Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

 

Период формирования: 500—250 гг. до н.э.

Монахи и миряне

согласно традиции, Будда странствовал еще сорок пять лет после своего просветления, собирая вокруг себя монахов и мирян и наставляя их в истине. Он проповедовал мирянам правила накопления заслуг (хорошей кармы), призывая их давать милостыню тем, кто отказался от домашней жизни, и соблюдать пять нравственных заповедей: не лишать человека жизни, не лгать, не воровать, не прелюбодействовать и не употреблять алкогольных напитков. Он учил, что милосердие и нравственность служат средствами достижения гармонии и благополучия в этой жизни и благоприятного рождения в следующей.

Тех, кого он находил достаточно подготовленными, он посвящал в таинства «высшей Дхармы» — истины, раскрывающей сущность страдания, его причины и способы избавления от него, а также указывал им и монашеский путь, ведущий к нирване.

Шраманы, как правило, старались по возможности устраниться от общества. Будда наставлял своих монахов, что им следует «бродить в одиночку, как носороги», не ища себе другого убежища, кроме Дхармы. Однако это не означало, что они должны избегать всякого общения с мирянами. Будда отрицал жизнь, проводимую в крайнем аскетизме, — окончательный уход от мира и практику сурового самоистязания; он учил монахов следовать Дхарме «ради благополучия многих». Что самое важное, он призывал и своих учеников-монахов, и мирян жить в отношениях взаимовыгодной зависимости. Можно сказать, что тем самым Будда возвел нужду в добродетель. Монахи, чьи занятия не позволяли им трудиться ради удовлетворения собственных потребностей, должны были жить за счет мирян, одаривавших их пищей, одеждой, лекарствами и временным пристанищем. Но при этом вовсе не имелось в виду, что монахи являются бесполезным придатком общества. Миряне в свою очередь извлекали пользу из учений монахов и из хорошей кармы, накопленной ими. Эта карма гарантировала более благоприятное рождение в следующей жизни, ведущее к тому, что бывший мирянин в конце концов оказывался готовым к вступлению на путь монашеского достижения нирваны.

«Они оказывают вам великую услугу, о монахи, все брахманы и домохозяева, что снабжают вас одеждой, милостыней, кровом, ложем и лекарствами. Вы также оказываете им великую услугу, когда возвещаете им Благое Учение и наставляете их в правилах чистой жизни. На вашей взаимопомощи друг другу держится монашеская жизнь, уводящая за пределы перерождений и кладущая конец страданию. Полагаясь друг на друга, домохозяева и не имеющие дома способствуют процветанию Благого Учения. Благодаря этому вторые получают одежду и отдых, а первые, следуя Учению в этом мире, Пути, ведущему к лучшей форме перерождения, вкушают в мире богов обладание счастьем»2.

«Пятью ... способами следует благородному мирянину оказывать почести саманам-брахманам [т.е. последователям Будды]: дружественными поступками, дружественными речами, дружественными мыслями, открытыми дверьми [своего дома] и удовлетворением их насущных потребностей. Почтенные благородным мирянином этими пятью способами, саманы-брахманы проявляют свою любовь к нему шестью путями: отвращают от зла, направляют к добру, думают о нем с любовью, учат тому, чего он еще не слышал, исправляют и очищают то, что он уже слышал, и открывают ему путь на небеса»3.

Благодаря своей нравственной чистоте и мудрости монахи служат обществу вместилищем праведности, «полем благих заслуг».

«Община учеников Бхагавана [т.е. Будды] ведет праведную жизнь, она достойна подаяния, достойна гостеприимства, достойна подношений, достойна почестей; это несравненное поле благих заслуг для всего мира»4.

Миряне охотно снабжали монахов всем необходимым. В них видели не только источник мудрости и чистой жизни; считалось также, что они обладают особыми силами, приобретенными благодаря мудрости и чистоте. Существовало поверье, что само присутствие монаха способно отогнать неудачи и болезни и создать атмосферу благополучия. Будда часто изображается изгоняющим злых духов, наславших болезнь на город Вайшали, или укрощающим диких зверей. Считается, что он передал своим ученикам знание специальных стихов, называющихся паритта37* («защита»), произнесение которых способно отвратить опасность и создать благоприятную обстановку.

Первые ученики

Значительное число людей — и мужчин и женщин — откликнулось на учение Будды. Первыми привлеченными им к монашеской жизни были пять шраманов и пятьдесят пять купцов «из благородных семей». Согласно легенде, эти шестьдесят человек скоро достигли состояния архата («святого»), в котором угасли все желания и которого уже не ожидало новое перерождение. Затем Будда отправил их «странствовать ради блага многих, ради процветания многих, из сострадания к миру», чтобы они проповедовали Дхарму и «провозглашали превосходную, совершенную и чистую жизнь в святости»5. К Сангхе. присоединились многие брахманы, в том числе Шарипутра и Маудгальяяна38*, ставшие главными учениками Будды. Шарипутра был известен своей великой мудростью, а Маудгальяяна — своими сверхъестественными способностями (превышающими человеческие возможности слухом, зрением и т.д.).

