Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

И вот, когда собрались учителя в школе и стали читать своим ученикам трактат Незекин, этот мамзер также явился в школу, где юноши изучали законоположения. Тогда встал один из них и сказал ему: ты не должен учиться, ибо всякий, кто не чтит учителей Закона, подлежит смерти! Как ты посмел явиться в школу изучать законоположения, когда ты мамзер и сын оскверненной!? И, отвечая, этот злодей заявил: это вы злодеи и сыновья блудницы; ибо поистине, вы смотрите в книгу, но не понимаете, что правое, а что левое, кто учитель, а кто ученик, что добро, а что зло, кто благороден, а кто из черни. Если вы знаете, ответьте мне: кто мудрее, Моисей или Иофор? То, что говорил Моисей, то ложное свидетельство, ибо Моисей перенимал обычаи у Иофора и слушал его указания; поэтому говорю вам, что Иофор превзошел в мудрости Моисея, того Моисея, о котором вы говорите как о великом пророке, ибо сказано в Писании: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу»270. Когда законоучители услышали, что говорит мамзер, и узнали, чему он учит, они собрались и объявили ему проклятие и отлучение за то, что он говорил, и договорились между собой: мы должны исследовать, кто его отец и кто мать, из какого он рода, какой [принадлежит] школе, чтобы стало ясно все его дело.

(4) По этому поводу многие из народа говорили им: мы слышали о его матери, что к ней ходил один злодей и развратник Иоханан, а ее муж пустился в бегство, и мы не знаем, где он. Тогда пришли учители к его матери и спросили ее: кто ты и чья ты дочь? Она отвечала: я происхожу из рода царя Давида. Они спросили: как тебя зовут? Она ответила: мое имя Мириам. Кто твой муж? Она сказала: Иосиф бен Пандира. Где он? Она отвечала: тридцать лет назад он ушел от меня, и я ничего о нем не знаю. Они спросили: чей сын твой ребенок? Она сказала: его сын, потому что я забеременела, когда жила с ним третий месяц и никого больше не знала. Но учители сказали ей: мы же думаем про этого ребенка, что он мамзер и сын оскверненной.

Тут выступил р. Симеон бен Шетах и сказал: слушайте, братья, что я слышал и что знаю об этом деле. Знайте же, что тридцать лет назад ее муж Иосиф приходил ко мне — он учился у меня законоположениям — и поведал мне, что в одну из ночей, когда он отсутствовал в школе, в их дом проник злодей Иоханан и овладел его женой дважды или один раз, когда у нее были месячные. Но она не знала, что это Иоханан, и думала, что это ее муж Иосиф. Когда же Иосиф вернулся из школы, то застал свою жену плачущей и сетующей и бьющей себя по лицу. Она сказала ему: горе мне и горе тебе! Он воскликнул: Мириам, что случилось с тобой и кто причинил тебе зло? Она, отвечая, сказала: как мне не плакать, не горевать и не бить себя по лицу, когда ты дважды входил ко мне этой ночью, когда я была нечиста, и совершил грех. Когда Иосиф услышал такие слова, он заподозрил злодея Иоханана, который давно уже положил на нее глаз, ибо она была стройна и красива. Теперь я понимаю, почему Иосиф захотел уйти в Вавилон; верно, он стремился избежать позора и поношения; так он и сделал, ушел и больше не возвращался.

Мириам сказала: учитель, так было дело, так оно и произошло, но я до сих пор пребывала в неведении относительно этого; Бог ведает истину, ибо Он видит мое дело и судит меня по праву; ведь я полагала, что в том грехе, который случился со мной, я невиновна, но теперь вижу, что я осквернена, мой муж умер, а мой сын — мамзер, горе мне! И сказал р. Симеон, подняв руки: воистину, ты невиновна! Прелюбодейство совершил Иоханан, и за это он предстанет на суд. Поэтому говорят наши учителя, — да будет благословенна память о них! — что собственное признание на суде весит столько же, сколько показание ста свидетелей. И согласились учители между собой, что мамзера Иегошуа следует удавить за то, что он в присутствии учителей Закона проявил упрямство пред Небом (Богом), а также решили отлучить его от Израиля и впредь именовать его не Иегошуа, а Иешу (JeSu), что значит «да изгладится имя его и память о нем» (jimmah semo uezikro); и действительно, с тех пор его называли только этим именем.

