Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Если для евреев Израиля насущной необходимостью является нахождение объединяющего консенсуса, чтобы преодолеть их политико-религиозную поляризацию, то необходимость культурного выживания для евреев Соединенных Штатов, живущих в условиях многоликого политико-религиозного плюрализма, и является таким консенсусом. Основанная на принципе отделения религии от государства, религиозная жизнь Америки побуждает соответственно различные религиозные и этнические образования к укреплению своих общинных позиций. В случае с евреями это означает развитие национальных и региональных объединений, включающих в себя религиозные и нерелигиозные группы. Так как эти объединения ответственны за всю еврейскую (региональную и национальную) общину, дух плюрализма и примирения превалирует обычно даже там, где религиозные различия бросаются в глаза. Кроме того, так как евреи составляют религиозно-этническое меньшинство, для них необходимо оставаться объединенными с целью отстаивания своих интересов на местном и государственном уровнях. Особенно остро эта проблема стояла в прежние десятилетия, когда евреи ограничивались в пользовании некоторыми медицинскими и общественными институтами, а также лимитировались неофициальными квотами при зачислении в университеты и при приеме в государственные учреждения или частные фирмы. По этой и другим причинам евреи Америки образуют партии, поддерживающие совместные политические действия и признающие роль малых групп. Естественно, что это значительно влияет на их религиозную жизнь. Язвительная вражда между либералами и ортодоксами, некогда общая по всей Европе, никогда не была отличительной чертой еврейской жизни в Америке. Ее религиозный и общинный облик сформировали главным образом евреи, эмигрировавшие в XIX в. из Европы и России. Ранние волны немецких евреев принесли с собой реформированную идеологию, вдохновленную Гейгером, и произвели ряд изменений в литургии (сокращенные молитвы, пение на национальном языке или параллельное пение, совместные места для мужчин и женщин). Сформировалось либеральное отношение к требованиям Галахи: пищевые и субботние предписания ослаблены или от них отказались совсем, традиционный головной убор необязателен. Преданность американским идеалам привела в ранний период к отрицанию евреев как народа (а также и сионизма) и к популярности идеи универсального братства. Тот факт, что первая реформистская раввинистическая школа была основана в Охио, символизирует собой главенствующую в ранний американский период ориентацию на среднеевропейские страны. Во многих отношениях реформированный иудаизм перенимает черты протестантизма и часто превращает раввина из ученого в проповедника, который в культовом одеянии сидит за возвышенной кафедрой лицом к собранию. Результатом отхода от традиции явилось то, что многие из этого собрания живут вообще без связи с религией, осуществляемой через раввина, и смотрят на религию как на время от времени повторяющееся субботнее действо с минимальным влиянием на их ценности и образ жизни в течение недели. В последние годы реформированный иудаизм получил более традиционное понимание как авангард литургических изменений, происходящих, однако, в рамках традиционных категорий; его нынешней чертой является также поддержка государства Израиль. Борьба реформированного иудаизма за универсальные и социальные ценности, против злоупотреблений и нарушений гражданских прав в Соединенных Штатах и за рубежом выражает собой моральное самосознание американского еврейства.

Евреи, приехавшие в Америку в конце XIX и в XX в., привезли с собой более старые традиционные представления и тогдашние их компромиссные варианты. Консервативный иудаизм, например, происходит из более умеренно реформированных групп Европы, которые настаивали на строгом подходе к традиционному изучению Торы и благочестию, хотя и признавали исторический характер иудаизма. В Америке консерваторы допускают некоторые изменения литургии и Галахи, но делаются они с величайшей осторожностью. Так, если некоторые консерваторы вводят во время богослужения параллельное чтение на английском языке и допускают общие места для мужчин и женщин, то сохраняется строгое отношение к пищевым запретам и субботним предписаниям, а литургия и по содержанию, и по языку остается в рамках традиции. Как это всегда было принято в консервативных кругах, местный рабби осуществляет контроль за религиозной жизнью своей общины, однако теперь он консультируется со своим «комитетом по ритуалам» и находится под моральным руководством раввинистического комитета «Закон и обычай» в консервативной ешиве. Результатом всего вышесказанного является широкий спектр моделей поведения и убеждений среди тех евреев, которые входят в консервативные общины. Этот плюралистический характер сохраняется даже в таких спорных случаях, как разрешение на поездки в субботу или на работу, связанную с приготовлениями к празднику, в вопросе о том, могут ли женщины вызываться для чтения Торы или исполнять обязанности раввина. Последнее является новым обстоятельством для консервативных евреев, так как лишь совсем недавно стали принимать женщин в раввинистические школы (общая служба в реформированных ешивах существует уже более нескольких десятков лет).

