Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Как мы видели, Реформация в Швейцарии пошла своим особым путем, и ее вожди - Цвингли и Кальвин - сделали попытку синтеза церкви и государства, чтобы создать теократию, то есть правление Бога на земле. Но на обоих швейцарских реформаторах видны капли крови казненных ими в союзе с государством цюрихских анабаптистов и Михаила Сервета, сожженного за отрицание божественной Троицы, по настоянию Кальвина, в Женеве 27 октября 1553 года.

Определенно отрадным явлением Реформации мы должны считать широкое анабаптистское движение, родившееся в Швейцарии, в Цюрихе, в 1525 году и затем постепенно распространившееся по всему континенту Европы.

От анабаптистов цюрихского направления, самым видным представителем которых является, вне сомнения, Валтасар Губмайер, родились впоследствии менониты и баптисты нашего времени.

Какие же дискуссии догматического характера происходили в эпоху Реформации между ее основными представителями? Мартин Лютер, Ульрих Цвингли и Иоганн Кальвин, будучи едиными провозвестниками учения об оправдании верою, ломали копья по вопросу о причастии (хлебопреломлении). Велись горячие дебаты вокруг слов Христа на Тайной вечери: "Сие есть Тело Мое... сие есть Кровь Моя".

Анабаптисты, будучи едиными с вождями Реформации в учении об оправдании верою, кардинально расходились с ними в вопросе о крещении, проповедуя крещение только сознательно верующих во Христа как личного Спасителя и решительно отвергая крещение младенцев.

Анабаптисты проповедовали также всеобщее священство, самостоятельность каждой поместной церкви, а также (что для них характерно) отказ от присяги и военной службы.

Реакция католицизма на Реформацию

Теперь перед нами вопрос: как же реагировала мощная католическая церковь на все события Реформации? Двумя мероприятиями: учреждением ордена иезуитов и созывом Тридентского собора.

Орден иезуитов - оплот контрреформации

Иезуитов с полным правом можно назвать "гвардией папы". Какова же история их возникновения?

19 мая 1521 года в сражении с французами под Памплоной испанскому рыцарю Игнатию Лойоле вражеская пуля раздробляет правую ногу, и эта пуля приобретает в истории христианства небывалое значение. Она порождает, если можно так выразиться, сильнейший орден католической церкви - орден иезуитов. Каким же образом? Тяжело раненный рыцарь Игнатий Лойола целый год лежал в постели, испытывая сильнейшие боли. Лежа на одре болезни, он обдумывает свою дальнейшую карьеру. Рыцарем при испанском королевском дворе он больше уже не может быть; не может он быть и рыцарем-миннезингером, то есть певцом своей "дамы сердца". Что ему остается делать? Ему попадают в руки "жития католических святых", и отчаяние его, хромого, разом кончается. Он посвятит себя рыцарским подвигам на другом поле битвы! Он будет воином святой католической церкви! Королем его будет Иисус Христос, а "дамой сердца" святая дева Мария!

Покинув одр болезни, Игнатий Лойола совершает путешествие к гробу Господню и, вернувшись, поступает в испанский университет в Алкале. У него нет никаких материальных средств, и он вынужден просить милостыню на пропитание. Его не смущают никакие трудности жизни. Через некоторое время он переселяется в Париж и продолжает здесь свою учебу. Здесь же, в Париже, он основывает свое общество - "общество Иисуса". Среди его первых последователей уже известные люди, католические миссионеры Франц Ксавье и Петр Фабер.

В 1537 году они отправляются в Рим, где на папском престоле сидит папа Павел III - дальнозоркий политик. Он сразу учуял полезность "общества Иисуса" для выгод католической церкви, и в 1540 году утверждает новый орден. Правилами этого "ордена иезуитов" являются строжайшая дисциплина и полная самоотверженность. Кроме трех обетов, обязательных для всех монахов, а именно - обетов нищеты, целомудрия и послушания, в ордене иезуитов установлен еще четвертый обет: полного послушания папе.

Орден иезуитов, надо сказать, является чудом организаторского гения Игнатия Лойолы. В короткое время он превратился в настоящий форпост католической церкви и стал во главе всей контрреформации. Следуя своему основному принципу - "цель оправдывает средства", - он повсюду наносил ощутительные удары делу Евангелия.

Триентский собор (1545 - 1563 гг.) - оружие против протестантизма

Собор в Триенте был созван в 1545 году по инициативе императора Карла V, который надеялся, что он положит конец всем спорам между Римом и протестантами. Протестанты отказались принять участие в том Соборе, и поэтому Триентский собор превратился вскоре в острейшее орудие против протестантизма.

Собор был открыт в декабре 1545 года и продолжался до 1563 года, то есть целых восемнадцать лет. На повестке дня Собора два важных вопроса: реформа церкви и укрепление церковных догматов.

Оба вопроса обсуждались одновременно, и, надо сказать, не без успеха. Прежде всего были установлены источники учения католической церкви, а именно - Священное Писание и "апостольское предание", причем и то и другое на равных правах. Была введена в церковное употребление "Вульгата", то есть Библия, переведенная на латинский язык. Истолковывать Библию имеет право только церковь. Это последнее постановление было явно направлено против Реформации.

Далее выносится: "Никто не имеет права печатать и издавать книги религиозного содержания без указания имен автора, их продавать или для себя хранить, если они не прошли цензуры епископа и не одобрены им. Наказание за нарушение этого - отлучение и денежный штраф". Этим постановлением запрещалось распространение в католических странах сочинений Мартина Лютера и других реформаторов.

Триентский собор принял также решение против учения об оправдании верою, и это решение гласит так: "Кто утверждает, что грешник оправдывается только верою, тот да будет проклят" (Анафема!).

Собор в Триенте утвердил все прежние установления католической церкви, все таинства церкви, безбрачие духовенства, культ святынь, учение о чистилище, отпущение грехов за деньги и примат папы.

Собор провозгласил самым тяжелым грехом - отход от церкви. Все другие грехи, будь они самые позорные, извинительны. Но поворачивающийся спиной к католической церкви - погиб навеки.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

От цюриха - в другие городареформация
Молодость свою феодосии провел в курске
Вернувшихся к первохристианству

Инквизиционные трибуналыquot

сайт копирайтеров Евгений