(5) Когда он узнал, что он на самом деле мамзер и сын оскверненной, что у его матери был любовник и что мудрецы приговорили его к смерти, он пришел в страх и поспешил уйти из Тиве-риады в Иерусалим; но Мириам осталась дома. И она послала в Вавилон, чтобы ее муж узнал правду об этом деле, а также передать ему, чтобы он вернулся из Вавилона.

В это время страной правила царица Елена, жена Константина (Helene maluka isath Kustantin)2П. Что же тот мамзер? Он проник в святилище, где находился камень основания (eben ha-sathjah), потому что эту основу (sathjah)272 заложил сам Бог ( ); и это был тот камень, на котором Иаков приносил жертвы и на котором было буквами написано непроизносимое Имя; всякий, кто овладеет этой тайной, может творить все, что пожелает. И мамзер захотел овладеть тайной. Но мудрецы Израилевы предупреждали, чтобы молодые израильтяне опасались этого пути, и соблюдали осторожность в таком деле. Два медных льва сидели у двух колонн перед входом в святилище, и каждый, кто входил туда и изучал буквы или записывал их на пергаменте, только он выходил назад, как львы рычали на него, и он забывал написанное. Что же тот мамзер? Он произнес буквы над своим бедром, разрезал его, не испытывая боли, и положил в бедро пергамент, на котором написал тайные буквы, и прежде чем выйти, заговорил это место. Когда он выходил, львы зарычали на него, и он тут же забыл написанное, но пергамент оставался на месте, и когда он удалился, разрезал себе бедро, вынул пергамент и вновь выучил буквы в спокойной обстановке. Он был единственным, кто так поступил, и после этого он мог творить все, что пожелает.

(6) Когда он почувствовал, что он обладает силой, он пошел и собрал триста десять молодых людей из знати Израиля и проповедовал им, говоря: да будет известно вам, что говорится в Писании: «Весь Израиль имеет удел в будущем мире»273. Слово «Израиль» означает, что один человек увидит в себе Бога (Ьх), и это я. Мое имя «Иешу» происходит от слова «быть», и я говорю, что мои возлюбленные будут274 наследниками, ибо они уверовали в меня и последовали за мной. Знайте же и веруйте, что я есть Сын Божий ( ). Я знаю, что мудрецы Израилевы собрались, приговорили меня к смерти и объявили, что я мамзер и сын оскверненной, но я не обращаю внимания на их слова, ибо они не ведают, что я пришел в мир, будучи послан Отцом Небесным (АЫ sabsamim), и все, что пророки предвещали о Мессии, сбылось на мне. Доказательством этому служит то, что Исайя сказал обо мне и моей матери: «Вот, дева во чреве приимет и родит Сына, и назовут его Эммануил»275; моя мать зачала от Бога, Который дал мне жизнь и родил меня. Не чудо ли то, что, прежде чем я пришел в мир, обо мне и моей матери пророчествовал пророк Исайя? и он сказал: «Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя... И прибегнут к Господу многие народы в тот день, и будут Моим народом»276. Другое доказательство, что я происхожу от Бога и рожден Им, содержится в книге Псалмов, где мой предок Давид, — мир ему! — вдохновенный свыше, говорит: «возвещу определение: Господь сказал мне: ты Сын Мой; Я ныне родил тебя»277. Доказательством же того, что Бог зачал меня без полового сношения, но посредством Духа вошел в тело моей матери, служат слова: «вот, Я приду и поселюсь посреди тебя». Моя мать действительно зачала посредством Святого Духа, а сыны Израилевы назвали меня мамзером. Но знайте, что моя мать была обручена с Иосифом, который был большим законоведом, питавшим благочестивые чувства к своей жене, и когда он узнал тридцать лет назад, что она зачала сына, то ушел в Вавилон и больше не возвращался. Собиравшиеся однажды мудрецы Израилевы неверно судили обо мне, что для меня не удивительно, ибо им должно было собраться, как пророчествовал мой предок Давид, — мир ему! — говоря: «Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное?»278, а также: «и князья совещаются вместе против Господа и Мессии Его»279. В этом псалме Давид предсказал обо мне все от начала до конца, начиная от слов «Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное?», и далее: «Я помазал царя Моего над Сионом, святою горою Моею»280; но «Восстают цари земные, и князья совещаются вместе против Господа и Мессии Его». Здесь говорится, что я буду помазан и обо мне замыслят злое, но всех, кто замышляет против меня, постигнет немилость [Божия], и над ними исполнится то, что сказал мой предок Давид: «Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их как сосуд горшечника»281. Они говорят обо мне, что я мамзер, но я рожден Богом; они называют меня сыном оскверненной, но я Сын Божий. Моя мать не имела любовника в этом мире, но родила от самого Господа, поэтому ее зовут Мириам, — читайте не «Мириам», но «Мария» ( )282. И это они мам-зеры, как сказал пророк о них: «ибо они дети блуда»283. Если вы ныне последуете за мной и будете соблюдать мои заповеди, то войдете вместе со мной в рай и получите мой удел.