Евреи из Восточной Европы составляют ортодоксальные американские общины, которые придерживаются традиционных взглядов на вопросы авторитета, религиозной практики и образования. Тем не менее допускаются посещение светских школ и занятия светскими науками. В так называемой «современной ортодоксии» подчеркивается значение крепких корней, уходящих в традицию, однако принимаются и деловая деятельность, и широкие социальные контакты с окружающим нееврейским миром. Естественно, что по поводу таких компромиссов возникают споры, но «современная ортодоксия» настаивает, что борьба за подобную интеграцию соответствует духу традиции, которая всегда была открыта для широкого мира образования и экономики, хотя и принимая его с осторожностью (или живя в двух сферах). Более традиционные ортодоксы в Соединенных Штатах, многие из которых прибыли в страну после второй мировой войны, вообще отрицают контакты с внешним миром и живут в изолированных районах, где, как они утверждают, могут сохранить ценности и образ жизни иудаизма, основанного на «правде Торы». Для них современность — сплошное безбожие и угроза всему тому, что они считают святым. Эти чувства относятся также к их идеологической борьбе за души светских евреев и к их попыткам вернуть последних назад, к истинной традиционной дороге.

К числу знаменательных изменений последнего времени в современной еврейской жизни Америки относится увеличение роли дневных школ, особенно среди ортодоксов и консерваторов. Образование в этих школах совмещает серьезное изучение классических еврейских источников с не менее серьезным изучением светских предметов, но все это в рамках традиционных ценностей. Феномен дневных школ отражает возросшее значение традиционного образования среди американских евреев и является формой институционализации нового пути интеграции евреев в западную культуру. Оба религиозных направления, в соответствии со своим пониманием и отношением к Галахе, имеют возможность отстаивать свои преимущества и ценности. Дополнением к дневному и вечернему еврейскому образованию является опыт, полученный в еврейских летних лагерях. Он углубляет восприятие юными евреями иудаизма и помогает им выработать те модели поведения, которые являются критерием идентификации еврея и дома в условиях традиционной культуры и в светском окружении. Система образования для взрослых, финансируемая синагогами, стремится углубить знания по еврейской истории и иудаизму среди старших поколений. Группы по изучению Торы для мужчин были всегда обычным явлением для ортодоксов, однако теперь среди «современных ортодоксов» возникают также группы для женщин. В консервативных и реформированных направлениях многие из таких групп представляют собой кружки (хавурот) близких друзей, которые могут встречаться на маленьких молитвенных собраниях, входящих в структуру более широкой общины. Движение Хавура всегда настаивало на свободном устройстве этих маленьких собраний, характер молитв и привязанность к традиции в которых определяются их членами. Отсутствие иерархии обеспечивает равное участие мужчин и женщин в соответствии с различными типами литургических инноваций. Некоторым образом новое движение идет дальше идеологии старших поколений Америки. Его серьезное отношение к традиции, которое, однако, не является догматическим и стремится отражать ценности участников движения (свободное самовыражение, совместность), представляет собой новый синтез традиции и современности — явление, находящееся в стадии становления и исключительно американское.

Можно добавить, что совместное участие мужчин и женщин в этих группах, как в общинах реформистов, так и в особенности в консервативных синагогах, является принципиальным изменением огромного значения в традиционной еврейской жизни. Весь смысл этого изменения не может быть еще оценен. Можно только предположить, что равное участие мужчин и женщин, а также равно для них понимаемое благочестие будут играть большую роль в еще формирующемся либерально-традициональном мировоззрении. Конечно, одним из ощущаемых уже теперь результатов движения Хавура, а также активного привлечения в иудаизм женщин является то, что идея о необходимости для евреев самим активно формировать свою собственную религиозную жизнь все больше усиливается.

Формы и особенности еврейской жизни в Израиле и Соединенных Штатах конца XX в вряд ли могли быть предсказаны век назад, поэтому следует думать, что в будущем возможны новые виды синтеза и новые идеалы. Современный еврейский ученый и мыслитель Симон Равидович однажды назвал евреев «вечно умирающим народом». Но евреи и иудаизм обновляются и вечно возрождаются вновь. Какими они будут завтра, зависит от них самих. Хотя еврейская традиция включает в себя догматические и недогматические учения, гибкое и строгое отношение к Закону, главным, что определяло их структуру, их содержательную часть, были метагалахические ценности: любовь к добру, справедливость и ахават Исраэл — «любовь к народу Израиля». Современные евреи верят, что главенствующая роль именно этих ценностей определит собой судьбу древней и молодой религии иудаизма в будущем.

