чиновников, ради выгоды, ради того, чтобы снискать благоволение в глазах римского императора и таким образом обеспечить себе продвижение по служебной лестнице, устремились в христианскую церковь, в душе оставаясь язычниками. Четвертый век - это век оязычивания христианства. В этот век усложняется христианское богослужение в смысле уклонения его в пышную обрядность, а для проповеди, естественно, оставляется меньшее место. К пятому веку уже основательно созрели культы девы Марии и святых угодников, к которым стали обращаться, как к заступникам и ходатаям.

Расхождение между Западной и Восточной церквами в VI веке

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Император
Константин в те годы

Оставив папский престол
Уполномоченные императора приступили к осуществлению эдикта по всей германии

сайт копирайтеров Евгений