Юноши сказали ему: если ты таков, как ты говоришь, сотвори знамение или чудо! Мамзер спросил их: какое чудо вам сотворить?

Они сказали ему: сделай так, чтобы встал парализованный и пошел хромой. Они пошли и привели ему одного парализованного; он произнес над ним тайное Имя, возложил на него руку, и тот стал ходить. Когда юноши увидели это знамение, они простерлись перед ним ниц и уверовали в него.

(7) Когда сыны Израилевы увидели, что некоторые язычники уверовали в него, они составили совещание и положили схватить его. И схватив [Иешу], они привели его к царице Елене, жене Константина, в чьи руки тогда перешла власть после Набу-каднецара, царя Вавилонского, за семьдесят лет до разрушения Храма. И обратились они к царице Елене: госпожа царица, этот человек, называемый Иешу, есть мамзер и великий чародей, благодаря чему он совращает людей и соблазняет Израиль, говоря, что он Мессия. За это он заслуживает смерти. Поэтому мы схватили его и привели к тебе, чтобы ты судила и вынесла суровый приговор этому сыну погибели! Тут Иешу раскрыл уста и сказал: госпожа царица, эти люди преступники, и о них сказал мой предок Давид: «Неужели не вразумятся делающие беззаконие?»284 И еще сказал он: «Они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня»285. Ты должна знать, что их речь лжива и обманчива, и они только ищут силы, чтобы разрушить мир. Но сила не у них, а у меня, и я восторжествую над ними, а они бессильны против меня. Ты должна знать, царица, что я Сын Божий, а не чародей, и ты найдешь в Писании, что пророчествовал обо мне Исайя: «Ибо он взошел пред ним как отпрыск и как росток из сухой земли»286. Исследуй это, и ты поймешь, что я этот отпрыск и этот росток; посему остерегайся их советов, так как мой предок Давид сказал: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых»287.

Тогда, отвечая, мудрецы воскликнули: госпожа царица, да будешь ты жива! не верь его словам и суди не по плоти, а по духу. И когда он говорит из Писания: «блажен муж», знай, что в слове «муж» (ha-iss) заключена такая же цифра, как и в слове «Иешу», и слово «Иешу» состоит из букв, которые означают: да изгладится имя его и память его (jimmah semo uezikro). Поистине тот, кто носит такое имя, погубит мир, и мы утверждаем, что это сей человек, о котором сказано в Писании: «Проклят человек»288. Он мамзер и сын оскверненной, а не Сын Божий, и заслуживает того, чтобы его предали смерти. Царица выслушала их слова и сказала: в вашем Законе написано: «по закону, которому они научат тебя, и по определению, какое они скажут тебе, поступи, не уклоняйся ни направо, ни налево»289; и в другом месте: «жезлом уст своих поразит землю, и духом уст своих убьет нечестивого»290. Далее говорится: «Во дни его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно»291. Тут выступил Иешу и сказал: я и есть он, — я убиваю и оживляю, и это те великие знамения, которые должно делать Мессии. Царица изумилась этому и поверила в то, что он Бог. И сказала мудрецам Израилевым, что презирает в своем сердце их веру. И пришло ей на ум, чтобы погубить всех иудеев, истребить и уничтожить их, — упаси Бог! — но она смущалась и стыдилась это сделать. И начались между ними большие раздоры: одни говорили это, другие то, но большинство из них не расходилось. Тогда Иешу сказал царице: оставайся в спокойствии, да будет тебе благословение Отца Небесного и мое благословение; я хочу отправиться в Верхнюю Галилею, ибо так велит мне Отец мой Небесный. И царица сказала: благословение твое со мной, иди и возвращайся.