Словарь терминов

Акиба — знаменитый рабби в древней Палестине (50—135 гг. н э ) Великий ученый, основавший академию в г Бне Брак, Акиба бен Иосеф был также легендарным мистиком и учеником   В 135 г  н э   замучен римлянами

Ашкенази — первоначально термин «ашкенази» относился к народам и странам, расположенным от Евфрата до Армении В средние века им стали обозначать область еврейского рассеяния в Северо Восточной Европе Ныне этот термин относится ко всему комплексу культурных проявлений в жизни евреев Восточной Европы и России (см также Сефарды)

Бар (бат) мицва — собственно «сын (дочь) заповеди» Первоначально выражение обозначало личную ответственность за исполнение божественных заповедей иудаизма Теперь относится к случаю достижения мальчиком или девочкой религиозного совершеннолетия для мальчиков — 13 лет, для девочек — 12 лет и один день

Бен (др.-евр. «сын») — Акиба бен Иосеф, Акиба сын Иосефа

Галаха — всякий нормативный еврейский закон, обычай либо их полный комплекс Галаха представляет собой ряд юридических установлений, сформулированных авторитетными раввинистическими юристами и учителями В более узком смысле «жить по Галахе» означает правильный и нормативный, с точки зрения иудаизма, образ жизни

Галут — «изгнание» Термин относился к изгнаниям евреев с их родины С течением времени это слово стало выражать собой более широкое понятие об отсутствии у евреев всякой родины и об их положении вечных изгнанников В более узком смысле «жить в галуте» — значит жить в диаспоре, а также пребывать в состоянии духовного и физического отчуждения

Гиллель — мудрец классического периода, живший в Вавилонии, часто именуется «патриархом» Его учение выражает идеалы фарисейства и является основой в традиции фарисеев и способах их интерпретаций Библии Школа его продолжателей, известная под названием Бейт-Гиллель, противоположна другой современной ей школе — школе Шаммая.

Завет — в Библии это слово относится к религиозному союзу, заключенному между Богом и народом Израиля на горе Синай, когда была дана Тора В иудаизме под Заветом понимается вечный союз между Богом и народом Израиля, основывающийся на соблюдении народом божественных заповедей Это — главное теологическое представление, выражающее собой идею о божественной милости и особой заботе Бога о евреях

Заповедь — согласно раввинистической традиции, имеется 613 заповедей, базирующихся на Торе Из них 248 утвердительных и 365 запретительных Такие цифры символизируют собой тот факт, что божественное служение должно осуществляться всеми частями человеческого тела в течение всех дней года По-древнееврейски заповедь — мицва Обычно мицвой называется любой акт религиозного послушания, в более узком смысле мицва — всякое благое дел                                                

Израиль — в библейские времена это название относилось к северным племенам исраилитов, хотя им обозначался также и весь народ В ходе своей истории евреи всегда считали себя прямыми наследниками древних израильтян, поэтому для них этот термин носил прежде всего культурно-религиозный смысл В наше время Израиль — также название государства, провозглашенного в 1948 г

Каддиш — молитва, произносимая скорбящим по умершему Имеется несколько вариантов этой молитвы, произносимых в тех или иных обстоятельствах Большинство из них написаны по-арамейски

Кошер — допустимая, правильно приготовленная с точки зрения традиционного иудаизма еда Иудейские пищевые запреты основываются на предписаниях Библии Только парнокопытные жвачные животные допускаются для употребления в пищу Кроме того, молочные продукты не должны ни храниться, ни употребляться вместе с мясными Из морских животных можно употреблять в пищу только тех, кто имеет плавник или чешую, т е рыбу Домашняя птица приравнивается к мясной пище

Маймонид — великий средневековый рабби, врач, ученый и философ (1135—1204), часто именуется акронимом Рамбам Родившись в Испании, Маймонид бежал от преследований в Марокко, а оттуда в Египет  Его труды включают в себя комментарии на Мишну, юридический труд, называемый Мишна-Тора, замечательное произведение средневековой еврейской философии — «Путеводитель для заблудшего».

Мезуза — «страж дверей». Небольшая коробочка с отрывком текста из Библии, укрепляемая на внешних (иногда и на внутренних) дверях дома Обычай укрепления Мезузы восходит к пассажу во Второзаконии 6:1—4.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Жизненная форма подлинно существует лишь в той мере
Как в святилище дэва все необходимые вопросы были улажены
Путешествующими торговцами буддистами
Дзэнские монахи
Высказанных дзэн скими наставниками на протяжении веков

сайт копирайтеров Евгений