После начала своего служения в Магадхе Будда вернулся домой в Капилавасту39*, главный город племени шакья, где приобщил к монашеской жизни своего сына Рахулу, двух своих двоюродных братьев — Ананду40* и Девадатту41*, а также одного из своих слуг, цирюльника Упали42*. Ананда стал спутником и слугой Будды в его дальнейшей жизни. Девадатта, бывший не только двоюродным братом, но и деверем Гаутамы, пытался соперничать с ним в руководстве монашеской общиной, но безуспешно. Он изображается как человек, который вопреки всем своим монашеским обетам затаил обиду на Будду, поскольку тот оставил свою жену (сестру Девадатты) в одиночестве. Упали, цирюльник, был одним из немногих представителей низших слоев общества, присоединившихся к Сангхе; Упали и Ананда остались в памяти буддистов как два человека, пересказавших полное учение Будды перед великим Собором монахов сразу вскоре  после его смерти43*.

К монашеской жизни Будда допускал (хотя, как говорит традиция, с большими оговорками) и женщин. Первой монахиней стала женщина по имени Махапраджапати, вторая жена отца Будды (его первая жена, мать Будды, умерла спустя несколько дней после рождения Гаутамы). Свидетельства о раннем периоде монашеского движения уделяют весьма малое внимание монахиням, но тем не менее очевидно, что к Сангхе было привлечено значительное количество женщин, в основном — бездетных вдов.

Знаменитые ученики Будды из числа мирян были выходцами из среды торговцев и правителей — отец, мать и жена Ясы, богатого купца, который сам стал монахом; царь Магадхи Бимбисара; отец самого Будды; Амбапали, богатая куртизанка. Это имена лишь тех, кто, согласно источникам, принял на себя формальное обязательство следовать учению Будды. Основную часть мирян, сыгравших решающую роль в ранний период становления буддизма, составляли домохозяева. Даже те из них, кто не был как следует знаком с учением Будды и не давал обетов следовать ему, почитали и поддерживали новых шраманов в надежде обрести благодать через общение с ними.

Люди, решившие следовать за Буддой, давали обет вести высоконравственный образ жизни и соблюдать строгий распорядок дня. Они не могли лишать жизни ни одно живое существо; они не должны были лгать, воровать, вступать в половые связи, пить алкогольные напитки, участвовать в любого рода развлечениях, пользоваться удобными сиденьями и кроватями, иметь деньги и есть чаще одного раза в день. Им было разрешено иметь лишь минимум необходимых вещей: нижнее и верхнее одеяние, пояс, чашку для еды, сетку для фильтрации воды, зубочистку, бритву, иголку и посох. Сначала они вели образ жизни, обычный для всех шраманов: скитались, жили в лесу, предавались медитации; носили выброшенные за ненужностью лохмотья, питались подаянием; использовали в качестве лекарства только коровью мочу. Со временем Будда позволил своим шраманам селиться неподалеку от деревень, чтобы облегчить себе добывание пропитания, принимать подаяние от мирян в виде одежды и приглашения на трапезу, пользоваться различными лекарствами в соответствии со своими нуждами. Те, кого называли «лесными жителями», продолжали придерживаться прежнего образа жизни, однако большинство стало «деревенскими жителями»44* Это различие сохранилось и до сих пор существует среди буддистов Тхеравады. Независимо от того, был ли буддийский монах «лесным» или «деревенским» жителем, его образ жизни был направлен скорее на поддержание крепкого здоровья и сохранение полного самоконтроля, чем на самоистязание и отречение от физического существования.

Монахи бродили по лесу, затем приходили в деревню, чтобы поесть, отдохнуть и заняться медитацией, а также встретиться с желающими их видеть мирянами и дать им наставления; переночевав за пределами деревни, они уходили дальше. Подобным образом они жили все время, за исключением сезона дождей — примерно четырехмесячного периода, длившегося с середины июня до середины октября. Передвигаться в эти месяцы было трудно, и шраманы обычно скрывались на это время в каком-либо убежище. Некоторые из монахов строили себе временные дома в лесу и жили там  в одиночестве, предаваясь медитации. Большинство же следовало примеру Будды и селилось по соседству с обжитыми районами, где можно было без особого труда собирать подаяние.

Имеются сведения о том, что в числе жертвователей были царь Магадхи, богатый купец Анантхапиндика и куртизанка Амбапали (все они предоставили в распоряжение Будды и его монахов тенистые рощи, располагавшие  к отдыху и  покою).   В  сезон дождей  монахи  часто

собирались вместе с Буддой. Традиция такого «затворничества в сезон дождей» способствовала развитию монашеского общежития и установлению более тесных связей между монахами и мирянами.

После Будды

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Богатство религий американских индейцев религиозная жизнь коренных американцев представляет собой америки религий
Их сила в конечном счете основывается на силе верховного божества
Вероятно
Меняющим религиозную ситуацию на тайване
Религиозные традиции мира Религии коренных жителей Америки религиоведения 11 религии

сайт копирайтеров Евгений