(8) После этого Иешу ушел в Верхнюю Галилею. Когда иудеи узнали, что Иешу удалился, они пришли к ней и сказали: госпожа царица, этот человек небывалый чародей, и его чары таковы, что он может привлечь многих людей и отложиться от тебя. Тотчас же царица послала многих всадников и вестовых и велела привести его. Они пошли и нашли его в Верхней Галилее в окружении соблазненных им людей, которым он говорил: я Сын Божий, и о том, что мне надлежало явиться в мир, говорил мой предок Давид: «Господь сказал мне: ныне Я родил тебя»292. И когда посланные увидели, скольких он соблазнил, они хотели схватить его и отвести к царице, но люди Верхней Галилеи воспротивились им, и между ними вспыхнула война. И сказал им Иешу: не сражайтесь с этими отщепенцами! О них сказано: «вознеслись против Господа»293. И царица узнает, что я исполняю волю Отца Небесного и делаю то, что Он велит мне. Если вы не верите, что я Сын Божий, принесите мне глиняную 294 птицу. Они принесли ее, он произнес над ней тайное Имя, и она ожила, взмахнула крыльями и взлетела в небо. «Если вы и теперь все еще не верите мне, что вы хотите, чтобы я совершил?» Тогда каждый из них сделал из глины в своем доме вола, осла, курицу, осла, корову и разных птиц, и принесли их ему, и он оживил их, произнеся [тайное] Имя. Когда все эти преступники и отщепенцы увидели, что он совершил, то упали на землю, простерлись пред ним ниц и уверовали в него. Затем Иешу велел этим преступникам и отщепенцам, чтобы они принесли большой мельничный жернов и бросили его в воду. Тут он произнес [тайное] Имя, и жернов стал плавать по воде будто бы ореховая скорлупа (kakaliphath 'aguz). Затем он сам вошел в течение, сел на жернов, как на коня, и поехал на нем по воде точно посуху. Все отщепенцы, видевшие это, пришли в изумление. А Иешу сказал им (посланным царицей): так же, как посуху, я пересеку все море и прибуду к вашей госпоже царице, чтобы она увидела это своими глазами. Тут налетел ветер, когда он ехал по морю, и вынес его на сушу. А посланные вернулись к царице и сказали ей: мы исполнили все, что ты велела, и своими глазами видели великие знамения и чудеса. И рассказали ей обо всем, что увидели.

(9) Когда Иешу пересек море верхом на мельничном жернове, который плавал будто ореховая скорлупа, царица встала и оказала ему большой почет. И велела явиться всем старейшинам и мудрецам Израилевым и сказала им: вы говорили мне, что Иешу чародей, но он творит великие знамения и чудеса, какие до сего дня никто не мог совершить; и я думаю о нем, что он не Иешу, а Сын Божий! Старейшины, отвечая, сказали ей: госпожа царица, не думай так и не обращай внимания на эти дела, колдовские и чародейские, ибо обо всем этом мы предупреждали тебя и говорили тебе, что он мамзер и сын оскверненной и что он чародей, о котором написано в Законе: «Если восстанет среди тебя пророк или сновидец и представит тебе знамение или чудо... то не слушай слов пророка сего и сновидца сего; ибо [через сие] искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего»295. А что он Сын Божий, как он утверждает, то знай, что его позор скоро станет очевиден.

Когда царица узнала, что за мудрецов Израилевых выступает весь народ, она тотчас же велела передать Иешу, что желает узнать истину в его деле, и послала вестников, приказав привести его с почетом. И он явился к ней, и с ним пришли все отщепенцы и уверовавшие в него. Но прежде чем Иешу пришел к царице, старейшины и мудрецы Израилевы собрались на совет и сказали: все, что он творит, он творит при помощи тайного Имени; нам нужно выбрать молодого человека, чтобы он пробрался к камню основания, на котором написано тайное Имя, и выучил бы его, и тогда он сможет делать то же, что и Иешу перед царицей Еленой. И выбрали одного молодого человека по имени Иуда Искариот, который был весьма умен и проницателен, и сказали: так и так. И велели ему пробраться к камню основания, на котором было написано тайное Имя, и записать его на пергаменте, а потом спрятать в своем теле и выйти оттуда. Он так и сделал, вынес его в своем теле и, выучив его, приобрел силу творить все, что пожелает.

И вот когда Иешу с молодыми людьми прибыл к царице, царица тотчас же поднялась с места, оказала ему большой почет и воскликнула: благо тебе, да пребудет с тобой Святой дух! Тотчас же явились и мудрецы Израилевы со старейшинами и с Иудой Искариотом. И когда Иешу увидел старейшин, он обратился к царице и сказал: это подобно тому, что мой предок Давид говорил о сем времени: «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня»296. Ныне настало время и сбылись пророчества: вот входят сюда беззаконные люди! Но мне сказано пророком: «Не бойся их; ибо Я с тобою»297. Когда старейшины Израилевы подошли к царице, и Иуда Искариот с ними, встал Иешу напротив них, и они напротив его. И после многих речей и препирательств Иешу

воскликнул: «Он (Господь) пошлет с небес и спасет меня!»298 Ныне Он воззвал ко мне, и я взойду к Нему на небо. Сказав эти слова, Иешу взмахнул руками, как орел крыльями, и воспарил над землей. Все люди, видевшие это, пришли в изумление. И весь Израиль поразился этому.

Тогда мудрецы сказали Иуде Искариоту: да поддержит тебя Господь, повергни его, взлети и оскверни его своим семенем, чтобы иссякла вся сила его. Повинуясь их приказу, Иуда тотчас же [поднялся в воздух,] запачкал и забрызгал злодея своим семяизвержением, отчего тот осквернился и упал на землю. Но вместе с этим он сделал также и другое дело: ибо забрызганный семенем злодей забыл тайное Имя. И когда он осквернил Иешу, то осквернился семенем и сам и следом за ним рухнул на землю 299. И с тех пор, когда они (=христиане) спорят и ссорятся между собой, они говорят друг другу: «Да случится с тобою то, что Иуда сделал с Иешу!» И они плачут по этому случаю в течение ночи в день рождения Иешу.

Тотчас же Иешу почувствовал, что сила покинула его вследствие осквернения, совершенного Иудой, и что он забыл буквы, составляющие тайное Имя. Когда израильтяне увидели, что сила покинула его к спасению городов Израилевых, они собрались, прославили царицу и уверовали в слова мудрецов. Царица спросила Иешу: где твои дела, где те чудеса, о которых ты говорил? И отвечая, мамзер сказал: госпожа царица, знай, что пророчествовал о них пророк Исайя 300: «Разделилось сердце их, за то они и будут наказаны: Он разрушит жертвенники их, сокрушит кумиры их. Теперь они говорят: нет у нас царя, ибо мы не убоялись Господа; а царь, — что он нам сделает? » Это пророчество Исайи, — мир ему! — относится к этому народу, сбившемуся с пути и верящему лжи; поэтому Господь мой дал мне откровение...301 Я знаю, что должен претерпеть от рук человеческих страдания и смерть, но те, кто уверовал в меня, избегнут страшного суда, как сказал пророк Исайя: «Он понес на себе грех многих и за преступников сделался ходатаем»302. И я говорю вам: «Не отомстит ли душа Моя такому народу, как этот?»303

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

У них свидетельство подверглось основательной христианской обработке
Отличались в судах особенной жестокостью 169
175 этот рассказ о воскрешении мальчика зенона напоминает новозаветный рассказ о воскрешении

Апокрифические сказания о новозаветных лицах

сайт копирайтеров Евгений